Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя о блудном сыне 04.03.2024

Неделя о блудном сыне

3 марта 2024 года в Неделю о блудном сыне, Божественную литургию в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары совершил наместник обители архимандрит Василий (Паскье). Ему сослужили  братия в священном сане игумен Вениамин (Куликов) и иеромонах Африкан (Яковенко).

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, в алтаре отец Василий вознес молитву о Святой Руси.

Перед причастием игумен Вениамин прочитал проповедь о нашей бессмертной душе.

По окончании Литургии отец наместник поздравил всех  участников богослужения с праздником, воскресным днем и обратился с пастырским словом, посвященном воскресному евангельскому чтению "Притчи о блудном сыне".

Сегодня мы читали евангельскую притчу о блудном сыне. Следующее воскресение будет о страшном суде, а потом прощенное воскресение, и начнется что-то серьезное в нашей жизни –Великий пост.

Мы все намерены раз в году по серьезному отнестись к своей жизни. Конечно, совсем не серьезно, если мы только раз в году делаем что-то для Бога, когда апостол Павел призывает каждого из нас молиться беспрестанно, молиться Богу – молиться как дышать. Но у нас получается так, что благодать вспоминаем, и благодать забываем. Когда забываем, нам становится плохо, когда плохо, начинаем что-то вспоминать и молиться. А вспоминаем мы, как хорошо было с Богом, как хорошо было в доме Отца нашего.

Скоро мы будем читать Евангелие об изгнании Адама из Рая. А сегодня мы читали, как добровольно уходит человек из отчего дома. Выпросил то, что ему принадлежит, и пошел.

Мы все сыны Божии. Но если бы таковыми являлись на самом деле, мы бы подождали, когда Отец Сам наградит нас наследством. Как это и должно быть. Живут дети с отцом, когда приходит время умирать старому отцу, дети провожают его до конца, тогда к ним переходит наследство отца.

Здесь же мы видим, что человек не дождался смерти своего отца, но попросил наследство.  Параллель с Ветхим Заветом, когда дьявол соблазнил Адама, не жди до времени, а сейчас возьми. Не соблюдай заповедь Отца твоего, Бога, но попробуй плод дерева познания, и станешь как Бог. Значит, когда мы получаем наследство своих родителей, мы ощущаем, что мы приемники отца своего, продолжатели дел его, сами становимся как отец. Мы будем как отец, если только будем носители духа отца своего. Но если мы прежде времени заберем наследство, украдем то, что якобы нам принадлежит.

Вот и случилось, один из сыновей хозяина дома, не хотел ждать смерти своего отца, попросил свою долю и прекратил общение с отцом.

Потом становится ясно, все что он получил, потратил, и потратил зря.

Отец его был человек милосердный, благородный, был меценат, вкладывал свое имение во благо. А тот взял для себя. Апостол Павел в своем послании сказал: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1Кор.6:12). Можно получить наследство раньше времени, но полезно ли это будет. «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12). Молодой человек, взял то, что ему принадлежит, потому что он сын отца своего. Но он не умножил, а потратил все, и стал настолько бедным, что «Рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему» (Лук.15:16). Только тогда он вспомнил дом отца своего, вспомнил его милосердие. В родительском доме все работники были накормлены, жили хорошо. Даже не родственники, а наемники. А он отошел от отца и оказался ниже свиньи. «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода» (Лук.15:17).

Евангелие нам говорит, что он пришел в себя. Начал думать, что я наделал, откуда я ушел. Жил спокойно, хорошо одет был, сыт. Я натворил то, что желаю со свиньями есть. Что меня довело, до такой жизни, которая ниже скотины. Он вспоминал свою родину – Отечество свое, откуда он ушел, свой родной дом – отчий дом.

 На Великом входе, священник, стоя перед престолом, тихо читает молитву о том, что никто не достоин быть на этом месте: «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю Славы: еже бо служити Тебе велико и страшно и самем Небесным Силам. Но обаче, неизреченнаго ради и безмернаго Твоего человеколюбия, непреложно и неизменно был еси Человек и Архиерей нам был еси, и служебныя сея и безкровныя жертвы священнодействие предал еси нам, яко Владыка всех. Ты бо един, Господи Боже наш, владычествуеши небесными и земными, иже на престоле Херувимстем Носимый, иже Серафимов Господь и Царь Израилев, иже Един Свят и во святых почиваяй. Тя убо молю, Единаго благаго и благопослушливаго: призри на мя, грешнаго и непотребнаго раба Твоего, и очисти мою душу и сердце от совести лукавыя, и удовли мя силою Святаго Твоего Духа, облечена благодатию священства, предстати святей Твоей сей Трапезе и священнодействовати Святое и Пречистое Твое Тело и Честную Кровь. К Тебе бо прихожду, приклонь мою выю, и молю Ти ся, да не отвратиши лица Твоего от мене, ниже отринеши мене от отрок Твоих, но сподоби принесенным Тебе быти, мною, грешным и недостойным рабом Твоим, даром сим. Ты бо еси Приносяй и Приносимый, и Приемляй и Раздаваемый, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

После чего, священник и диакон переносят Дары (хлеб на дискосе и вино с водой в чаше) с жертвенника на престол и велегласно поминают церковную иерархию и народ: своих наставников, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Высокопреосвященнейшаго Савватия, братию, благодетелей и всех православных христиан.

Вспоминаем историю милосердного Отца нашего. Он не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы мы все вернулись. И не одного из Его сыновей, Его наследников не находились вне Царствия Небесного. «Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на небо возвел еси, и царство Твое даровал еси будущее».

Здесь мы видим долготерпение Отца нашего Небесного, Который видел наше падение, видел, как мы уходили из Его дома, но не хотел, чтобы это был наш конец. Поэтому Он продлевает время для нашего покаяния. Вчера вечером, на утрени, чтобы живее представить себе удаление христиан от Отечества Небесного и рабство греху, мы пели вместе с клиросом псалом 136. Он был написан о евреях в вавилонском плену и исполнен горечи от потери царства, святого града Иерусалима и Храма, которых народ Божий лишился за свои грехи. Когда евреев увели далеко от родины в плен, они сидели на реках Вавилона и со слезами вспоминали о своей родной стране:

«На река́х Вавило́нских, та́мо седо́хом и пла́кахом, внегда́ помяну́ти нам Сио́на. Аллилу́иа.

На ве́рбиих посреде́ его обе́сихом орга́ны на́ша. Аллилу́иа.

Я́ко та́мо вопроси́ша ны пле́ншии нас о словесе́х пе́сней и ве́дшии нас о пе́нии. Аллилу́иа.

Воспо́йте нам от пе́сней Сио́нских. Аллилу́иа.

Ка́ко воспое́м песнь Госпо́дню на земли́ чужде́й? Аллилу́иа.

Аще забу́ду тебе́, Иерусали́ме, забве́на бу́ди десни́ца моя́. Аллилу́иа.

Прильпни́ язы́к мой горта́ни моему́, а́ще не помяну́ тебе́, а́ще не предложу́ Иерусали́ма, я́ко в нача́ле весе́лия моего́. Аллилу́иа.

Помяни́, Го́споди, сы́ны Едо́мския, в день Иерусали́мль, глаго́лющия: истоща́йте, истоща́йте до основа́ний его́. Аллилу́иа.

Дщи Вавило́ня окая́нная. Блаже́н и́же возда́ст тебе́ воздая́ние твое́, е́же воздала́ еси́ нам. Аллилу́иа.

Блаже́н и́же и́мет, и разбие́т младе́нцы твоя́ о ка́мень. Аллилу́иа»

На русском языке:

1 На реках Вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали мы Сион.

2 На вербах в той стране повесили мы гусли наши.

3 Там вопрошали нас покорители наши о словах песнопений, уводившие нас в плен о пении нашем: «Спойте нам песни Сионские!»

4 Как воспоем песню Господню на земле чужой?

5 Если забуду тебя, Иерусалим, да забудет Бог деяния рук моих!

6 Да присохнет язык мой к гортани моей, если не вспомню тебя, если не будет Иерусалим вершиной радости моей!

7 Припомни, Господи, сынам Едомским, говорившим в день гибели Иерусалима: «Разрушайте до основания, разрушайте его!»

8 Дочь Вавилона злосчастная, блажен, кто воздаст тебе по заслугам за все, что сотворила ты нам!

9 Блажен, кто схватит младенцев твоих и разобьет о камень!

Бывает так, мы отходим от Господа, как блудный сын, но, в конце концов, вспоминаем, откуда мы ушли, что наделали. И молитва после Великого входа напоминает, что Господь ждет каждого из нас, каждого избранного. Почему же Господь медлит. Он обещал скоро прийти, а Его все нет.  Потому что Он ждет, может быть, последовавшие за блудным сыном, вспомнят дом Отца своего. Как там было хорошо, были в общении с отцом. Все, что имел отец, было наше. Но когда сын отделился от отца, он получил реальную жизнь. Как Адам, когда нарушил заповедь Божию, оказался на земле. Бог его изгнал из Отечества.

Наш путь сегодня - путь воспоминания и возвращения в свое Отечество, в Отчий дом.

Хочу сегодня остановиться еще на одном песнопение, которое вчера наши чтецы, к сожалению, прочитали его не очень внятно. Седален после третьей песни канона, все в это время идут на помазание, и особо никто не вникает в читаемый текст. Песнопение очень трогательное, а для монаха незабываемое. Каждый монах под эту песнь полз в одной сорочке к престолу Божию, подобно блудному сыну, который потерял человеческое достоинство, и, наконец вспомнил, как хорошо было в доме отца, и принял решение возвращаться. Монах в день своего пострига - это и есть тот блудный сын, который возвращается домой.

Каждому постриженному монаху полезно знать наизусть этот тропарь. Именно под это песнопение он полз по полу к амвону, братия торжественно пели. «Объя́тия О́тча отве́рсти ми потщи́ся, блу́дно ижди́х мое́ житие́, на бога́тство неиждива́емое взира́яй щедро́т Твои́х Спа́се, ны́не обнища́вшее мое́ се́рдце не пре́зри. Тебе́ бо Го́споди, во умиле́нии зову́: согреши́х, О́тче, на не́бо и пред Тобо́ю», а по русски это звучит так:  «Объятия отцовские раскрыть мне поспеши: блудно растратил я мою жизнь, безучастно смотря на неисчерпаемое богатство милостей Твоих, Спаситель! Не презри теперь моего обнищавшего сердца. Ибо Тебе, Господи, в умилении кричу: согрешил я, Отец, против неба и пред Тобою».

В Евангелии сегодня мы слышали: «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лук.15:17-19), Встал, встал на ноги, потому что упал, встал и пошел обратно. Здесь есть образ покаяния. Во-первых, пришел в себя, во-вторых, встал и начал двигаться к дому отца своего.

Так и монах ползет по земле в самой простой одежде, не опоясан, не обувен, и главою откровенною, к алтарю, а игумен монастыря, выходит навстречу, как отец того блудного сына и произносит «Бог милосердый, яко Отец чадолюбивый, зря твое смирение и истинное покаяние, чадо, яко блуднаго сына приемлет тя кающагося и к Нему от сердца припадающаго». Так же поднимает его, взяв за руку, и вопрошает: «Что пришел еси, брате, припадая ко святому жертвеннику, и ко святей дружине сей?», а  тот отвечает: «Желая жития постническаго, честный отче». Желает подвизаться, изменить свою жизнь. Монах отдает свою волю отцу своему, через пострижение волос. Как в Евангелие, отец зовет всех домочадцев, всех, кто находится в его доме, так же все братия присутствуют на постриге нового монаха. Отец просит принести новую одежду, на постриге тоже самое, монах поднимается с земли, и игумен начинает облачать его. Дает ему подрясник, рясу, мантию, клобук. Говорит обуйте его в новые сандалии. Дает ему четки и новое соглашение на Евангелие. Возвращает его, как сына своего в Царствие Небесное. 

Братия обители пусть вспомнят свой день пострига. Каждый из нас ползком добрался до алтаря. Братия покрывали его своими мантиями. Пели именно этот тропарь:  «Объя́тия О́тча отве́рсти ми…». Вспомнят, когда мы заключили новый договор, решили снова жить с Ним, жить по Его заповедям, отдать Ему свою волю.

Блудный сын сначала показал свою волю: дай то, что мне принадлежит, я хочу жить по своему, мне надоело выполнять твои приказы, я сам знаю как мне жить. Дай мне мою долю наследства. Отец, который уважает решение каждого из нас, отдал ему: на, пожалуйста, возьми. Но также мы видим, как все это время отец страдал, переживал, знал, что ничего от этого не будет хорошего. Выходил каждый день на дорогу, ждал, когда придет его сын.

С одной стороны мы видим покаяние блудного сына, а с другой стороны мы видим милосердие Отца Небесного, который не хочет смерти грешника, а хочет его возвращения. Милостивый Господь готов принимать всех, которые возвращаются в Отчий дом.

Дорогие мои, своими наставлениями я постепенно готовлю вас к поприщу Великого поста.

Пусть Господь разбудит наши сердца и души. Пусть пробудятся мысли и настроение блудного сына. Он голодал без еды, а Отец давал не только сыновьям своим, но даже наемным рабочим. Блудный сын вспомнил, что даже наемники в доме Отца сыты. Они получали от Бога все необходимое, и были сыты и одеты. А он, который жил по своей воле, дожил до такой степени, до самой нижней планки, докатился до скотины. Даже поросята получали от своего хозяина еду, а этому блудному даже такой еды никто не давал.

Поэтому, дорогие мои, придем в себя, примем правильные решения, начнем путь возвращения в дом Отца Небесного. Аминь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»