Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя вторая Великого поста, святителя Григория Паламы. 04.03.2018

Неделя вторая Великого поста, святителя Григория Паламы.

04 марта 2018 года, в Неделю вторую Великого поста, святителя Григория Паламы, наместник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары архимандрит Василий в сослужении братии в священном сане совершил Божественную Литургию. 

Проповедь по запричастном стихе произнес игумен Вениамин (Куликов).

По окончании Литургии отец наместник поздравил всех с праздником и обратился к молящимся с пастырским словом:

Второе воскресение Великого поста совершается память святителя Григория Паламы, жившего в XIV веке.

Почему именно Григория Паламу вспоминает Церковь во второе воскресение поста?

Безусловно, все богослужения Церкви, мудро установлены отцами.

Григорий Палама полностью посвятил свою жизнь посту, молитве и бдению. Отдал себя Господу и служил Ему верно. Святитель Григорий Палама жил в XIV веке на Афоне и был самым простым монахом. Вдруг его избирают епископом греческого города Фессалоники. Ему выпало время служить Господу после раскола между Западом и Востоком, между Римом и Константинополем. В то время начинали появляться множество различных движений. После разделения Церкви, но, в приципе не возможно разделить Церковь, Церковь принадлежит Христу, как разделить Христа? Значит где-то Церковь, а где-то нецерковь, скажем так, когда Запад отошел от общения с Церковью Христовой, но не перестал претендовать называться Церковью, некоторые группы людей считали себя правыми и грамотными, начали навязывать свое направление, можно сказать, антиправославное настроение. Разные школы богословия, так называемые духовные, но на самом деле в них отдавалось предпочтение развитию разума, но не духовности. Они начали вмешиваться в догмы и духовный опыт о знании Бога.

На Западе распространилась такая идея, что познать Бога можно через разум и просвещение. Восток же радел за более простое, но более глубокое понятие о познании Бога, как действие Святого Духа.

Святой Дух просвещает человека, и через человеческие чувства можно познать Бога. Не через интеллект, а через чувства можно увидеть Бога, как Он есть. И это не простые слова, такое определение основано на Евангелии. Один из текстов Евангелия на которое упирается доказательства о познании Бога – это Преображение Христа на Фаворе. Когда апостолы Петр Иоанн и Иаков были избраны Господом, поднялись с Ним на гору и увидели Христа, как Бога. Видели Бога, как Он есть, насколько они могли видеть, по мере их возможности. Потому что нельзя видеть Бога и не умирать. Тропарь праздника преображения Господня: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, /показавый учеником Твоим славу Твою, /якоже можаху: /да возсияет и нам грешным /свет Твой присносущный, /молитвами Богородицы, /Светодавче, слава Тебе».

Апостолы не умерли, значит они видели Его по мере человеческой возможности. Господь открыл им духовные очи. Они видели Его таким, как Он есть. Чтобы это видеть, Господь оградил их Своей благодатию. Они участвовали в обожении.

Святитель Григорий, доказывая учение о Благодати Божией, опирался духовный опыт сотен поколений монахов Афона, Иерусалима, Египта, Сирии.

Я читал переведённые на французский язык житие и подвиги прп. Силуана Афонского, когда в России еще не были доступны такие книги, в 1977 году. Прочитал рассказ, о том как однажды образованные высокопоставленные начальники были с визитом на Афоне и увидели богатейшие библиотеки в монастырях, и задались вопросом, зачем им такие умные книги, когда живут здесь одни неграмотные монахи, большинство даже читать не умеют. И преподобный Силуан ответил им: «Дорогие мои, практически, каждый монах на Афоне может написать столько же книг от своего опыта». Монахи испытали в своей жизни все, что написано о духовном делании в книгах. Вот разница между эрудицией и верой, своей жизнью, молитвой, жаждой чувствовать и видеть Бога, как Он есть.

Когда Божия благодать просвещает человека, он становится частицей Бога, и только таким образом, мы можем увидеть Бога и не умереть. На простом примере можно показать действие Бога на человека. Железо и огонь в кузнице. Горит огонь, раздуваемый мехами, кузнец подносит к нему черный холодный металл, начал подносить его все ближе к огню, металл начал нагреваться, краснеть, изменился его вид. Когда бросили его в огонь, не стало видно различия между огнем и металлом. Все было как огонь, но огонь оставался огнем, а металл металлом. Вот так происходит обожение, когда человек приближается к Богу, он становится Богом, не теряя своей сущности, и Бог не теряет Своей сущности - огонь не становится металлом. Каждый человек приближаясь к Богу, обожается, становится причастен к божественной жизни, но не теряет свою сущность. Григорий Палама старался объяснить, что можно познать Бога, по мере нашей возможности. Когда благодать Божия захватит человека, обожит его, тогда его глаз может видеть то, что простому человеку недоступно.

Дискуссия была очень горячей, но Григорий победил. Запад до сих пор не может признать свое поражение. Униаты, например, признают догматы католической церкви, а в богослужении используют православные обряды, показывая тем самым, что не велико различие между нами, но во второе воскресение Великого поста, ни за что не служат память святителя Григория Паламы, у них в этот день праздник Святым мощам. Этот святой остается для них врагом. Как бы они не хотели походить на православных, память маяка православной веры святого Григория Паламы, они не могут признать.

На праздник Крещения Господня мы поем запричастный стих: «Явися благодать Божия спасительная всем человекам». Именно благодать Божия помогает человеку приблизится к Богу, увидеть Его и не умиреть. Даже в понятии о благодати Божией есть разница между Западом и Востоком. На Западе считают, что Благодать Божия производная, тварная, как бы Господь сотворил благодать. Восток же утверждает, что благодать – это преимущество Бога. Благодать не тварная, а исходная. Как Дух Святой исходит от Отца, так и благодать исходит от Отца. Как мы ощущаем тепло и видим яркость солнца насколько позволяют наши чувства. Приближаясь к солнцу, с человеком произойдет тоже, что произошло с металлом в огне. Человек приблизившись к солнцу, сам станет солнцем. Мы на земле чувствуем солнце, оно нас греет, дает свет, и дает жизнь. И благодать Божия дает нам почувствовать жизнь и, по мере возможности, почувствовать и увидеть Бога. Вот в чем заключалась борьба в XIV веке - глубокий раскол между Западом и Востоком.

 

Возвращаясь к богослужебному кругу, и воспоминанию о Преображение Христа на Фаворе. Хочу сказать, что Господь явился апостолам во славе своей до поругания и распятия, до того, когда Он уже был не похож на человека, когда Он был изуродован издевательствами людей, лицо было избито, нос сломан, глаз закрылся, крови вытекло столько, что у Него не было сил нести Свой Крест. Но через веру и послушание смог понести Крест, чтобы довести это дело до конца. Те, которые видели в Нем Христа, которых Он простил и возвратил здоровье, исцелил или даже воскресил, в день Его страданий в Великую пятницу Его не узнавали. И поэтому, зная заранее, что предстоит вытерпеть апостолам, показав Свое Преображение – Богоявление, решил укрепить их веру. И в нашей духовной жизни бывает, что когда мы трудимся, когда Божия благодать окружает нас сияет в нашей жизни, это для укрепления. Преподобный Силуан Афонский во время богослужения увидел Христа, а потом пал в глубокие испытания до отчаяния, но воспоминание о видении Господа давало ему силы держать свой ум во аде и не отчаиваться. И с нами так бывает, почувствуем Божию благодать, а потом вдруг впадем в искушения, спасительное для нас время испытаний. Не надо терять веру, а надо вспоминать те моменты, когда мы были радостные от Божией благодати, сильные, летали на крыльях, легко молились и вычитывали длинные правила, причащались и ощущали огонь в сердце и свет Христов на себе.

Благодать Божия - это сила Святого Духа. Духом Святым мы хотим, видеть тот мир, нас тянет видеть Бога Отца, как Адам видел Его в Раю. На самом деле мы недалеко от Бога, Он в Своем Царстве, а Царство Небесное внутри нас. Поэтому нам надо работать над собой и искать Царство Божие внутри себя. Для этого нам надо приблизить мертвый металл к источнику тепла, чтобы тот начнал греться. Мы все видели в кузнице нагретый до красна металл, интересно, что он красный изнутри, поверхность еще черная и от нагрева чернота отпадает, металл становится сначала красным, а затем белым. Так и человек, приближаясь к Богу, все что чужое отпадает, и он становится белым, с приближентем к лицу Отца нашего Небесного становимся светом.

Есть в наше мире духовные люди, светлые, которые кажется уже в Царствии Небесном. Одним из свидетелей Света Христова внутри нас, является преподобный Серафим Саровский. Он своему ученику Н. А. Мотовилову, показал, что происходит, когда Божия благодать проявляется в человеке, когда огонь горит в сердце и Божественный свет исходить изнутри. Лицо преподобного осветилось не снаружи, как от свечи, а изнутри, и такой силы, что ученик видел его глаза и уста, остальное все было свет, потому что в то время преподобный Серафим был под действием Святого Духа и он просветился Светом Христовым.

Наши отцы дали нам этот день во второе воскресение Великого поста для того, чтобы укрепить нашу веру.

В следующее воскресение Великого поста нас ждут более реальные переживания - воспоминание распятия. В центр храма будет вынесен Крест с частицей Креста Господня, это настоящая реальность нашего духовного пути. Каждый должен нести свой крест, каждый должен испытывать распятие. Особенно монашествующие, которые отреклись от мира и носят на своем теле параман, где написано: «На теле своем ношу язвы Христовы», должны испытать сораспятие со Христом, но и иметь видение Фаворского света, как апостолы Петр, Иоанн и Иаков, испытывать боль от язв духовных, но знать, что это пройдет, потому что Божия благодать находится внутри нас.

Укрепляйте свою веру, старайтесь почувствовать Божию благодать. Она источник нашего спасения, истекает обильно и дает нам жизнь вечную.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»