Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


01.02.2015

Божественная Литургия в Неделю о мытаре и фарисее, шестую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

1 февраля 2015 года, в Неделю о мытаре и фарисее, шестую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Свято-Троицком мужском монастыре города Чебоксары была совершена Божественная литургия.

После сугубой ектении отец Наместник вознес молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес игумен Мануил, благочинный монастыря.

За Литургией пел хор обители (регент — иеродиакон Пантелеимон)

По окончании Литургии был совершен благодарственный молебен.

Затем архимандрит Василий обратился к собравшимся со словом:

Дорогие отцы, братия и прихожане нашей обители!

Сегодня Церковь отмечает два праздника. В этот день в 2009 году в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. А так же, можно сказать, сегодня наш общий праздник – мытарей и фарисеев, которых мы из себя представляем своей жизнью, своими поступками. Далеко не надо ходить за примером, кто такой мытарь и кто такой фарисей. Все есть в нашей жизни. Отец Мануил хорошо раскрыл нам образы мытаря и фарисея. В Евангелии мы много раз читаем о фарисеях, и не всегда это положительный образ. Несмотря на то, что это были люди почитаемые, праведники, но большинство из них – только исполнители закона. Они имели власть, их уважали, к их мнению прислушивались. А мытари – это чиновники, исполнители. Они собирали налоги, сборы и прочие подати. Так как мытари состояли на службе у римского прокуратора Иудеи, то они считались предателями иудейского народа. За это они были всеми презираемы, а общение с ними считалось грехом. Единственное, что оставалось у них – это ходить в храм, и на коленях просить у Господа прощения и утешения. Поэтому их молитва была услышана, мы сегодня с вами узнали об этом из Евангелия. А те, хороши, без сомнения. В Евангелие мы не раз убеждаемся, насколько они хороши:

«Однажды подошел к Иисусу Христу один богатый юноша, упал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! Что доброго должен я сделать, чтобы иметь жизнь вечную?

- … если же хочешь войти в жизнь вечную, исполни заповеди.

Юноша спрашивает: - Какие?

Иисус же сказал: - Не убей; не укради; не говори про своего ближнего неправды; …. Юноша отвечает:

- Все это я исполнил от юности моей; чего еще недостает мне?»

А что ему недостает, Господь раскрывает в притче «О милосердном самарянине». Ему не хватает милосердия, любви к ближнему и Богу. Он не знает Того, Кто создал закон, который юноша соблюдает. Фарисеи – это буквоеды, они соблюдали закон до йоты, но не знали создателя закона. А тот, грешный, который не соблюдал закон, знал, что Господь милосердный. Именно на Его милосердие он и рассчитывал, как мы сегодня прочитали, ушел оправданный.

Фарисеи, люди не плохие. Предполагается, что Иисус был из их среды, из фарисейской. Родители, как положено по закону, носили Его в храм и на восьмой день, и на сороковой. Когда Ему исполнилось 12 лет, согласно законам иудаизма, он достиг совершеннолетия. Еврейский ребёнок становится ответственным за свои поступки и за соблюдение закона. Как полноправный член может читать и толковать писание. Юноша становится бар-мицва.

Мы видим, что Господь соблюдал закон, а как же не соблюдать, он создал этот закон. Он Сам Творец и пришел именно исполнять его и раскрыть нам суть этого закона. Не закон на закон, а закон, чтобы мы справились со своими грехами. В Новом Завете, апостол Павел хвалится, как достоянием: «… я фарисей, сын фарисея» Для него это не позор, а гордость. Но в то же время, он говорит, что он первый среди грешных. Значит, он знает суть закона, исполняет его, но знает и грех, и признает свою греховность перед Богом. Апостол Павел знает, что закон раскрывает грех человека. Закон создан, чтобы отделить добрые дела от греха. Закон раскрывает нам, что есть благо и что есть зло. Отделяет зло от добра, добрые дела от плохих. «… Но я не иначе узнал грех, как посредством закона...»(Рим.7:7). И, если мы, будем соблюдать закон и не работать над собой, не разделим внутри себя зло от добра, тогда действительно мы будем фарисеи. Вот, что и происходило среди этого народа. Они соблюдали закон, только для внешнего исполнения.

Господь пришел судить именно их. И они получили свое. Потому что они считали себя самыми лучшими исполнителями закона Моисея. Наш отец Моисей, говорили они Ему. И что Господь отвечал: Нет, ваш отец дьявол, потому что даже этот закон, закон Моисея, должен сделать людей лучше, и открыть ему именно сущность Отца Небесного. «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».

Дух фарисейский нам не нужен.

Сегодня тех фарисеев нет уже. Нет таких, которые соблюдают закон, но если и есть, мы их не видим. После разрушения храма, фарисеи и садукеи исчезли, остались только те, которые ходят в синагогу. Но дух их перешел к нам. И мы соблюдаем закон, только внешне. Среди нас есть такие ревнители, что даже начинают ругаться между собой, спорить и не понимают, что Господь за это судит нас. Понятно, что надо соблюдать, но если, соблюдая все до последней запятой, мы потеряем Дух Божий, дух милосердия, если мы только видим закон, типикон в наше время, тогда можно сказать, что мы Бога не видим. Типикон видим, буквы видим, а Бога не видим. Бог не находится в Типиконе. Закон нам дает возможность познать себя, потому что он разделяет добро от зла и открывает нам дорогу к Богу.

Поэтому сегодня и каждый год, когда мы читаем этот отрывок из Евангелия, для того, чтобы правильно начать этот период, период, который мы вчера открыли песнопением о том, чтобы Господь открыл наше сердце к покаянию. Теперь до вербного воскресения будем петь именно о покаянии, и молитва Ефрема Сирина, которая будет нас сопровождать весь Великий пост, так же открывает нам Дух Божий, чтобы мы не осуждали брата своего, но видели свое беззаконие.

Да, действительно мы просим, чтобы Господь дал нам тот Дух, который должны иметь фарисеи – соблюдать закон, не празднословить, хранить ум свой, не допускать в сердце свое гордыню, поститься, молиться, но и не осуждать брата.

Каждый ответит за свои дела, и мы не судьи. Мы видим в Евангелии, что Господь судит ни как фарисей, он видит сердце человека. И не важно, что кто-то руки не мыл и не молился перед обедом и после, а какая разница, если он постоянно молится, самое важное, чтобы открыли свое сердце, и чтобы мы считали себя, как апостол Павел «первым из грешников», которых и пришел господь спасать. А закон поможет нам раскрыть добро, отделить его от зла, которое находится внутри нас. Конечно, мы помним, Господь сказал, что ни одна буква в законе не будет изменена, ни одна йота, ни одна мысль не будет изменена, но нам надо понимать, и правильно понимать. А это наступит, когда мы будем видеть, как Господь этот закон исполнял. Он исцелял людей в субботу, во время шаббата. Не без основания, упрекая законников в том, что они животных своих спасают, а брата своего нет. Как мы поступаем не аккуратно с братьями, следя до запятой соблюдение типикона, размахивая им над головой, при этом разрушая благочестивую жизнь, и не боимся ругаться с братьями, когда надо наоборот, падать на колени перед Святая – Святых и, как грешный человек, как мытарь вопить: – «Боже, милостив, буди мне, грешному…». Потому, что мы сюда пришли просить прощение за свои грехи, а не оправдываться тем, что мы правильно совершаем богослужение или правильно ведем себя. Всегда можно найти в своей жизни пятно, которое закроет все наши добрые дела, потому что добрые дела наши маленькие, а пятна наши большие. Как айсберг, надводной частью, открывается взору – это наши добрые дела, а что находится под водой, большая его часть – это наши плохие дела. И хорошо, если бы все было наоборот, добрые дела были бы сокрыты, но занимали большую часть нашей жизни, а грехи наши пусть и видимы, но маленькие.

Дорогие отцы и братия! В начале подготовительного периода к Великому посту начнем уже исправлять себя, начнем видеть себя такими, какие мы есть, и пусть этот закон, который Господь нам передал, откроет нам путь в Царство Небесное, раскроет плохие дела, которые мы имеем, чтобы мы могли так же, как мытарь предстать перед Богом и возопить: «помилуй мя Боже по велицей милости Твоей», не смотри на мои грехи, а прими мя и помилуй мя». И, чтобы Господь, действительно принял нас, потому что огонь очищает все, все наши грехи. Его любовь, это и есть огонь, и мы так же будем поступать милосердно к своим братиям, не будем судить, потому что по этому же закону, и мы будем осуждены. «Не судите, да не судимы будете», а прощайте, покрывайте немощи друг друга, и тогда Господь покроет наши прегрешения. Вот в чем смысл сегодняшнего Евангелия.

Мы узнали сегодня, какими были фарисеи. Не надо думать, что фарисей – это плохой человек. Он не такой плохой, он просто не понял суть этого закона, которого он стремился соблюдать, ему не хватило любви и рассудительности. Фарисей думал, его дело соблюдать, остальное неважно. А мытарь был погружен в свое тяжкое положение. Его так не любили, что даже в храм не пустили. И мытарь был вынужден только в притворе молиться, у входной двери, дальше не мог войти, он и сам считал себя недостойным. А Господь услышал его молитву.

Предстанем перед Господом в смирении и покаянии, чтобы Он услышал и наши молитвы.

Сегодня и вчера множество людей пришло в храм помолиться. Надеюсь, так служба за службой, не будем считать свои добрые дела, а будем вспоминать свои грехи, каяться, чтобы Господь принял нас и пропустил в Свое Царствие Небесное.

DSC_0495 1.JPG

DSC_0502 1.JPG

DSC_0506 1.JPG

DSC_0512 1.JPG

DSC_0522 1.JPG




Возврат к списку

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»