Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя о блудном сыне и память Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. 04.02.2018

Неделя о блудном сыне и память Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

4 февраля 2018 года в Неделю о блудном сыне, в Свято-Троицком мужском монастыре наместник архимандрит Василий и братия совершили Божественную литургию.

 По окончании литургии был совершен молебен Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской.

По окончании богослужения отец наместник обратился к собравшимся на молитву прихожанам с пастырским словом.

Сегодня мы вспоминаем подвиг наших современников, мы все родились в том XX веке, когда им суждено было быть свидетелями Христа и претерпеть испытания от безбожной власти.

Церковью установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в ближайшее воскресение к 25 января (по старому стилю). В этом году празднование совпало с неделей о блудном сыне.

Идет вторая неделя подготовки к Великому посту. Богослужение совершается по Постной триоди.

Мы сегодня читали Евангелие о блудном сыне.  Эта притча всем нам близка. Каждый из нас видит в себе образ блудного сына. Образ того, который отошел от своего отца, от родины и ушел в чужую страну далече. Жил по чужим законам и, конечно, пал до самого низа. Так низко, что сравнялся с жизнью животный, и не просто животных, а со свиньей. Свинья – это одно из всех животных, у которых голова не поднимается вверх, нос ее всегда опущен. Так же и человек, находящийся в грехах, находится в грязи, и видит все только на уровне своего носа. Голову поднять из такого положения очень трудно. Надо собрать всю силу, чтобы вспомнить откуда мы пали, где наша Родина, где наш Отец.

Из Евангелия мы знаем, жил богатый человек, имел хозяйство, имение, слуг. Было у него два сына. И вдруг младший сын спросил у отца свою долю наследства, даже не дождавшись кончины родителя. Наследство – это то, что нажили родители, дети не приложили своего труда в этом деле, это, как легкая нажива. Младший сын просил у отца свободу. В древние времена все сыновья жили под благословением отца, до тех пор пока отец сам не передал власть над домом, например, старшему сыну, и все друг другу подчинялись. А здесь мы видим, что младший сын захотел жить свободно. Отец отдал сыну его часть имения.

Как Адама Господь создал свободным, но тот злоупотреблял своей свободой. В наши дни мы видим, что происходит с людьми, когда они перестают слушать старших, родителей своих, отцов духовных и начинают жить по своему, а последствия такие же, как в Евангелие.

Отходят от дома, живут по чужим плотским законам, покорившись своим страстям. Человек жаждущий свобода, получает рабство. Становится рабом своих страстей. Сам исправиться не может. Блуд, пьянство и т.д. Но, слава Богу у человека есть совесть. Когда ему стало совсем плохо, он вспомнил дом отца. Вспомнил, как ему там было хорошо, хоть и жил под благословением. А в чужой стране он был чужой. Его принимали пока он был богат, а расточив все отцовское имение, стал никому не нужен, и его существование стало хуже свиного. Вспомнил дом отца своего. Понял, как тяжко он согрешил. Решил возвращаться, не претендуя на сыновнее положение. Готов был служить в отцовском доме рабом, чтобы только быть в отцовском доме, под его благословением и спасением. «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». (Лук.15:17-19).

Мы знаем, как отец не переставал надеяться на возвращение сына. Он каждый день выходил на дорогу, ждал своего, всматривался в прохожих. И однажды он увидел вдалеке путника и почувствовал, что это его сын. Сам побежал к нему навстречу. И что мы видим? «Отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». (Лук.15:21-24)

Отцы Церкви видят в этом образ покаяния, образ крещения, когда Господь отмывал наши грехи святым крещением, одевал на нас новые белые одежды, и как в притче отец одел на сына перстень, а это значит фамильную печать, значит вернул ему первоначальную власть, как сына, Господь дарует нам при крещении печать Дара Духа Святого и приглашает нас на Божественную трапезу. Господь и сегодня участвовал в этой трапезе, Он накормил нас сегодня не откормленным теленком, но телом и кровию Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа. Мы испытали милость Отца нашего Небесного.

Именно в духе младшего сына мы приходим в церковь. Кто хочет высказать Господу, как старший сын: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» и услышать от Него: «ты всегда со мною, и все мое твое». Мы все грешные, все отступаем от Бога, предаем Отца нашего, который на небесах. И лучше нам услышать про себя: «а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». (Лук.15:29-32)

Но мы видим, что человек гордый, не может возвращаться домой, к Отцу. Гордый человек не может покаяться и не понимает в чем каяться, и все глубже и глубже проваливается в ад, и не имеет участия в спасении. Иногда бывает, что гордыня захватывает и праведника, как в притче старший брат. Он праведник, он не согрешил, он всегда был с отцом. Но он так осуждал младшего брата, что даже сам не захотел принять участие в трапезе. Он не пришел на праздник, отошел от Причастия. Так бывает, что праведники от своей гордыни начинают осуждать людей, не входящих в их понятие о рамках благочестия, сами себя отдаляют от трапезы, которую Господь нам предлагает, а если даже приступают, то не достойно.

Отцы наши не напрасно установили во вторую подготовительную неделю чтение Евангелия о блудном сыне. Чтобы мы почувствовали себя, как блудный сын, что отошли от благодати Отца, расточили все дары, которые Он нам дал. Мы их использовали не на благо, не на приобретение Царства Небесного, а расточили бездумно. Чтобы мы почувствовали, как хорошо было с Отцом. Церковь хочет, чтобы в нас проснулся именно такой дух, и чтобы мы в этот период подготовки к Великому посту увидели себя недостойными милости Отца. Именно в этом отрывке из Евангелия Господь хочет нам показать свое милосердие, как он любит и грешников, и ждет их возвращения домой.

Наверное, здесь Господь больше скорбел о старшем сыне, чем о младшем. Сам Он сказал, «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». (Лук.15:7) Такая же радость должна быть у всех нас, когда мы видим, что кто-то начал ходить в храм, каяться, причащаться, потихоньку исправлять свою жизнь. И чтобы дух Отца нашего небесного был в нас. И чтобы мы имели радость, и причащались вместе без осуждения, а в укрепление нашего спасения, в укрепление Царствия Небесного.

Дорогие мои, мы никогда не знаем, как будет завтра хорошо ли, плохо ли. Но для верующего человека всегда завтрашний день хорош, потому что мы приближаемся к Царству Небесному. Мы приближаемся к времени, когда Господь снова будет с нами, как он был среди своих учеников. Пока это время не пришло, мы верим словам Господа: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». (Матф.18:20) Поэтому Господь посреди нас есть и будет.

В преддверии Великого поста задумаемся, как далеко мы отошли от дома Отца своего и каждый год мы повторяем путешествие обратно домой, но каждый год мы опять уходим и уходим от Отца.

Грех младшего сына – это самоволие. Будучи игуменом монастыря знаю прекрасно, куда ведет непослушных братьев их своеволие. Губительная страна, где жизнь сравнивается со свинским состоянием. Надо стараться не терять духа послушания, делать все с Божьего благословения, чтобы мы никогда не забывали Отца Небесного, и не дерзали просить Его свободной жизни. Научимся повторять: Господи благослови, Господи прости. Надо бежать к духовному отцу за советом, и через него принимали волю Божию. А когда начинаем говорить: «Я сам знаю, без вас» -  с этого начинается дорога, которая удаляет человека от Отца, от дома, от Царства. Даже человек талантливый от своеволия быстро растеряет все свои дары, становится бездарным. Такое бывает не редко.

Прочитал на днях про послушника Лавры. На рубеже 19-20 веков послушник Троице-Сергиевой лавры Александр ушел из лаврского хора в консерваторию, и вот к каким трагическим последствиям это привело. Это реальная история из сборника реальных историй преподобномученика Кронида (Любимова) "Троицкие цветки с луга духовного" есть Повесть о лаврском послушнике Александре: "Помню, — рассказывал наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид, — в обители преподобного Сергия жил в качестве послушника один молодой, с виду изящный человек по имени Александр. Он обладал сильным и приятным голосом. Его чистый первый тенор выделялся своей мелодичностью среди голосов поющей братии и невольно располагал сердца молящихся в Лавре к Богу. Жил он в обители три года и своим пением подлинно украшал всю обитель. К сожалению, нашлись в Лавре у Александра советники, которые внушили ему стать известным певцом, предварительно усовершенствовав свои певческие способности в консерватории. Послушник внял этому совету, ушел из обители и поступил в столичную консерваторию.

Прошло лет пять или шесть. Однажды я вышел прогуляться от Троицкого собора ко святым воротам. На пути встретился мне какой-то незнакомый человек с лицом, перевязанным платком на месте носа. Он, называя меня по имени, сиплым голосом попросил себе милостыню как бывшему певцу этой обители. Спрашиваю его: «Кто ты такой и как имя?» Тогда он ответил: «Я тот знаменитый певец - тенор Александр, которого все начальство обители так уважало и любило. Но я не сумел сохранить Божьего дара, послушался недобрых советов и в компании недобрых товарищей распутством и вином погубил себя и голос. В настоящее время скитаюсь без крова и пристанища и обременен венерической болезнью». Смотря на этого человека, страждущего, но не венчаемого от Бога, я готов был и сам плакать, помня его великие дарования, погибшие «на дальней стороне» (Лк. 15,13)".

Этот пример хорошо подходит к сегодняшнему Евангельскому чтению. Когда мы убегаем от Отца своего, нас караулят большие искушения. Не верьте в себя, не думайте, что вы такие умные и талантливые. Никогда не забывайте, что все дары от Отца нашего небесного: «Я́ко вся́кое Дая́ние бла́го, и всяк Дар соверше́н Свы́ше есть, сходя́й от Тебе́ Отца́ све́тов,…» (молитва заамвонная).

Пусть Господь укрепит нас молитвами святой многотысячной армии новомучеников и исповедников Церкви Русской, все имена которой только Господь знает.

Их молитвами церковь Русская живет, и еще более будет укрепляться, если мы будем почитать их подвиг, если мы будем уверенны, если грядут таки же искушения, мы тоже будем в этом списке исповедников. И даже не надо ждать гонений, а уже сегодня по нашей вере, по нашим делам мы должны уже находиться в этом списке новомучеников. Ничего не бояться и не отпадать в страну далече, а всегда быть с Отцом. А когда будет возвращаться грешник к нам за трапезу, радоваться. 


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»