Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Обретения мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского. 17.10.2018

Обретения мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского.

17 октября 2018 года в день празднования обретения мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского (1595) в Свято-Троицком мужском монастыре города Чебоксары Божественную литургию и молебен святителям возглавил наместник обители архимандрит Василий (Паскье).

Проповедь перед причастием о житии и подвигах святителей Германа и Варсонофия прочитал иеромонах Африкан.

По окончании богослужения отец наместник обратился к молящимся с пастырским словом. 

Перенесение мощей Гурия и Варсонофия. К сожалению, мощи святителя Варсонофия до сих пор сокрыты от нас, после гонения Церкви безбожной властью. Мощи святителя Гурия находятся в Казани в кладбищенском храме во имя Ярославских чудотворцев. Много лет там находился уникальный посох святителя, изготовленный специально для него, с учетом его болезней, чтобы удобно было стоять на молитве. Там же на кладбище «Арское», в десятке метров от мощей первого просветителя Казани святителя Гурия покоится тело проповедника, русского востоковеда, педагога-миссионера, библеиста, члена-корреспондента Российской академии наук Николая Ивановича Ильминского - апостола Поволжья.

Николай Иванович был одним из основателей миссионерского Братства святителя Гурия, открывшегося в Казани в 1867 году и возглавил его Переводческую комиссию. Он делал переводы на татарский, чувашский, марийский, удмуртский и другие языки, которые осваивал с удивительной быстротой.

Ильминский всегда отстаивал высокие достоинства церковнославянского языка, старославянского перевода Евангелия, знал Псалтырь наизусть и богодухновенные слова ее всегда помогали ему идти через все трудности.

Деятельность Ильминского была направлена на «прочное сближение инородцев с коренным населением путем просвещения», под которым в первую очередь понималось Православное Христианство. Проповедуя Евангелие всем языкам, Ильминский стремился приобщить нерусские народы к русской, – а через нее и к общечеловеческой, – культуре и одновременно сделать доступными для русских культурные ценности других народов России. Миссионерская и просветительская деятельность Ильминского была направлена на образование населяющих Россию инородцев Поволжья, Средней Азии и Сибири. 27 декабря 1891 года Николай Ильминский, преставился ко Господу. На его погребение собралось великое множество людей от уважаемых представителей духовенства и профессоров академии, до сотен простых кряшен, благодарных человеку, через которого Господь открыл им Свое Евангелие.

Пока мы мало знаем о святителе Гурии и его помощниках и друзьях святителях Германе и Варсонофии, которые побывали в наших краях 463 года назад. Они ходили по этим местам, рассуждали, где что можно основать и построить, служили первую литургию на месте Введенского собора. Эти три святителя являются просветителями нашего края.

После гонений на Русскую Православную Церковь, когда город Чебоксары отмечал 460 летие пребывания трех святителей в наш край, для нас начало раскрываться ранее неизвестные факты пребывания их здесь, значение и важность их подвига и проповеди в нашем крае.

Последние годы нам открылось очень много полезного и интересного для развития нашей Церкви в будущем.

Последним открытием для нас стал факт из жизни Иоанна Грозного. Когда десница святителя Спиридона Тримифунтского находилась у нас на поклонении, историки тщательно изучали связь этого святого с нашим краем, и выяснилось, что он имеет непосредственное участие в пребывании святителя Гурия в наш край. Так случилось, что святой Спиридон явился молодому царю Иоанну IV. «Шел государь с войском на Казань воевать супостатов. Проходя по мордовским землям, провожал его мордовский князь Игнатий до границы своих владений. Стали прощаться. Царь велел отслужить водосвятный молебен. Во время чтения Евангелия подошёл к царю старичок. Отслужили молебен, прощаться стали. Подаёт тут старичок царю Грозному свиток и говорит: «Мир тебе, царь Иван! На великое дело идёшь. Божие тебе благословение. На вот свиток мой, да не читай до тех пор, пока не возьмёшь Казань.» С этими словами подал старец свиток и у самых ног царя воткнул в землю деревянный свой посох. И из-под посоха забил ключ! Обрадовались все: хорошее предзнаменование. А старец и пропал. Расстались царь Иван с князем Игнатом. Пошло войско царское на великое дело своё - Казань брать. По дороге не утерпел царь Иван, развернул свиток, а он греческими письменами написан. Велел царь грека Максима к нему позвать свиток прочесть. Позвали, прочёл Максим следующее: «Казань ты, царь, возьмёшь. Если будет на то твоя воля, то построй на том месте, где мы встретились, храм, а ежели поусердствуешь, то и обитель поставь.» И подпись - святитель Спиридон, Тримифунтский чудотворец. Дивился царь и все ближние его дивным чудесам Божиим.

Взяли Казань, и домой в Москву пошли другим путём. Но про встречу свою со святителем Спиридоном царь не забыл. Из Москвы послал он монахов монастырь строить на месте том, всем необходимым монахов снабдил и велел им день и ночь молитвы Богу возносить и святителя Спиридона поминать. Так в мордовской глубинке возник монастырь».

Источник, который забил из под посоха святителя Спиридона жив и ныне на границе Сеченовского района Нижегородской области и Большеигнатовского района Республики Мордовия. Монастырь разрушен, храм ушел под землю, а на этом месте сейчас установлен поклонный крест и часовня.

Святитель Спиридон укрепил царя Иоанна Грозного в походе на Казань, после победы над Казанским ханством началось просвещение этого края в вере Христовой, в связи с чем и прибыли святители Гурий, Герман и Варсонофий в Чебоксары благословили народ, населяющий эти места и основали первый храм в честь Введения во храм пресвятой Богородицы, заложили и освятили стены будущего города крепости, определили место для постройки мужского монастыря, ради миссионерской деятельности.

Нам всем полезно изучать житие этих святых, потому что это действительно наши просветители.

Епископ Гурий и архимандриты Герман и Варсонофий 463 года назад служили здесь первую Божественную литургию. Первые молитвы и проповедь на берегу Волги началась здесь в Чебоксарах. Потом святитель Герман стал настоятелем новой обители Успения Пресвятой Богородицы в г. Свияжск, святитель Варсонофий проповедовал на противоположном берегу Волги у татар, поскольку знал татарский язык, а святитель Гурий управлял всей епархией и был первым архиепископом Казанским. Дальше их ждали подвиги и страдания.

Их молитвами мы просим Господа укрепить нас в вере Христовой, и соделать продолжателями начатой работы по просвещению народа Божия святителей и чудотворцев Казанских. Особенно это касается священнослужителей, поскольку наш край нуждается в просвещении до сих пор.

Святители трудились против язычества в Поволжье. По их молитвам рушились языческие капища и идолы. Они научили наших предков правильной молитве к Единому Богу.

Сегодня после семидесятилетия безбожной власти, снова надо выполнять их работу, идти по их пути – пути просвещения, снова проповедовать среди народа явление Иисуса Христа на земле ради спасения рода человеческого.

По их молитвам просим Господа дать сил и мудрости нашим священнослужителям.

Молитвами святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских чудотворцев, Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй и спаси нас. Аминь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»