Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Великий понедельник в Свято-Троицком мужском монастыре города Чебоксары. 02.04.2018

Великий понедельник в Свято-Троицком мужском монастыре города Чебоксары.

2 апреля 2018 года В Великий понедельник в Свято-Троицком мужском монастыре города Чебоксары наместник архимандрит Василий (Паскье), в сослужении братии в священном сане, совершил Литургию Преждеосвященных Даров. 

По окончании богослужения отец наместник обратился с пастырским словом к молящимся.

Вступили в страстную неделю.

На утрене начали петь дивное и по содержанию, и по исполнению, песнопение: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и царствия вне затворишися; но воспряни, зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас!». В этой молитве содержится призыв к духовному бодрствованию. Земная жизнь человека – это испытание, подготовка к встрече с Христом и жизнью Вечной. 

На Востоке, на Афоне, в Иерусалиме, в Греции, Сербии, Болгарии это песнопение совершается особо чинно, торжественно и волнительно. Во главе с архиереем игумен и все братия обители выносят из алтаря икону «Жениха», обходят с ней весь храм и устанавливают для поклонения на середине, чтобы молящиеся могли приложиться. Действительно встречают Того, который «грядет в полуночи». Блажен тот человек, который ждет Его, который ищет Его, который готов встречать Его, который имеет благодать, как масло у пяти дев, ждавших Его. В конце службы открывают Царские врата. Алтарь, при этом, светится ярким светом, тогда как в храме освещение приглушено. И поют: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный! и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя!» - все молятся, чтобы Господь просветил, дал прощение грехов, и через покаяние, как через второе крещение, можно было облечься в брачные одежды. Вспоминаются сразу стихи, которые мы поем на крещение: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…».

Христос для нас – это брачная одежда. Надо облечся именно в Него. Погружать себя в покаяние, надо утопить своего ветхого человека, а из воды обрести нового человека одетого во Христа. Вся наша жизнь связана с Иисусом Христом. Нам надо быть, как Он, мыслить, как Он мыслит, действовать, как Он действует, верить, как Он верил, и быть послушником таким же, как Он был послушник.

Мы это увидим через несколько дней в саду Гефсимании, Он предвидел страдания и просил Отца Своего, чтобы эта чаша прошла мимо Него, а при молитве вместо пота истекала кровь, но последние Его слова были истинного послушника: «…впрочем не как Я хочу, но как Ты.».

Мы, по своей немощи, бывает отказываемся от чего-то, здесь должна действовать сила Божия. И надо иметь силу веры. Если бы Христос тогда решил, что Он не сможет выдержать и такого позора и страданий, и отказался идти на вольную страсть, покинул сад, то мы бы остались без спасения. Любое послушание, которое Господь нам доверяет, надо терпеливо исполнять. Если мы покинули свое послушание, значит мы оставили дела не сделанные, значит мы показываем свое неверие и непослушание. Мы оставили других в беде. Христос наша сила и вера. Если наша вера слабая, надо просить Его, «помоги моему неверию», дай мне возможность одеть эти светлые одежды, чтобы войти в чертог и быть там, где Свет Христов, который просвещает всех. Как жалко, находясь во тьме, видеть чертог украшенный и не иметь возможности войти туда. Как жалко не участвовать во спасении. В эти особые дни мы молимся и встречаем «Жениха» в полуночи, мы просим, чтобы Он укрепил нас, чтобы мы были готовы, чтобы мы как апостол Фома сказал когда-то: «Пойдем и мы умрем с Ним». Идти за Христом – это с Ним умирать. Идти за Христом – это быть с Ним на Голгофе, быть с Ним, когда издевались над Ним. Не надо бояться, надо вспоминать что Христос был в более страшном положении. Он был Царь и Господь, в Его власти было избавиться от всего этого кошмара, но ради нашего спасения и ради послушания Своему Отцу, для того чтобы совершать дела творения, для того чтобы то, что было из начала нашло свое завершение в жертве Иисуса Христа на Голгофе, и Его победа через Его воскресение.

«Се Жених грядет», идем и мы навстречу, на добровольные страдания и страсть, идем, как Святой праведный Иосиф Прекрасный, сын ветхозаветного патриарха Иакова, который не отступил от веры своих отцов, который не поклонился чужим богам, пожертвовал свою жизнь, сохранил себя в чистоте, для служения своему Богу, потерпел от своих братьев унижение, продажу, претерпел множество испытаний. История Иосифа Прекрасного предсказывает историю Иисуса Христа. Не сдался, сохранил веру своих отцов, соблюдал чистоту веры и чистоту плоти, даже когда была угроза его жизни он хранил в чистоте свою веру, несмотря на то что он не понимал причины всех этих страданиях, но он верил, что значит это полезно кому -то. А полезно было, и ему, его отцу, его братиям, всему народу. Своим терпением страданий он спас свой народ, накормил его, когда по всей земле был голод, дал им хлеб, как Господь, который Сам есть Хлеб небесный, спас нас от духовного голода и духовной смерти.

Но Господь требует от нас плодов, действий. Вовремя и без времени. Притчу мы сегодня слышали о смоковнице: «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.» (Мф. 21,18-22). Это было не время плодов, листва только что пробудилась, но Он ее проклял и смоковница засохла. Так же Господь придет к нам вовремя или не вовремя, а мы без плодов, мы даже не начинали верить, не начинали действовать, а время идет. Господь спросит у нас, что ты мне дашь, а если нет веры, нет желания, тогда мы засохнем, и нас срубят и сбросят в омут вечный. Сегодня последнее Евангелие, которое мы слышали, о последних временах. Если уже две тысячи лет назад говорили о последних временах, тем более сегодня, когда мы живем в последние времена, нам есть о чем подумать, и нам не время капризничать, как дети, пора стать взрослыми. Когда Господь придет, а мы ждем Его с лампадами и маслом, нам только останется сказать: «Господи, мы здесь!» и мы с Ним перейдем в чертог, и будем участвовать в венчании, когда Бог будет встречать Свое творение, когда человек сам становится Богом. Бог и человек, человек и Бог – это и есть Царствие Небесное, чертог украшенный, светлый. И дай нам Бог иметь такую одежду, для участия в вечной жизни.

В эти дни мы просим Господа укрепить нашу веру. Конечно мы слабые, немощные, боимся идти на эти страдания, боимся идти на Голгофу, боимся и гвоздей и ударов по лицу, и издевательств. Мы боимся, что над нами смеются, над нашей верой, над нашим Господом. Но, не дай нам Бог, поступить как апостол Петр: «Я не знаю этого человека, оставьте меня в покое, я уже три раза сказал, не знаю Его.» Наоборот, по нашей немощи, отсутствия крепкой веры, мы нашли в себе силы помолиться: «Господи, прости меня, мои неверные шаги, укрепи, я боюсь послушания, боюсь идти по Твоему пути», мы даже можем сказать: «умоляю Тебя, если эта чаша может пройти мимо меня». Конечно, мы имеем права сомневаться. Но когда Господь просит, то сомневаться не надо. Он даст силы.

Пусть Господь укрепит каждого из нас в первый день страстной недели, пройти все последние дни с верой, с любовию и со страхом Божиим, чтобы не отступать, быть верными, как Божия Матерь, скромные жены – мироносицы, о которых мало что известно, они делали разную работу, кормили, стирали, о них не было слышно, но они были там у Голгофы. Был любимый апостол, самый молодой. Может быть и сомневался, как молодой человек, но не отступил. Ходил даже когда было опасно. Он был там же, где был Петр, но сумел не отступить от своей веры. Дай Бог нам всем силы, дерзновения и любви, потому что любовь торжествует в эти дни. Любовь – это и есть Сам Бог. Пусть эта любовь совершится в нашей жизни. Мы с любовию приступили, приняли причастие и Царство Небесное. Аминь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»