Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Праздник Торжества Православия в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары. 05.03.2017

Праздник Торжества Православия в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары.

5 марта 2017 года в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, наместник архимандрит Василий (Паскье) с братией, совершили Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в Троицком храме мужского монастыря г. Чебоксары.

Проповедь после запричастного стиха произнес иеромонах Зотик (Григорьев).

По окончании литургии отец наместник возглавил чин Торжества Православия, а по окончании богослужения обратился с пастырским словом к многочисленным прихожанам:

Сегодня Церковь благословила своей мудростью для прочтения отрывок из Евангелия от Иоанна, как Иисус пошел в Галилею, по пути встретил Филиппа и говорит ему: "иди за Мною". Филипп же не сомневаясь, оставил все и последовал за Ним. Филипп очень хотел рассказать об Иисусе своим друзьям, и поэтому нашел Нафанаила и говорит ему: "мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета". И очень интересный ответ  Нафанаила, который прекрасно знает писание, потому что изучает его день и ночь. И знает, что Миссия будет не из Назарета, Миссия происходит от рода Давидова, из Вифлиема. Мы знаем, что Господь родился в Вифлиеме, но тогда это было не известно. В те времена все Его звали - Иисус из Назарета. И Нафанаил, как настоящий человек, погружая себя в писание, точно знал, что из Назарета ничего хорошего не будет. И поэтому первая его реакция была: «из Назарета может ли быть что доброе?» Он был прав. Просто он не знал всего. И дальше мы удивляемся, как Господь раскрыл ему знания о Христе: «прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Смоковница или инжир, дерево, которое достигает высоты 15 м; его ствол обычно искривлен, широко раскинутые ветки с крупными листьями образуют густую крону. У евреев была привычка сидеть в тени этих  деревьев, изучать Священное писание, размышлять о пришествии Мессии. Когда Иисус сказал: «под смоковницею, Я видел тебя» Нафанаил сразу понял, о чем речь. И поэтому отвечал: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Поверил сразу. Иисус назвал Нафанаила «подлинно Израильтянин», потому что он без лукавства в Писании искал Бога. И размышляя, сидя под смоковницей, о пришествии Господа, он видел Его в своем воображении, а Господь видел Нафанаила. Значит, они встречались в Писании. И поэтому Нафанаил поверил Иисусу.

Еще Господь напоминает о страдании Своем и о Лестнице по которой «будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих» - мы это понимаем, как Крест Господень. Наша вера основана именно на этой идее - Креста Господня. И не будет явления Христа, без явления Креста.

Наша вера обязательно будет проходить через испытания Крестом. Крест по которому действительно как по лестнице спускаются и поднимаются Ангелы Божии. Крест – это та лестница, которую видел наш праотец Патриарх Иаков, так же, как образ Божией Матери. Для нас – это основа нашей веры.

Возвратимся к началу Евангельского повествования, когда Господь «находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною». Наша вера начинается с этого – с хождения за Христом. И не будет веры, если мы будем сидеть на месте и не двигаться. Обязательно надо ходить. Наша вера просит движения. Как наш праотец Патриарх Авраам, из страны между рек Евфрат и Тигр Господь звал его: «пойди … в землю, которую Я укажу тебе». (Быт.12:1) И он оставил родину  пошел. Так же, когда Иисус встречал апостолов, он им говорил:  «иди за Мной». Христос до сих пор говорит нам, если хочешь быть причастным Меня, хочешь спасения, « если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». (Матф.16:24)

Крест – это лестница между землей и небом. Крест, на который мы будем подниматься, как по лестнице, ступенька за ступенькой, что описал игумен Синайской обители, преподобный Иоанн Лествичник. Каждый благочестивый христианин в течении поста всегда старается прочитать, если не полностью, то хотя бы часть этого прекрасного творения. Ступень за ступенью будем подниматься от земли до неба, и надеяться на встречу с Иисусом Христом, который есть Любовь.

«Иди за Мной» - это одно из условий нашей веры. Не будет веры, если мы будем сидеть на месте, не будет веры, если не будет движения. Вера – это движение вперед и вверх.

Сегодня, совершая чин Торжества Православия, мы вспоминали всех подвижников, которые защищали нашу веру и почитание икон. Мы знаем, что уже в VIII веке, встает вопрос: можно ли поклоняться иконам? Есть те, которые говорят, что нельзя, ссылаясь на Библию: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». (Исх.20:4) Но в Библии тоже есть места, где Сам Бог сказал Моисею: «и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе; там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым» (Исх.25:18-22), а так же: «Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою»; (Исх.26:1). Поэтому надо поступать рассудительно и мудро. Действительно Бога никто не видел, и изображать Его нельзя. Но наши отцы при восстановлении иконопочитания в Византийской империи опирались на твердую веру в воплощение Сына Божия от Слова и присутствие Иисуса Христа в нашей жизни, который имеет лицо, образ и видели Его множество народа. И как Сам Господь сказал: «9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца» (Иоан.14:9). Сегодня через образ Спасителя мы можем видеть и образ Отца, только так. Наши отцы боролись за это право. Мы можем изображать лик Спасителя, лик Божией Матери, лики апостолов и всех святых, поскольку они имеют лик. А образ Божий нельзя изображать. В те времена культ идолопоклонства был близок, поэтому некоторые думали, что вообще не надо изображать Божественный образ. Потому что это напоминало поклонение идолам. Не без искушений догмат об иконопочитании был окончательно сформирован на Седьмом Вселенском соборе, состоявшемся в 787 году. Догмат иконопочитания подчёркивает, что чествование икон и поклонение относится не к самому изображению и, тем более, не к материалу, из которого оно изготовлено, а к изображённому лицу (первообразу). Но долго еще были разногласия. Только спустя век, наступило окончательное принятие икон для почитания и поклонения. Теперь мы без сомнения подходим к иконам, приложиться. Конечно, мы целуем не доски и не краски, а изображенный там образ. До сих пор есть противники почитания икон, например протестанты не признают изображение святынь. Но можно им задать вопрос, имеете ли вы фотографии своей семьи, детей жены, и не прибегаете ли вы к изображению, когда скучаете о ком-то из них, разговариваете с изображением, целуете? Православные люди в том же смысле имеют образы Господа, Божией Матери, почитаемых святых и прикладываются к ним, когда молятся и общаются с изображенным образом. Конечно, сама икона ничего не значит, но она изображает реальных людей. Изображение на иконах передает нам характер и особенности того или иного святого, например апостол Павел был лысый, его так и изображают на всех иконах, а апостол Петр наоборот, кудрявый. Мы смотрим на иконы и помним, как выглядели святые. 

А сравнительно недавно, в начале ХХ века, Сам Господь открыл нам Свой лик, запечатленный на Плащанице. После Его воскресения, когда Он чудом возвратился к жизни, была  вспышка такой силы, что Его лик отпечатался на ткани. Это изображение во времена новых технологий мы можем увидеть. Это, можно сказать, последнее свидетельство, которое Господь нам дал. Современный человек верит только научно доказанным фактам. Сегодня и наука подтверждает, что на Плащанице лик Иисуса Христа. Плащаницу можно назвать пятым Евангелием – пятое свидетельство о жизни, страдании, смерти и воскресении Иисуса Христа. Все, кто видели этот образ, почувствовали, что это образ Иисуса Христа. И поэтому не зря наши отцы утвердили, что можно почитать образ. Они нам помогают, как фотографии жены и детей помогают человеку пережить время разлуки. Мы от Господа живем, действительно, далеко. Мы на земле, и Его образ нам помогает в наших переживаниях. Это облегчает нашу жизнь. Мы вспоминаем, как Адам, за вратами Рая, вспоминал, как выглядел Господь, как они были близки, как он похож даже Него, потому что сотворен по образу и подобию. Адам Его больше не видел, ему остались только воспоминания. А мы имеем еще изображение, и действительно почитаем образ.

Но хочу остановиться на значении православный человек. Что значит быть православным? Надо вести себя, как православный, надо избавиться от многочисленных суеверий, о чем мы тоже сегодня упоминали в молитвах. Суеверие нам мешает больше чем ересь. Носителей ереси, сегодня среди наших прихожан практически нет, но суеверных великое множество. Если мы замечаем, что –то непонятное, то мы думаем, что нас заколдовали. Даже если действительно кто-то хочет вас напугать, но вы, верующие люди должны поступать правильно, не давать сомнениям закрасться в душу. Вы люди освобожденные от рабства, колдовства, вы перешли землю обетованную, вы знаете о Суде Божием, который пришел на землю нас спасать. Вы все знаете. Вы знаете, что Он победил даже демона, а мы еще где-то сомневаемся. Мы знаем из жития прп. Антония Великого, как нападал на него бес, физически он его ощущал, но не испугался, потерпел и победил. Но, действительно, когда бес начинает шуметь вокруг нас, мы теряем веру.

Давайте будем поступать правильно. Как Филипп, бегите к друзьям, расскажите, что Того Которого нам обещали, мы нашли. Или Нафанаил искал Его в Писании, и Иисус к нему пришел. Отступайте от суеверия.

Начинается вторая седмица Великого поста, сегодня много причастились, но не думайте, что вы исполнили свой долг, с Богом в расчете и свободны до следующего года. Не думайте так. Мы вечные должники перед Богом, потому что мы постоянно грешим. Грешим, как дышим.

Сейчас время благоприятное для покаяния, приходите на исповедь, причащайтесь Святых Христовых Таин. Ищите Господа, и вы найдете Его. Не пропустите Его. Если Господь к нам обратиться, как к Филиппу «Иди за мной» - а мы пойдем. Как говорит наш владыка Варнава: «С Богом всегда легко!»


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»