Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Чинопоследование Пассии в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары. 12.03.2017

Чинопоследование Пассии в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары.

12 марта 2017 года вечером, наместник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары архимандрит Василий (Паскье) сдуховенством обители совершили первую в этом Великом посту Пассию.

После чтения акафиста и Евангелия Божественным Страстем Христовым, игумен Вениамин прочитал проповедь митрополита Иоанна (Снычева): 
Ночь испытания (На Пассии)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Глаголах им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в ночь сию, ибо писано: поражу пастыря и рассеются овцы стада».

Могли ли помыслить ближайшие ученики Христа, что это сказано и о них тоже?! Хорошо им было со Христом. Возвышенные чувства наполняли их сердца, когда они жили вместе с Ним до Его крестных страданий. Они взирали на Господа своими простыми очами, они располагались к своему Божественному Учителю любовию и по-детски восторженно относились к тем делам, которые совершал Христос Спаситель на земле. Радостно им было видеть, как, по слову Господа, закинутая сеть чудесным образом заполнилась множеством рыб. Радостью отозвались их сердца, когда Господь напитал 5 тысяч человек пятью хлебами, а 4 тысячи человек семью хлебами и двумя рыбами. Радостно им было смотреть и удивляться, как Его Божественная сила проявляется в мире физическом, исцеляя больных и воскрешая мертвых. И хотя их сердца были объяты страхом, апостолы все же не могли не догадываться, что пред ними не простой человек, а именно Богочеловек. «Кто это, что ветры и море повинуются Ему?» — в трепете спрашивали они самих себя, когда Господь укротил на Галилейском море взбушевавшиеся волны. Они приходили к убеждению, что их Учитель всемогущ, потому что своими очами видели чудо, совершившееся в городе Наине, где Господь из жалости к вдовице воскресил ее сына.

Неизреченной сладостью наполнились сердца апостолов, когда Господь на горе Фаворской преобразился пред ними и явил славу Своего Божества. В несказанный восторг и восхищение пришли их сердца, когда на их глазах Господь проявил Свою силу и благодать над Лазарем четверодневным, воскресив его от мертвых. Созерцали они торжественный вход в Иерусалим своего Учителя и Господа. И видя, сколь дивны, сколь непостижимы дела Спасителя на земле, они пришли к твердому убеждению, что ничто печальное, ничто оскорбительное не может коснуться Христа. Но тогда Христос был рядом с ними, а значит — с ними был свет, о котором Господь не раз напоминал им: «Ходите во свете, пока есть день, чтобы сынами света быть, чтобы вас тьма не объяла».

И апостолы в те дни воистину «ходили во свете» со своим Божественным Учителем и Господом, думая, что никогда не наступит ночь; они полагали, что отныне им всегда будет радостно, что скоро, скоро наступит обетованное Царство Божие, о котором некогда Господь возвещал чрез Своих пророков. Но они, конечно, ошиблись. Ночь, страшная ночь уже приближалась. И об этой таинственной ночи предвозвестил Господь: «В сию ночь все вы соблазнитесь о Мне».

Апостол Петр, равно как и другие апостолы, не мог с этим согласиться. На Тайной Вечери он заверял Христа: «Господи, мы с Тобою готовы на смерть, мы положим жизнь свою за Тебя!» Но апостолы еще не познали своей немощи, не могли также представить и тех крестных страданий, для которых Господь сошел на землю, чтобы спасти человечество.

Страшная ночь наступила. Вот уже Иуда ведет богоубийц в Гефсиманский сад, где молился Спаситель. И в этом Гефсиманском саду встретился свет с тьмою. Встретился — и как бы предал себя на растерзание тьмы. Тьма как бы объяла свет, и апостолы увидели, что этот свет помрачился. И когда они увидели сие, тогда все их убеждения, все их утверждения и надежды о Христе, соприкоснувшись с областью зла, с областью греха, начали рушиться, так что действительно стали исполняться слова Христовы: все соблазнились о Нем. В это время в сердцах и умах апостолов возникали сомнения: кто же пред ними был, кто же Тот, с Кем они трапезовали, от Кого они получали учение и глаголы вечной жизни? Он был светом для них. А теперь?

Прежде апостолы знали, что Христос имеет власть скрыться от преследователей. Так уже было в Назарете, когда люди хотели схватить Его и сбросить с горы, а Христос, как сказано в Евангелии, «пройдя посреди них, удалился». Тогда Он проявил чудесную силу Свою, но почему же теперь Он предается в руки беззаконников, дозволяет прикоснуться к Своим пречистым устам скверным устам предателя Иуды? Почему Этот божественный Свет предает Себя добровольно на растерзание озлобленной толпе? Почему? Так одно за другим возникли сомнения в сердцах апостолов. И, конечно, они бы могли окончательно погибнуть, потеряв всякую веру во Христа, если бы не пришла на помощь им Божественная сила, если бы не явился имСам Господь, Который, поправ смерть, смертию смерть разрушив, восторжествовал над ней и явился Своим ученикам, убеждая и утверждая их в жизни вечной.

Вот, возлюбленные братья и сестры, каким тяжелым испытаниям подверглись святые апостолы в ту печальную ночь. Такая печальная ночь наступает подчас и в нашей жизни. Бывает иногда так: творим мы добро, Божественный свет освещает наши души, и кажется, что никогда не коснется наших сердец та или иная скорбь, то или иное разочарование. Но вот Господь ниспосылает нам ночь испытаний. Ниспосылает для того.чтобы тверже и крепче стала наша добродетель. А мы, по своей немощи, оказавшись в объятиях этой скорби, подчас колеблемся и в душе своей говорим: «Господи, ну где же Ты? Куда Ты скрылся от нас? Ты видишь, как зло борет нас, истязает, удаляет от Тебя. Где Ты, Сладчайший Иисусе? Где же Твоя мощь, где Твоя сила, которая покрыла бы нас от всякой печали?!» И, конечно, если бы, испытав нас, Господь не посылал нам в нужное время Божественную помощь, то все наши добрые начинания, все добрые чувства растворились бы среди облака зла и лжи. Однако Господь не оставляет Своих истинных последователей и тех, кто творит добро ради добра». Божественная помощь приходит и разрушает зло и сообщает делателю добра утешение, возвышение, теплоту. Тогда-то мы и осознаем, что Господь всегда был недалеко от нас. Он только наблюдал за нашей немощью, испытывая твердость наших убеждений.

Итак, возлюбленные братья и сестры, не устрашайтесь, если постигнет нас ночь испытаний! Да не поколеблется сердце ваше! Веруйте во Христа, веруйте в Его любовь и милосердие, веруйте в Его помощь, ниспосылаемую нам ради веры нашей. Творите добро ради добра! Поклоняйтесь пречистым страданиям Христовым, склоняйте свою главу пред крестом Его! Кровь Господа омывает нас и ведет к вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и поклонение во веки веков. Аминь.

В завершении духовенство и верующие поклонились Распятию.

Пассия – Акафист Страстем Христовым - это особое великопостное богослужение,  воспоминаний  гефсиманских и голгофских страданий нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.
По акафисте читается Евангелие, повествующее о страстях Христовых, откуда, собственно, и явилось название пассии (лат. раssiо - страдание, страсть). Чин этот, установленный на Руси митрополитом Петром Могилой и совершаемый в наше время Великим постом в неделю вечера, приобрел особую любовь православного народа. И это не удивительно - ведь в нем с благоговейным трепетом говорится о страданиях и мучениях Невинного - за грешных, Чистого - за нечистых, Сына Божия - за падших людей. Христос Спаситель за всех грешников принял позорнейшие страдания и смерть. На Кресте была принесена жертва умилостивления (Рим. 3, 25) за каждого из нас. И читая этот акафист, вызывающий в наших сердцах священные воспоминания тех отдаленных дней, будем помнить слова Господа, сказанные в Гефсимании апостолам: «Бдите и молитесь, да не внидете в напасть» (Мф. 26, 41).

За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа:  от Матфея 26-27 главы,  от Марка 14-15, от Луки 22-23 и от Иоанна 18-19. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»