Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 31-я по Пятидесятнице, святых праотец.   Пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила 30.12.2018

Неделя 31-я по Пятидесятнице, святых праотец. Пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила

30 декабря 2018 года в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 до Р.Х.), в Свято-Троицком мужском монастыре города Чебоксары наместник в сослужении братии совершил Божественную литургию.

На сугубой ектении были произнесены особые прошения "о единстве Святого Православия", по сугубой ектении Владыка совершил молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине.

Проповедь после запричастного стиха произнес эконом обитли игумен Вениамин (Куликов).

По окончании литургии отец наместник прочитал над новопостриженым монахом Варлаамом специальную молитву на снятие клобука. С него сняли клобук.

Только после прочтения молитвы на снятие клобука монах, через три дня после пострижения, впервые покидает стены храма.

Затем наместник обратился к участникам богослужения с пастырским словом: Сегодня Церковь вспоминает пророка Даниила, подвиг юных трех отроков, а так же всех наших праотцов, которые задолго до рождения Иисуса Христа верно стояли на страже, ждали свершения обетования о пришествии Мессии - Спасителя и освобождении от грехов, ждали Слово Божие, которое воплотилось в Вифлееме. В преддверии Рождества Господа нашего Иисуса Христа в «неделю праотец» читается послание апостола Павла: «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.», а дальше идут очень важные слова для нас всех, но будто специально для нашего новопостриженного монаха Варлаама, над которым мы только что прочитали молитву на снятие клобука - шлема спасения: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.» (Кол.3:4-8).

Мы услышали, что грех – это и есть идолослужение. Сегодняшние святые три отрока: Анания, Азария и Мисаил, отказались поклонится идолу. Царь Ассирии «Навуходоносор сделал золотого истукана, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской. И послал собрать сатрапов, наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных правителей, чтобы они пришли на торжественное открытие истукана, и собрались все и стали перед истуканом, Тогда глашатай громко воскликнул: объявляется вам, народы, племена и языки: в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор. А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем. Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных орудий, то пали все народы, племена и языки, и поклонились золотому истукану.» (Дан.3:1-12) Нашлись три отрока Анания, Азария и Мисаил, непоколебимые в своей вере, не захотели кланяться истукану. Их поддержал друг, пророк Даниил.

Навуходоносор ничего не слышал о Истинном Боге и, когда строил истукана, наверное, преследовал цель объединить всех. Хотел совершить доброе дело, объединить народ в единое поклонение своему золотому богу.

А молодые юноши, которые были воспитаны в чистой вере Богу Авраама, Исаака, Иакова, Единому Богу, всех народов, Богу Отцу всех жителей на земле. Они не могли поклоняться золоту, железу или дереву. Ради веры в истинного Бога, который сотворил небо и землю и все, что в них, они не боялись даже смерти. Они готовы были шагнуть в эту огромную печь. А Вавилонская печь действительно была огромной и раскаленной до такой степени, что к ней не возможно было приблизиться. Несколько раз царь давал им шанс одуматься и поклониться, друзья уговаривали сделать просто вид поклонения. «Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь? … падите и поклонитесь; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей? И сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся. Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее, и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Анания, Азария и Мисаила, и бросить их в печь, раскаленную огнем. Тогда мужи сии связаны были в исподнем и верхнем платье своем, в головных повязках и в прочих одеждах своих, и брошены в печь, раскаленную огнем. И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали юношей. А Анания, Азария и Мисаил, упали в раскаленную огнем печь связанные. И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа.» (Дан.3:14-90)

В нынешнее время не ставят идола на площади для поклонения, для нас сегодня поклонение идолам, по словам апостола Павла, блуд, нечистота, страсть, злая похоть, любостяжание, гнев, ярость, злоба, злоречие, сквернословие, жадность, предательство.

Господь приглашает нас сегодня отказаться от этого идолослужения и поклониться истинному Богу – Богу любви, Богу милости, Богу, который не хочет смерти грешников, но их покаяния.

Эти библейские три отрока были уверены, что Бог спасет их, если не на этой земле, то в будущей жизни. Смело пошли в огонь. И огонь их не тронул. Как они попали в печь, Ангел Господень спустился к ним и заградил собой пламя. Те, которые рядом стояли с печью сгорели. Царь же, наблюдал за происходящим. Бог не наказал его, но хотел его вразумить, чтобы тот понял, что именно Бог, в которого верили эти три отрока, настоящий, истинный. Царь признал и похвалил Бога совсем ему неизвестного. «Навуходоносор царь изумился, и поспешно встал, и сказал вельможам своим: не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Они в ответ сказали царю: истинно так, царь! На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию. Тогда подошел Навуходоносор к устью печи, раскаленной огнем, и сказал: … рабы Бога Всевышнего! выйдите и подойдите! Тогда отроки вышли из среды огня. И собравшиеся усмотрели, что над телами мужей сих огонь не имел силы, и волосы на голове не опалены, и одежды их не изменились, и даже запаха огня не было от них. Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Анания, Азария и Мисаила, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои огню, чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего! И от меня дается повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка кто произнесет хулу на Бога Анания, Азария и Мисаила, был изрублен в куски, и дом его обращен в развалины, ибо нет иного бога, который мог бы так спасать.» (Дан.3:91-96).

Сегодня новому монаху хочу сказать, после трех дней его усиленных молитв в храме, может быть, он и почувствовал эту борьбу, как бес может искушать. Но желаю ему быть, как три иудейских юноши. Потому что сейчас, первый раз после пострига, он пойдет в свою келию. Один из наставников монахов сказал, что «Келия монаха — это пещь Вавилонская, в которой три отрока обрели Сына Божия». Отроки поверили своему Богу и не побоялись огня. Келия монаха – место для очищения, место для борьбы, место, где монах испытывает свою веру в своего Бога. И если он стоит в этой печи и не сомневается, обязательно Ангел Господень спуститься в его келию и утешит его. Монах, который не покидает свою «Вавилонскую печь», который не побоялся туда зайти, зная, что там надо бороться с огнем, не побоялся его, а поверил, что Господь даст ему терпение и пошлет большое утешение. Отроки видели Сына Божия в виде Ангела, потому что сын Божий еще не родился. Желаю ему, нашему отцу Варлааму, такую же веру, как у этих трех отроков, как у пророка Даниила и, как у его покровителя преподобного Варлаама Хутынского.

Сегодня идет острая дискуссия о установлении памятника Ивану Грозному в Чебоксарах. А знаете ли вы, что царь Иоанн Грозный очень почитал преподобного Варлаама Хутынского, его отец Василий III в схиме был назван в честь преподобного Варлаама. Его сын построил десятки храмов в честь имени этого святого преподобного. Многие ругают царя, обвиняют в жестокости и не справедливости, используя непроверенную информацию. С Чебоксарами царь Иоанн IV очень связан. Именно царь Иоанн Грозный послал сюда святителя Гурия, своего духовного наставника. А кто без греха. Сейчас вся западная пресса ругает нашего президента, обвиняют во всех грехах. Простые люди верят во все, что написано или сказано по телевизору и верят. Понятно, что святых правителей не бывает. Потому что правителю надо принимать решения, иногда это и кровавые решения, иногда и вынуждены принимать неправильные решения, не совпадающие с заповедями Божиими. Например, идти на войну, совсем неправильное решение. На войне проливается кровь. Мы оправдываемся защитой родины. Да правильно, мы защищаем родину, свои семьи, жен, матерей, детей, но, в то же время совершаем грехи.

Очень остро кипит вопрос о памятнике здесь, в Чебоксарах, потому что сюда примешали и национальные интересы. Наверное, если мы будем иметь более спокойный, более духовный взгляд на историю, то примем правильное решение.

Сегодня история повторяется, и мы шагаем по тем же ямам. Единственный выход для нас – это молитва. Давайте судить историю не по своей страсти, а по молитве. Потому что, все равно, Бог над нами. Бог не подчиняется истории, Он над историей. Иногда Он исправляет наши ошибки. Неправильное начало иногда оканчивается добром. Например, человек украл деньги из семьи, выпил изрядно, попал в аварию, оказался в больнице. И вот здесь на больничной койке он вспомнил, что есть Бог, возвратилось осознание греховности, совершилось покаяние. Так бывает часто, потому что Господь не хочет смерти человека, а его исправления.

Желаю брату Варлааму подвига в нашей монашеской дружине, верного жития в келии своей, как в «Вавилонской печи», чтобы увидеть Ангела Господня спускающегося к нему, а так же терпения, потому что прежде чем войти в печь надо иметь огромную веру и не отступать от заповедей, которые Господь нам дал, те десять заповедей, именно на них три отрока строили свою жизнь и не поклонились другим богам.

А все, что сказано новопостриженному монаху, сказано всем вам.

Не зря Церковь вспоминает этих мужественных отроков перед схождением Иисуса Христа. Именно в нашем терпении будет виден Ангел Господень. Хотите увидеть Иисуса, ангела Господня, тогда держитесь за веру, за свой подвиг и не поклоняйтесь идолам, не блудите, держите язык за зубами, не пьянствуйте, а наоборот, держитесь чистой жизни, веры наших отцов, которые не видели Сына Божия, но верили в Него, верили, что придет Спаситель.

Сегодня мы вспоминаем всех праотец, всех ветхозаветных праведников, включая тех, которые стали предками Спасителя по плоти за то, что эти люди горели, как свечи Божьи во тьме языческой, и жили упованием на пришествие Мессии и освобождения человечества от рабства диавола, греха и смерти. Они жили этой надеждой, ведомые ею как неким внутренним сердечным лучом, который рассекал мрак языческих религий и дарил им предвосхищение-предощущение Христа, радость богообщения, Царствие Небесное и предвкушение рая, куда не вступала нога человека много тысяч лет, но куда обязательно откроются врата, потому что в мир придет Тот, Кого эти праотцы и отцы любили больше всего, любили больше жизни и готовы были ради Него на все – даже на смерть. Авраам верил и увидел. Аврааму и Саре было видение о явлении Сына человеческого Спасителя нашего Иисуса Христа.

Скоро будет Его Рождество. Скоро Он родится в нашей жизни, скоро Он спустится в нашу жизнь, потому что мы, как те отроки находимся в «Вавилонской печи». Все горит вокруг нас, искушения. Но, держите веру в истинного Бога и Его посланца Иисуса Христа. Аминь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»