Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя Сыропустная, Прощеное воскресение. 18.02.2018

Неделя Сыропустная, Прощеное воскресение.

18 февраля 2018 года, в неделю Сыропустную в Прощеное воскресение, наместник архимандрит Василий (Паскье) в сослужении братии обители совершил Божественную литургию.

По окончании богослужения отец наместник обратился к братии и всем молящимся с пастырским словом:

Дорогие, отцы, братия, прихожане, наступило важное время в нашей жизни, весна. Весна духовная, весна покаяния! Природа выходит из мертвого состояния, день растет, солнце светит, мы чувствуем, что Творец снова с нами, и после зимы, которую наши отцы считали за время грехопадения. Зима, упавшие зерна покрывает снег, они гниют, и потихоньку начинается новая жизнь. Еще снег, а новая жизнь пробивает эту белую манию, которой покрыта земля, и начнется новый период нашей жизни. Именно в это время наши отцы установили время поста. Человек, осознает свою греховность и обращается к Источнику жизни за прощением, у него начинает пробуждаться новая жизнь, тьма уходит и свет заполняет его жизнь. Что сейчас и происходит с природой. Наши отцы положили сорок дней покаяния, чтобы человек пожертвовал десятину от года своего времени. Мы жертвуем эти дни Богу, но для себя, чтобы Он нас простил и вернул нам все блага и привилегии детей Божиих.

Сегодня наши отцы установили службу изгнание Адама из Рая. Много было воспоминаний об этом в богослужебных песнопениях. В предыдущее воскресение мы вспоминали о Страшном суде, это когда человек совершил преступление и окончательно получил свое наказание, приговор, быть с Богом, или без Него. Это суд нашей жизни, будем ли мы с Богом или отдаленные от Него. Когда согрешил Адам, Господь принял суровое решение, выгнал его из Рая, ограничил его жизнь. Человек узнал новое явление – смерть, болезнь и труд, чего Адам и Ева не знали до грехопадения. Это началось все с непослушания Адама и Евы. Они простые заповеди не смогли выполнить, захотели сами быть как Боги. Конечно, здесь не обошлось без соблазна дьявола. Но человек мог же знать своего Творца, отличить дьявола от Бога, разделить лукавого змия от Отца, Который Любовь, Истина и Справедливость. Но нет, соблазнился. Господь по своей милости не уничтожил за грех Адама, как бывает у людей, когда они что-то творят, но неудачно, то, что сделали сломали и выбросили в мусор, нет, Господь дал человеку возможность исправиться, дал ему то положение, в котором мы сейчас находимся. Дал Адаму время на исправление. Но и осознание греха не обошлось без Божией помощи. Действительно, после многих тысяч лет жизни Адама и его сыновей, значит и нас, на земле ничего не получилось. Адам приносил жертвы совершал подвиги, но, все равно, искупить свой грех, искупить своих сыновей и нас он не мог. Поэтому Господь послал нам собственного Сына, Иисуса Христа. Он пришел на землю, жил как сын Адама. Пришел Он, как новый Адам, именно Сын Божий. И Он обратил вспять грехопадение человеческое. Если Адам, как мы знаем из предания Церкви, согрешил в шестой час, когда он протянул руку к дереву за запретным плодом, нарушил заповедь Божию, а Иисус, так же в шестой час, распростёр свои руки на дереве жизни - на кресте. Для того чтобы показать послушание Своему Отцу и для спасения всех сынов Адама и самого Адама и нас в том числе. Не зря накануне Великого поста в последнее воскресение вспоминается Адамово изгнание. Это наше положение. Мы Рай потеряли, свое духовное отечество потеряли. Наше особое задание в эти сорок дней - возвратиться в свое отечество, возвратиться в положение сынов Божиих. Начнем с того, что, если Адам не исполнил заповедь единственную, которую дал ему Бог, не есть от древа, то мы будем соблюдать пост, воздерживаться от еды. Безусловно, если только не есть, мало что изменится в нас. Мы знаем, как многие вообще ничего не едят, кто может сравнится с аскетикой йогов, Будда в день ел три зерна риса, это был его подвиг, но он не стал христианином, не нашел дорогу возвращения в Рай. Подвиги без Бога не спасают. Спасает изменение жизни, изменение взгляда, если Адам пал от непослушания, то мы будем спасаться за послушание Отцу своему Небесному. Мы видели в житии ветхозаветных отцов, как избранный народ, когда уходил от воли Божий, на него нападали враги, Филистимляне, Египтяне, Персы, некоторые пророки проповедовали покаяние, призывали возвратиться к Богу для изменений в жизни. Мы наблюдали по Библии, когда весь народ начинал постится, несмотря на пятидесятикратное неравенство врагов, все равно израильтяне побеждали, потому что они были с Богом.

Мы накануне большого боя, мы на поле брани, против нас враги. Первый наш враг – язык наш. Язык выдает все наши мысли. Мы осуждаем, ропщем, хулим, выражаем свою ненависть, зависть, и т.д. Перед боем, есть о чем подумать, как победить. Но победа над врагами – это победа над самим собой. Если мы не будем бороться с собой и не победим свои немощи и страсти, завтра возвратимся в те же ямы, опять будем падать и опять будем грешить. Поэтому задание Великого поста – победа над самим собой.

«Да, бой с самим собой есть самый трудный бой.
Победа из побед - победа над собой»

Если действительно мы хотим возвратиться в отечество, надо погружать себя в покаяние. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Наше задание в пост – скинуть одежду греховности и тьмы и облечься в Свет Христов. Вот та перемена, которая происходит весной. Природа меняется, деревья раскрывают свое новое облачение, цветы распускаются, и человек должен выкинуть свою ветхую одежду, мертвую, греховную, и одевать новую, Самого Христа: «во Христа облекостеся». Мы будем светлые, потому что Христос – это Свет, который просвещает каждого человека. Надеюсь, что чем ближе Пасха, тем мы будем становиться все светлее и светлее, через покаяние. Таинство покаяние, это не просто отчет о проделанных грехах, так можно каждый день приходить на исповедь, а оставаться такими же. Чувство греховного состояние, это другое. Когда мы понимаем, что живем далеко от Бога, когда мы понимаем, что Его оставили и живем без Света, потому что мы свет погасили, отошли от Божиего мира, как блудный сын ушел от отца и жил во тьме, мраке, а возвратился к отцу, и тот облачил его в праздничную, новую, светлую одежду. То же будет происходить с нами, если мы не поймем неправильность своей жизни, будем искать оправдания, как Ева: «Ни я виновата, а змей меня соблазнил…», не получится возвращения на Родину. А мы должны признать, что мы отошли от Бога, отошли от Солнца, от Света и живем в темноте. Поэтому мы скрываем свои поступки, праведники ничего не скрывали, они были открыты для всех, все их дела были на виду, и для Света не было препятствий освещать их жизнь, как, например преподобный Серафим Саровский, так был освещен Светом Христовым, что даже лицо его излучало свет. И каждый человек может достичь такого света, через покаяние.

Дорогие мои наступил момент покаяться и прошения у Бога помощи. Господь нам поможет правильно и с пользой пройти сорок дней пути весны духовной.

Затем был совершен чин прощения, за которым отец наместник и братия обители испросили друг у друга и у народа прощения.

Вечером наместник архимандрит Василий с братией были в Введенском соборе на архиерейском богослужении. По окончании вечерни на чине прощения испросили у митрополита Варнавы, епископа Игнатия и у духовенства Чебоксарской епархии прощения перед началом Великого поста.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»