Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя о блудном сыне. 12.02.2017

Неделя о блудном сыне.

12 февраля 2017 года в Неделю о блудном сыне, в Свято-Троицком мужском монастыре наместник архимандрит Василий и братия совершили Божественную литургию, накануне Всенощное бдение.

 По окончании литургии был совершен молебен вселенским святителем.

По окончанию богослужения отец наместник обратился к собравшимся на молитву прихожанам с пастырским словом.

Сегодня вторая неделя Постной триоди, за богослужением мы вспоминали притчу «о блудном сыне». Один из наших святых отцов писал о «Блаженном падении Адама». В этом событии не только грустные факты, но и радость. Сегодняшнее Евангелие нам раскрывает одну из Божественных тайн – тайну Отца Милосердия. Притча «о блудном сыне» раскрывает нам не столько грехопадение молодого человека, сколько безграничное милосердие отца, который ждал своего сына, каждый день выходил на дорогу, навстречу, ждал со слезами и молитвами. Наверное, молитва отца всегда сопровождала младшего сына во всех его заблуждениях. Так и было. И поэтому сын не погиб, пришел в себя, вспомнил, что в доме его отца не плохо не только сыновьям, но даже работникам. Вся притча пронизана молитвой отца. Слышно, как отец переживал, когда сын уходил из дома, ждал его возвращения и был, конечно, готов принять своего сына обратно. Для этого, наверное, отец и откармливал того тельца, чтобы устроить пир по возвращении сына. Отец не переставал думать о своем сыне, который ушел далеко от дома и без покрова своего отца попал в страшные испытания. Жил в чужой стране, в стране чужой веры. Потому что мы знаем, что евреи свиней не выращивают, и поэтому, если он пас свиней, значит он так далеко ушел, что попал совсем в другой мир, где не было веры отца своего. И там в чужой далекой стране хранила его молитва отца. Если бы не было молитвы, сын погиб бы там, совсем потерялся бы. Но Господь сказал: «… не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11). И мы читаем в Евангелии, сын образумился, пришел в себя. Как Адам, когда –то изгнанный из Рая, вспоминал, как хорошо в Раю, сын вспоминал, как хорошо было в доме его отца. И родилось желание возвратиться в родительский дом, пусть без сыновних прав, пусть как наемник, как работник. Здесь мы слышим самое важное слово в этом Евангельском отрывке – он встал. Он встал, стал человеком, только человек стоит на двух ногах. Только человек стоит перед Богом. Он встал, значит пришел в себя. Начал думать, как человек, пойду обратно домой. Конечно, у него в голове были мысли о покаянии, как он придет и что скажет. Да, это важные мысли. Но самое главное, он встал. Он встал и начал движение. Это важное для покаяния, когда мы встаем, прекращаем лежать, как мертвые, и мы начинаем движение и возвращаемся домой. Евангелие раскрывает нам милосердие отца. Если бы не было этой притчи в Евангелии, мы бы и не знали, как Отец наш Небесный ждет каждого человека, который отошел от Него. Готов поставить его именно как сына, устроить праздник. Праздник надо понимать, как таинство Евхаристии, поэтому, когда мы готовимся ко причастию, нам надо обязательно покаяться, исповедаться, потому что нет праздника, пира духовного без покаяния, без возвращения домой. В молитвах перед исповедью мы слышим эту тему возвращения в домой – в Церковь и воссоединения с Отцом: «… Сам и ныне умилостивися о рабе Твоем, и подаждь ему образ покаяния, про­щение грехов и отпуще­ние, прощая ему всякое согрешение, воль­ное же и невольное: при­мири и соедини его святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем». Пока человек в грехах, он далеко. А покаяние, и прощение грехов открывает ему доступ к принятию Святых Христовых Таин. Потому мы не представляем причащение без покаяния, без исповедания грехов. С этим все ясно. Но есть и другой, не менее важный урок в этой притче. Евангелист обращает наше внимание на поведение старшего сына. Здесь есть о чем подумать. Потому что среди нас есть много людей, которые считают себя праведниками, соблюдают все, в храм ходят регулярно, делают добрые дела, в тяжких грехах не замечены и начинают осуждать тех людей, которые падают, живут во грехах, и не готовы принять их как своих братьев. И когда грешный человек возвращается в церковь, а те начинают вспоминать, и укорять: «Он такой – сякой, а я все заповеди соблюдаю, никогда от Церкви не отходил и не готов разделить дом Отца моего с ним». К сожалению, у многих людей такие мысли, многие ведут себя, как старший сын. Да, младший сын согрешил, а кто не грешит? Но он возвратился домой, и Отец Небесный ждал его с радостью, дал ему новую одежду – знак новое крещение через покаяние, дал ему перстень – знак обручения, значит принял его, как сына, печать дома, значит может быть равноправным членом этого дома, и конечно, организовал праздник – вкусили тельца, воссоединились. А поведение старшего сына непонятное. Имел ли он дух, как у отца своего, ждал ли он своего брата, как ждал его отец? Нет. Он отдалил своего брата, для него он был мертвый, и не хотел сейчас признать его. «Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». (Лук.15:25-27) Когда все ликовали и радовались, старший сын «сердился и не хотел войти», считал это несправедливым и незаконным и участвовать в этом не захотел. Он сам отделился от духа отца. Я думаю, что поведение старшего сына – больший грех, чем падение младшего. Потому что, когда отец организовал праздник ради возвращения сына, «надобно было радоваться и веселиться, что брат был мертв и ожил, пропадал и нашелся», а старший брат сказал, что я в этом участвовать не буду. И он отдалился от отца своего: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего» (Лук.15:29) Да, может быть он был послушным, но у него не было духа своего отца, не было милосердия, он не ждал брата своего и не готов теперь простить ему все. Он его не простил, и, в конце концов, кто был оправдан? Младший сын, тот, который согрешил, а тот который не согрешил, был осужден. Поэтому, дорогие мои, берегите себя от осуждения. Никого не осуждайте. Когда видите грешника, не считайте себя праведником, а наоборот, считайте себя первым грешником и ждите от Бога милосердия. Не осуждайте других, не поступайте, как старший сын. Бог не хочет смерти грешника. И, потом, кто не согрешил? Разве и старший никогда не согрешил? Конечно, согрешил, как любой человек, который живет на земле. Даже тогда, когда он представил себя праведнее младшего брата, он уже тем и согрешил. Берегите себя от осуждения и считайте себя, как блудный сын, недостойными. Действительно, мы заблудились, мы отдалились от Бога, покинули дом Отца нашего – Церковь и церковный порядок. Иногда человек по каким –то причинам отдаляется от Церкви, живет своей жизнью, но надо помнить – отдаление от Бога не приведет к успеху. Это сегодняшнее Евангелие нам показало. Когда человек выезжает на машине в дальний путь, он движется до той поры, пока не закончится бензин. Если бензин закончится движение прекратиться. Когда мы отрежем источник нашей энергии, а энергия для нас - это Бог, отключим себя, мы немножко еще движемся по инерции, но придет время, когда все запасы энергии в нас истощатся, и мы начнем умирать. И хорошо, если мы сможем вспомнить, что когда я был с отцом в доме его, как было хорошо, «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода», и встанем, бросим свою машину, без бензина она все равно бесполезна, и пешком начнем путь возвращения домой. Возвращение пешком труднее, чем ехать на машине, но это и есть возвращение домой, это и есть покаяние. Когда мы возьмемся за себя, и начнем трудиться, возвращаться пешком, для того чтобы испытать на себе силу своего грехопадения и радость покаяния. Пусть не будет в нас духа осуждения. Давайте не будем никого осуждать, мы все грешники и все мы в какой-то степени ушли от дома Отца своего.  А перед началом поста, пришло время взять себя в руки, встать на ноги и начать путь в Отцовский дом.

Сегодня совпал праздник трех наших светильников Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. История этого праздника такова: мы знаем, что каждого святителя Церковь чтит в свой день января месяца. Но, в то далекое время, люди так любили дискутировать о богословии, самые простые люди спорили кто важнее, кто умнее, кто правильнее из этих трех святителей, и на этой почве началось разделение. Одни говорили, что они за Василия, другие предпочитали больше Григория, третьи думали, что Иоанн самый мудрый. И Церковь своим милосердием, из поучительных соображений, объединила всех трех святителей в один праздник, показав тем самым, что они являются светильниками из одного источника света – Бога. Они защищали догмат о Троице своим поведением, своим учением, своим подвигом и своей молитвой. И в последний день января мы празднуем день трех святителей, которые до сих пор просвещают Церковную жизнь. Изучая их жизнь, труды и подвиг, мы видим, что три великих столпа, три великих учителя есть в нашей Церкви. Больше таких нет. Их молитвами, Господи, Иисусе Христе сыне Божий, вразуми нас и дай нам встать на ноги, чтобы у нас была сила идти домой, к Отцу нашему Небесному ждать от Него милосердия и радость, и чтобы наше сердце наполнилось чувством покаяния. Церковь уже поет из Постной триоди о покаянии, просит, чтобы Господь нам открыл двери покаяния. Мы встали, уже пришли и некоторые из нас уже почувствовали привкус праздника – Евхаристии, когда мы вкушаем не теленка упитанного, а тело Христово, которое дает нам вечную жизнь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»