Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


В Неделю о блудном сыне. 24.02.2019

В Неделю о блудном сыне.

24 февраля 2019 года в Неделю о блудном сыне, в Свято-Троицком мужском монастыре Божественную литургию возглавил наместник архимандрит Василий (Паскье).

Ему сослужили братия в священном сане.

На сугубой ектении были произнесены особые прошения "о единстве Святого Православия", по сугубой ектении отец наместник совершил молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине.

За богослужением пел монастырский хор под управлением иеродиакона Пантелеимона (Швецова) и хор воскресной школы под управлением Мальцевой Надежды Николаевны.

Проповедь перед причастием на тему Воскресной Евангельской притчи прочитал игумен Алипий (Маторкин).

По окончании Литургии отец Василий обратился к молящимся с пастырским словом.

Вторая неделя Триоди. Вчера на Всенощном бдении и сегодня на литургии мы слышали песнопения и непосредственно Евангелие о блудном сыне. Притчу, которую Иисус Христос рассказывал Своим ученикам, а сегодня и мы ее услышали.

Саму притчу мы знаем почти наизусть, как младший сын взял свою часть отцовского имения, ушел из дома, прогулял все, обнищал и голодал. Только что игумен Алипий прочитал прекрасную проповедь на Евангельское чтение. И в утверждение слов проповеди добавлю, что в этой притче пробуждают интерес три ключевых слова. Во-первых, он пришел в себя, во-вторых, встал, а в-третьих, пошел. Именно в этих трех словах прослеживается истинное покаяние.

Мы видим возвращение, возвращение в дом отца, на родину, к себе. Возвращение возможно лишь после того, как мы осознаем свое положение. Он пришел в себя, значит он увидел то положение где он реально находился, без оправданий, как это часто бывает с нами. Иногда человек весь в грехах, но думает о себе не то, что есть на самом деле. А сын пришел в себя, проанализировал ситуацию и вспомнил прежнее его положение, на родине, о всех привилегиях в отцовском доме. Пришел в себя – первый шаг нашего покаяния. Когда мы увидим себя, как мы есть, тогда мы можем сравнить с тем временем, когда мы были с отцом, на родине, дома.

Второе слово – он встал. Если он встал, значит он был упавший. Он увидел себя на уровне свиней, в грязи. Свиней кормили, а ему нечего было есть. Он был готов есть, то, что дают свиньям, но ему не давали даже этого. Такое не придет в голову нормальному человеку, значит действительно, насколько низко он пал. Евангелие подчеркивает, он встал и пошел. Пошел к отцу, значит, возвращается домой.

Если помните, Господь сказал Аврааму: «Иди в землю, которую Я укажу тебе;» (Быт.12:1). На Иврите написано слова «Лех Леха» т.е. иди к себе. Ни географически куда-то идти, но в самого себя. В притче мы слышим: пришел в себя. Он вспомнил о доме отца, откуда он ушел, встал и пошел. Возвращение к себе и движение Авраама, отца всех верующих: «И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую;» (Быт.12:4-5). Сын услышал свою совесть. Как и Авраам слышал Бога.

Когда мы приходим в себя, это значит пробудилась наша совесть. Вспоминаем откуда мы, что мы покинули и ту благодать, которую оставили в отчем доме. Нам необходимо встать. Если он встал, значит, он перестал быть подобен свинье, которая только в землю может смотреть, даже голову поднять не может. Человек единственная тварь, которая стоит на двух ногах. Все животные на четырех лапах живут. Некоторые ненадолго могут подняться, но потом все-таки принимают привычное положение. Когда он встал – он не только встал из своего падения, но и с уровня свиньи поднялся до человека – стал человеком. Тогда пошел домой. В таком положении можно возвращаться домой. Если бы свинья подошла к дому отца, что бы случилось? Выпроводили бы свинью вон, в стадо. А он встал и пошел к отцу своему.

В этой Евангельской притче мы чувствуем милосердие Отца Небесного, который ждет каждого из нас, каждого, кто отошел от Него, ушел далеко, потерял человеческий облик. Читая эту притчу, каждый ощущает радость, и радость отца, и радость сына. Да, стыдно было сыну, но радость затмевала стыд. Сын почувствовал любовь отца своего, такую любовь, которая ставит его в прежнее положение, до падения.

Истинное покаяние человека возвращает его в прежнее положение. Если мы придем в себя, соберемся, встанем на ноги, пойдем домой к Отцу своему, мы в полной мере ощутим ту радость, которая смешана с печалью, но именно это приводит к истинному покаянию.

Наступает время Великого поста. Время, как раз для того, чтобы мы пришли в себя, стали человеком перед Богом, собрались и пошли к Отцу своему, со словами: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим;» (Лук.15:18,19).

Давайте не будем ждать Понедельника первой седмицы Великого поста, сейчас уже надо себя настраивать, и пребывать постоянно в таком настроении. А то мы, действительно, ушли от дома, мы действительно, далеко от Рая. Наше покаяние, прийти в себя, встать и возвратиться на родину. Начало поста напоминает нам как первый человек отошел от Бога, и, конечно, не по своей воле, но по своей вине, отошел от Отца по своей гордыне, за то что не признал себя виноватым, Бог его временно изгнал из Рая. Весь пост будем думать, плакать, каяться, придем в себя, встанем на ноги, чтобы возвращаться домой.

Приготовляя нас к посту, церковь предложила нам эту Евангельскую притчу о блудном сыне.

Запомните в ней три важных действия: прийти в себя, встать и пойти.

Этим наставлением желаю вам всем, и братии и прихожанам начать движение домой, движение к Отцу нашему Небесному.

Чтобы у нас хватило сил, разума, слез покаяния, дойти до дома и получить те ценности, которые ждут нас там.

А если кто из нас праведник, как старший брат: «я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». (Лук.15:29,30), давайте не осуждать тех, которые с трудом возвращаются домой. Давайте будем с Отцом и разделим радость Отца. У старшего сына тот же отец. Как не разделить с отцом его радость? Грех старшего сына в том, что он, да, возможно не согрешил, не отошел от отца, всегда был с ним, но, именно, в этот момент отделил себя от отца, разделил сердце отцовское и не мог от своей гордыни и тщеславия встретить с радостью своего брата. Не смог поступить, как отец. В результате старший сын осужден больше, чем блудный сын, потому что он не пошел радоваться с отцом и сыном и всеми жителями дома, ушел ропща и сам отделил себя от общей праздничной трапезы.

Так что отцы и братия, лучше не считать себя праведником, не считать себя достойным лучшего, а считать себя грешным.

Как в прошлое воскресение мы слышали притчу о мытаре. Мытарь был оправдан, а праведник сам себя оправдывал, а Богом был отвергнут.

Пусть каждый поставит целью грядущего поста, прийти в себя, искать свою совесть и причины разделения нашего с Богом. Наверное, нам всем есть у кого просить прощения. Начинайте уже сегодня просить прощение у тех, кого мы, когда то обидели, или сами на кого-то обижены. Постараемся простить всех, кто придет у нас просить прощения.

Иногда слышу фразу, никогда не прощу. Подумайте о последствие этих слов. Если ты не простишь, то Отец Небесный отмерит тебе той же мерой, которой ты меришь. Следите за своими мыслями, за своими словами. Бывают эмоции переполняют и мы проклинаем обидчиков, но надо прийти в себя и подумать о чем мы говорим. Когда мы не прощаем людей, мы закрываем для себя милосердие Отца своего. Мы сами себе закрываем врата Рая и прощение грехов. Прежде чем сказать, никогда не прощу, если даже не можете, как человек эмоциональный, вспомните, что не возможно человеку – возможно Богу. Поэтому если есть такая боль, которую трудно простить, например, бандита простить за убийство сына или брата, по человечески трудно, но вспомните, что нам невозможно, а Богу возможно. Будем просить Бога научить нас простить, помочь нам преодолеть этот барьер, для того, чтобы самим быть прощеными Богом.

Желаю вам доброго пути Великим постом. Осталось две недели до прекрасного времени – Весны покаяния.

Потихоньку подготовимся, придем в себя, встанем и пойдем в дом Отца нашего Небесного. Аминь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»