Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора. 28.05.2017

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора.

28 мая 2017 года в неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора, наместник архимандрит Василий (Паскье) и братия Свято-Троицкого мужского монастыря города Чебоксары совершили Божественную литургию. 

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Зотик. 

По отпусте литургии отец наместник обратился со словами приветствия к отцам, братиям и всем собравшимся на богослужение.Сегодня день памяти святых отцов, которые первый раз собрались на Вселенский Собор, когда император Константин Великий победил врага Крестом, увиденным на небе, прекращает гонения, начинает оказывать христианам покровительство, и сам принимает крещение. Однако для Церкви это время великих искушений и расколов. Через деяния и послания Апостолов мы знаем о существовании множества различных ересей. Одной из самых ярких и великих ересей было арианство, основоположник Арий, родом из Ливии, около 311 года он прибыл в Александрию и был рукоположен во диакона архиепископом Петром Александрийским (Почитается в лике священномучеников), архиепископ Ахилла рукоположил его во пресвитера Александрийской Церкви.

Заблуждения Ария обнаружились совершенно случайно. На одном из собраний александрийских пресвитеров, когда епископ Александр вел беседу о единстве Пресвятой Троицы, Арий обвинил его в савеллианстве, высказав свои еретические убеждения по вопросу о Лице Сына Божия. (Еретик Савелий, искажая учение о Святой Троице, утверждал, что Бог есть Одно Лицо: как Отец, Он – на небе, как Сын – на земле и как Дух Святой – в творениях). Возник спор, который привел к публичному диспуту. С этого диспута и ведет свое начало арианская ересь.

Арий с бескомпромиссной смелостью и страстным упорством утверждал, что Христос отдельная сущность от Бога Отца и сотворён Богом Отцом, и следовательно, во-первых, имеет начало Своего бытия и, во-вторых, не равен Ему по божеству.

Против ереси Ария первыми выступили святитель Афанасий Александрийский, Святитель Григорий Богослов, преподобный Антоний Великий.

Влияние Арии в то время распространилось и на служителей Церкви и на власть.  Император Константин, обеспокоенный смутой в народе, своей властью собрал собор. Из всех селений 318 епископов собрались в городе Никея (ныне Изник, Турция). На соборе собрались действительно ревнители православной веры святитель Николай из Мир Ликийских, святитель Спиридон Тримифунтский, Василий Великий. Был на соборе один, который убедительнее всех выступал в защиту православного вероучения и разбудил совесть всех восточных епископов. Он был председателем собора, прибыл с запада, из Испании - святитель Осий Кордубский.

Не случайно память святых отцов Первого Вселенского Собора празднуется вскоре после Вознесения Господня,  Господа, который есть Христос.

Тысячи лет народ ждал обещанного Мессию. Моисей обещал своему народу Спасителя.

Мы знаем Его имя – Иисус из Назарета.

Когда Иисус Христос родился, трудно было понять, кто Он. Люди видели младенца. Тридцать лет о Нем никто не слышал. И вдруг Он вышел на проповедь. Знали Его как Иисуса из Назарета. Но кто тогда мог подумать, что Он Слово Божие, что Он Творец мира и человека, кто мог представить, что Он Сын Божий? Никто, даже первые Его ученики. Для человека это было не возможно представить, несмотря на то, что Пророки говорили о Нем, готовили нас к этому событию. Один из первых, который ясно говорил о Иисусе Христе, был апостол Петр, не самый ученый, не самый умный, простой рыбак, мужик из Палестины.

«Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго». Удивительно Иисус сказал ему в ответ: «… и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»; (Матф.16:13-18). Камень в данном случае надо понимать, как исповедание Иисуса Христа Сыном Божиим.

Сегодня наша вера должна быть твердой, построенной на камне. Нельзя веру строить на песке. Об этом нам и Господь сказал: «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.» (Матф.7:24-27)

Отцы, собравшиеся в Никеи вспоминали об этом, что камень нашей веры – это Христос, Сын Божий, и значит Сам Бог, Он истинный Бог и истинный человек.

В Ветхом Завете мы читаем, как Господь иногда посылает Своих Ангелов человеку. Как например история про Товия, когда отправившись в опасное путешествие из дома встретил Рафаила. Это был Ангел, но он не знал. И когда все благополучно совершилось, в конце истории проводник сказал Товии, «Я Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго». «Не бойтесь, мир будет вам. Благословляйте Бога вовек, — сказал им Ангел Рафаил. — Ибо я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек. …». И стал невидимым. Разница между Ангелом, который воплотился временно и Иисусом Христом который воплотился, родился и вочеловечился в том, что Ангелы не родились, только облачались временно в образ человеческий, а Христос Сам человек. Это очень важно для нашего спасения. Святитель Афанасий Александрийский сказал: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом».

Слово Божие воплотилось во Иисуса из Назарета и теперь вознеслось на небеса и сидит одесную Отца. Мы победили дьявола, который хотел изначально обманывать человека. Вспомните как бес подошел к Еве и соблазнил ее съесть плод познания добра и зла, обещая, что они могут стать, как Бог. А Ева уговорила Адама. Результат мы знаем, они не только не стали богами, но Бог выгнал их от Себя. Врата Райские закрылись для них навсегда.

Сегодня Христос Своим воплощением, воскресением и вознесением снова открывает нам возвращение в Рай. Наша вера во Христа – это камень на котором мы строим наше спасение.

В наше время можно свободно ходить в храм, приводить детей и учить их строить свою жизнь на камне, который является Иисус Христос – центр нашей веры – Сын Божий, который дает нам спасение и возвращение к Отцу. Устройте свою жизнь на камне и будете иметь вечную жизнь.

Так же на Первом Вселенском Соборе Отцы наши заложили фундамент нашей веры в Троицу, они дали нам Символ Веры, первую его форму, так же они установили, как правильно служить Пасху.

Знаменательно, что после окончания Собора, император Константин открыл свой город для верующих. Для русских Константинополь является источником первой проповеди о Христе.

В связи с этими событиями вспоминается важный персонаж Руси, непосредственный основатель нашего города и нашего монастыря, который незаслуженно был оклеветан историками и назван Грозным, а на самом деле благословенный и благородный, русский царь Иван Васильевич. Не будем сейчас вдаваться в подробности о его образе, но именно он сказал важные слова, которые присоединяют нас к Константинополю. Какие-то послы пришли убеждать его смотреть на Запад, объединиться с западной Церковью, с католиками. И в дискуссии Папскому послу, отметившему в беседе с Иваном византийское происхождение Русской Церкви, царь заявил, “что он верит не в греков, а во Христа”, а так же: “Мы веру держим истинную хрестьянскую, а не греческую”.

Очень хотелось бы верить, что каждый из нас сегодня может так сказать: «Моя вера во Христа.»

Верьте во Христа. Иисус – и Бог и человек. Сын Божий принес на Престол Божий наше естество. Сегодня Бог и человек едины. Мы созданы по образу и подобию, поэтому устройте свою веру на камне, а не на песке. Песок – это всякая мелочь, вся наша суета, все наше суеверие, а камень – это только Христос. Мы знаем о камне, что он сопровождал народ Израильский в пустыне. Помните момент, когда Моисей ударил своим жезлом в скалу, и потекло много воды. Апостол Павел об этом сказал, что камень этот был образ Самого Христа, тот же самый висящий на Кресте, из которого истекала кровь и вода, когда сотник проткнул Его копьем – это и есть источник «Воды живой» из камня, из Христа.

Осмыслите нашу веру, ведь почему то и свт. Спиридон, и свт. Николай, и свт. Осий, и свт. Афанасий, прп. Антоний и множество других отцов, поняли и пострадали за истинную веру православную. Они не зря положили всю свою жизнь на соблюдение чистоты нашей веры, потому что до сих пор все эти ереси существуют, есть еще много людей, которые не верят, что Христос Сын Божий. А апостол Иоанн Богослов сказал, «Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста…» (1Иоан.4:2,3).

Будьте бдительны и верны. С праздником.

 


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»