Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Память Преподобного Паисия Величковского. 28.11.2018

Память Преподобного Паисия Величковского.

28 ноября 2018 года, в день памяти преподобного отца нашего Паисия Величковского (1794), в Свято-Троицком мужском монастыре совершили соборное богослужение. Божественную литургию возглавил наместник архимандрит Василий (Паскье). Ему сослужили братия обители в священном сане.

Проповедь перед причастием прочитал игумен Алипий.

На сугубой ектении были произнесены особые прошения "о единстве Святого Православия", утвержденные на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 сентября текущего года. После сугубой ектении наместник вознес особую молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине.

По окончании Литургии был отслужен молебен преподобному Паисию Нямецкому Величковсковскому и отец наместник поздравил всех с началом Рождественского поста и обратился к молящимся с пастырским словом:

У многих сложилось впечатление, что это не такой важный пост, и не такой строгий. Установление Рождественского (Филиппова) поста, относится к древним временам Христианства. Уже с четвертого века святые отцы церкви упоминают в своих творениях Рождественский пост.

Если бы мы служили по древнему уставу, типикону, сегодняшнее богослужение было бы без литургии, мы бы служили, как во время Великого поста, а воздержание от пищи продлилось бы до вечера. Но милостию Божией, мы сегодня празднуем память одного из важных святых православной Церкви - преподобного Паисия Величковского ( Ня́мецкого).

Преподобны Паисий – источник монашеского возрождения на святой Руси. Если бы не было Паисия Нямецкого, могло бы не быть и преподобного Серафима Саровского и Оптинских старцев. Все стоит на его подвиге, его проповеди и учении.

В то время в России был голод духовный, падение монашества. Ситуация на его родине напоминает нам сегодняшнее время. Западная Украина полностью была Униатской. Практически все обители были захвачены, как и сейчас хотят отнять у православных верующих все их храмы и монастыри. И преподобный вынужден был покинуть свой дом, в поисках истинного монашества. Его жажда привела на Афон, где он принял постриг в великую схиму и рукоположен в иеромонаха. Паисий испросил у Пантократора старую келию пророка Илии и приступил к устройству скита, став основателем одного из крупнейших скитов на Афоне и мудрым наставником многим святогорцам. Вселенский патриарх Серафим, пребывавший на покое на Афоне, часто посещал преподобного Паисия для духовных бесед. Ильинское братство росло и крепло вокруг своего настоятеля, добрая слава и духовное влияние которого распространялись по Святой Горе. Но и там наступали темные времена – Русско-турецкая война. Тогда Афон принадлежат Турецкой империи. Среди монахов было смущение. Многие подвижники покидали Святую Гору в поисках места для своего монашеского делания и духовной жизни. В это время преподобный Паисий пошел в Бессарабию, Молдавское княжество, на юго-запад России, к Чёрному морю. Остановился в Румынии. В поселении Нямце святой возродил монашество, устроил житие – общежитие, умная молитва, переписка и чтение святоотеческих книг, ежедневное исповедание помыслов духовникам. Преподобный основал типографию. Сам работал на печатных станках. Книги появились не только в храмах, но и в домах простых христиан. Именно тогда преподобный Паисий Величковский собрал труды духовных и богоносных отцов и перевел на славянский язык с греческого в «Добротолюбие». Восполняя духовный голод, утоляя засуху духовную. В то время на Западе была Французская революция. Уничтожалась всякая духовная жизнь. Но Господь не отдал врагу победу над Своей Церковью. И если где-то было запустение и умирание, то где-то рождалась и процветала духовности.

Паисий с учениками были добрыми семенами, которые рассеялись потом по России, в Оптину Пустынь, Саровскую Пустынь. Там родился преподобный наш Серафим, а в Оптиной – преподобный Лев, последний старец, преподобный Амвросий, который просветил наш век. В основании всех этих возрождений стоит Паисий Величковский.

Около 30 лет назад Господь сподобил меня побывать в Нямецкой обители, через несколько лет после прославления Паисия в лике святых. В то же время было обретение чудным образом его мощей. Много лет никто не знал, где покоятся мощи преподобного, потому что как в древние времена, он попросил своих верных учеников захоронить его тайно, чтобы никто не знал, где он лежит. Ученики тайно положили его тело под дорогой в храм, по которой каждый день ходили братия молиться. В год 1000 летия крещения Руси, одно место на дорожке начало само подниматься, сам Паисий начал толкать плиты, так, что ходить стало трудно. Братия заметила такое странное изменение, раскопали и обнаружили останки преподобного отца Нямецкой обители – Паисия Величковского.

Теперь после его прославления братия обители имеют духовного отца. Паисий отец не только Румынским или Молдавским монахам, он и наш отец, потому что без его работы и подвига не было бы в России возрождения монашеских обителей и не просияли бы наши богоносные отцы, не возродилось бы движение «иссихия», которое и на Афоне возродилось, после всех духовных запустений и нестроений.

Сегодня у нас есть возможность, в самом начале поста почтить память преподобного отца Паисия. В моей личной духовной жизни был подъем после того, как я прочитал его автобиографию, сам он написал свою жизнь, что происходило, как он искал Бога, где он Его нашел, где он нашел учителей, которые научили его правильно молиться, открыли ему умную молитву – молитву Иисусову. Для меня было открытием пути в духовную жизнь. У меня была возможность читать его житие на родном мне языке, что немаловажно. После того в моей жизни появились и Амвросий Оптинский и, конечно, серафим Саровский. Даже не знал, что они так связаны между собой духовной нитью.

Рекомендую всем познакомиться с житием и трудами преподобного Паисия.

Это он открыл труды греческих духовных отцов. Паисий переводил работы на славянский, доступный для русских язык.

Предлагаю еще раз вспомнить кондак преподобного Паисия. Он точно отражает дух старца: «Избранный иноческаго жития ревнителю, яко пчела многотрудная писаньми отеческими души наша снабдил еси, коегождо наставляя на путь спасения, сего ради зовем ти: радуйся, Паисие премудре, старчества духовнаго в стране нашей возродителю.»

Слава Богу за все!


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»