Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Наместник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары архимандрит Василий возглавил Божественную литургию в женском монастыре Архангела Михаила с. Комаровка Симбирской Епархии в день престольного праздника обители 24.11.2023

Наместник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары архимандрит Василий возглавил Божественную литургию в женском монастыре Архангела Михаила с. Комаровка Симбирской Епархии в день престольного праздника обители

21 ноября 2023 года в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, по приглашению игумении Магдалины (Митропольской), с согласования с митрополитом Симбирским и Новоспасским Лонгиным, по благословению главы Чувашской митрополии митрополита Чебоксарского и Чувашского Савватия, наместник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары архимандрит Васили (Паскье) возглавил Божественную литургию в женском монастыре Михаила Архангела с. Комаровка Симбирской епархии.

Архимандриту Василию сослужили клирики монастыря игумен Пафнутий (Пичугин) и иерей Антоний Кузнецов, так же клирики епархии, дьяконский чин возглавил протодиакон Сергий Ахматов.

На сугубой ектении были произнесены особые прошения, в алтаре отец Василий вознёс молитву о Святой Руси.

Богослужебные песнопения исполнил сестринский хор монастыря.

Разделить радость совместной молитвы в престольный праздник с матушкой игуменией и сестрами обители пришли представители администрации области и города Симбирска, люди искусства, друзья, благодетели и ктиторы, многочисленные прихожане и паломники, которые пришли в этот день в монастырь восхвалить Архистратига Михаила, помолиться и попросить помощи Небесных Сил бесплотных о заступничестве от бед и скорбей.

По завершении Божественной литургии был совершен праздничный молебен.

Архимандрит Василий поздравил матушку игумению, сестер, сослужащих священников, протодиакона и паломников с престольным праздником обители и обратился ко всем богомольцам с пастырским словом.

Сегодня за Божественной литургией мы слышали Евангелие, как Господь собрал Семьдесят учеников и послал их по городам и весям, «Я посылаю вас, как агнцев среди волков». «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. Ученики возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк., X, 16-21.). Очень важные слова Спасителя прозвучали в этом отрывке: «не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах».

Пусть все, кто пришел сегодня на богослужение, будут вписаны в книгу жизни, чтобы мы имели участие в вечном спасении. Прежде всего игумения этого прекрасного монастыря матушка Магдалина, сестры сей святой обители и священнослужители.

Если помните несколько дней назад на Литургии мы читали Евангельскую притчу о богатом и Лазаре.

Богатый жил хорошо и старался не замечать того страдальца Лазаря, который лежал около его ворот и просил милостыню. Обратите внимание на тот факт в этой притче, что богатого имя даже не сохранилось, а бедный имеет имя – Лазарь. Когда Лазарь умер, ангелы зная его по имени, взяли его и отнесли на Лоно Авраамово, а несчастный богатый тоже умер, но раз ангелы не знали его, имя его не было написано в книге жизни, его просто закопали в землю.

Очень всех прошу заботиться о своей участи, чтобы наши имена были известны Господу нашему. Добрый Пастырь знает Своих овец по имени, а овцы знают своего Пастыря. Господь будет знать нас по именам, если мы будем знать имя Господа нашего Иисуса Христа, ибо только Он спасет нас. Аминь.

Праздничное богослужение закончилось торжественным провозглашением многолетия.

Затем все прихожане были приглашены на праздничную трапезу. И, по традиции, каждому богомольцу сестры подарили по монастырскому прянику. Их специально испекли и украсили ради престольного праздника обители. А отец Василий получил пряники на всю свою братию, которая ждала его возвращения.

После трапезы и непродолжительного отдыха, жизнь в женской обители текла своим чередом. Сестры собрались для беседы с духовником. Архимандрит Василий говорил с ними в этот раз о палестинских святых отцах.

Игумения монастыря является членом Международной общественной организации «Императорское Православное Палестинское Общество». В свое время Палестинским Обществом издана серия о палестинских святых под названием "Палестинский патерик". Матушка Магдалина приняла участие в публикации этой ценной книги. Отец Василий с великой радостью принял в подарок от настоятельницы книгу, а также экземпляры для распространения. Потому что 45 лет назад, перед своим постригом в монашество, наставник дал ему читать жития и подвиги именно палестинских святых, подвизавшихся в Иудейской пустыни. Он тогда внимательно знакомился с преподобными, зная, что его место служения будет в тех местах, где они подвизались.

В ходе беседы отец Василий настойчиво убеждал сестер почаще обращаться к Палестинскому патерику, даже рекомендовал сделать его настольной книгой.

Чтобы пробудить интерес слушателей, батюшка рассказал историю случившуюся с ним в труднодоступной дикой местности, называемой Сусаким.

А сам он узнал о пустыне, где подвизался преподобный Кириак от очень интересного человека, Ицхара Хиршфельда, израильского археолога, занимающегося греко-римской и византийской археологией, доцента Еврейского университета в Иерусалиме и директора раскопок на большом количестве археологических объектов по всему Израилю.

Ицхар писал свою знаменитую книгу: "Монастыри Иудейской пустыни в византийский период", опубликованную в 1992 году. Когда он посетил монастырь Святого Иоанна пустынника, то был поражен его спокойствием и аскетизмом. В то время братия монастыря, среди которых был и отец Василий, жили без электричества и действительно атмосфера киновии напомнала потерянный монастырь византийского периода. Ицхар захотел пожить несколько дней среди братии, чтобы лучше понять жизнь монахов четвертого - восьмого веков. Для батюшки и других братьев это была просто находка - встретиться с ученым мужем, который делился с ними своими знаниями и находками.

Вот как сам Ицхар вспоминает о своем пребывании в монастыре в предисловии к своей книге:

"Мне повезло, что я смог завершить последние этапы написания своей книги в монастыре Святого Иоанна Крестителя, недалеко от Эйн-Керема на Иудейских холмах. Тишина и покой, все еще в значительной степени "византийский" образ жизни монахов и их теплое гостеприимство были постоянным источником вдохновения”.

В то время послушанием о. Василия в монастыре было принимать гостей. Поэтому он мог поговорить с Ицхаром на досуге, когда приносил ему свечи или готовил хороший горячий чай. Тогда молодой и ревностный монах о. Василий искал любой повод, чтобы подойти к ученому, узнать что-то новое о монастырской жизни тех древних времен.

Так, однажды вечером, при свечах, он рассказал о. Василию о своих открытиях в Сусакиме, которые он сам обнаружил и изучил. Можно себе представить, какой энтузиазм пробудился в молодом монахе, и без особого труда он заразил этим чувством своих братьев.

Итак, однажды они организовали экспедицию в Сусаким….

СУСАКИМ

Когда мне было всего 20 лет, я питал свое рвение к монашеской жизни чтениями, которые мне советовали мои духовные наставники. Особенно житиями святых Евфимия Великого, Саввы Освященного и Кириака анахорета. Мне казалось, что я уже давно путешествовал по этой таинственной пустыне Иудеи, так что в тот день, когда я действительно ступил на эту землю, освященную подвигами наших святых отцов, ничто не казалось мне новым, все было как в книгах. Не знаю почему, но из этих трех преподобных отцов палестинского монашества святой Кириак был мне весьма симпатичен. Возможно, потому, что он был непосредственным свидетелем подвигов святых Евфимия и Саввы и смог передать их Кириллу Скифопольскому, который написал их жития (Житие святого Кириака - "15 - Затем он стал рассказывать мне многое о святых Евфимии и Савве, что я поместил в двух уже написанных о них книгах. И вот, насытив душу мою такими беседами, он отпустил меня с миром... , 16 - ...И он много рассказал мне о святом Евфимии и других отцах этой пустыни...").

Больше всего в жизни этих подвижников меня поразил их преклонный возраст. Даже в 80 или 90 лет суровая жизнь пустыни не пугала их, и они часто уходили еще глубже в безводные места.

Так, наш преподобный Кириак, которому было более 80 лет, ушел в пустыню Сусаким, чтобы скрыться от людей, потому что он стал очень популярным и многие люди приходили к нему, чтобы исцелиться или стать его учениками, возле двух сухих и забытых рек. По преданию, святой пророк Давид обратил внимание на это место: «Ты2 расто1рглъ є҆си1 и҆сто1чники и҆ пото1ки: ты2 и҆зсуши1лъ є҆си2 рёки и҆fа̑мскїѧ». (Пс.73:15)".

Через 7 лет некоторые иноки из монастыря Сукеа пришли к святому Кириаку, прося его духовной помощи, чтобы укреплять в новоначальных подвигах ради Бога в посте и молитве. Они умоляли святого Кириака вернуться в Старую лавру. Вернувшись в Сукею, преподобный Кириак удалился в пещеру, где проводил аскетическую жизнь сам преподобный Харитон.

Преподобный Кириак очень помог Церкви в то время, когда распространялась оригенистская ересь. Своими молитвами и проповедями он возвращал заблудших овец к Истине и прямому пути, и укреплял их в православной вере.

Автор "Жития Кириака Анахорета", монах лавры святого Евфимия по имени Кирилл, был свидетелем того, как святой Кириак предсказал скорую смерть еретических лидеров Ионы и Леонтия и конец ереси.

Сама Пресвятая Богородица повелела святому Кириаку хранить православное учение в его чистом Предании. Явившись во сне вместе со святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом, Она отказалась войти в его келью, потому что там лежала книга, содержащая слова еретика Нестория. И она сказала ему: "В твоей келье мой враг".

В день своего 99-летия преподобный Кириак вместе со своим учеником Иоанном снова отправился в пустыню Сусакима. Там, посреди пустыни, святого Кириака сторожил огромный лев, защищая его от разбойников, он не препятствовал инокам приходить к преподобному и ел из рук святого.

Однажды, в разгар летней жары, вся вода в колодце, в котором анахорет хранил собранную зимой воду, высохла, а другого источника воды не было. Святой Кириак помолился, и в этом месте, посреди пустыни, пошел сильный дождь и наполнил водоем.

В последние два года своей жизни святой Кириак вернулся в монастырь и снова поселился в пещере святого Харитона. До конца жизни праведный старец сохранил все свое мужество и пел с горячностью. Он никогда не оставался в праздности: либо молился, либо трудился.

Перед смертью святой Кириак созвал всех братьев монастыря, благословил их, а затем, помолившись, мирно скончался, отдав душу Богу.

В общей сложности он прожил 109 лет.

Судя по всему, Старец Кириак очень любил Сусаким, и мне тоже захотелось увидеть и почувствовать любимое место этого святого человека. Я уже изучил карты и ждал подходящего случая, чтобы отправиться туда.

Тем временем я познакомился с очень интересным человеком, Ицхаром Хиршфельдом, израильским археологом, занимающимся греко-римской и византийской археологией, доцентом Еврейского университета в Иерусалиме и директором раскопок на большом количестве археологических объектов по всему Израилю.

Ицхар писал свою знаменитую книгу: "Монастыри Иудейской пустыни в византийский период", опубликована в 1992 году. Когда он посетил наш монастырь Святого Иоанна пустынника, то был поражен его спокойствием и аскетизмом. Мы жили без электричества и действительно атмосфера нашей киновии могла напомнить ему потерянные монастыри византийского периода, и он захотел пожить несколько дней с нами, чтобы лучше понять жизнь монахов четвертого - восьмого веков. Для меня и моих братьев это была просто находка - встретиться с таким ученым, который поделился с нами своими знаниями.

Вот как сам Ицхар вспоминает о своем пребывании в монастыре в предисловии к своей книге:

"Мне повезло, что я смог завершить последние этапы написания своей книги в монастыре Святого Иоанна Крестителя, недалеко от Эйн-Керема на Иудейских холмах. Тишина и покой, все еще в значительной степени "византийский" образ жизни монахов и их теплое гостеприимство были постоянным источником вдохновения”.

В то время моим послушанием в монастыре было принимать гостей, и я мог поговорить с ним на досуге, когда приносил ему свечи или готовил хороший горячий чай. Я искал любой повод, чтобы подойти к нему, общаться и узнавать что-то новое о монастырской жизни тех древних временах.

Так, вечером, при свечах, он рассказал мне о своих открытиях в Сусакиме, которые он сам обнаружил, посетил и изучил. Вы можете себе представить, какой энтузиазм пробудился во мне, и без особого труда я передал это чувство своим братьям.

Итак, однажды мы организовали экспедицию в Сусаким. Машина завезла нас, насколько это было возможно, далеко в пустыню. Затем нам пришлось оставить свой транспорт и продолжить путь пешком еще несколько километров. В то время в пустыне довольно редко можно было встретить туристов или пешеходов. Это был спорт, доступный только для любителей экстремальных ощущений. И, конечно, на нашем пути не было никаких указателей, кроме некоторых табличек, где на иврите, арабском и английском языках были надписи типа ОСТОРОЖНО, ПОЛИГОН, ОПАСНАЯ ЗОНА.

Ничего не казалось нам странным, поскольку не было никого, и стояла невероятная тишина, плюс энтузиазм и преждевременная радость от того, что мы наконец-то увидим это мифическое место, о котором так много говорил Кирилл Скифопольский в житии святого Кириака, притупило у нас чувство реальности. Пейзаж был похож на поверхность планеты Марс. Все было сухим, засушливым, безжизненным. Время от времени то тут, то там нам попадались ржавые, сгоревшие остовы военных машин или старых автобусов, и мы недоумевали, почему они брошены в этой пустыне. Но очень быстро возвратились в реальность, когда из ниоткуда, с пугающим грохотом, появились самолеты израильской армии, для которых эти остовы были мишенями. На самом деле мы находились на военном полигоне, и это был день учений. Очень быстро патруль израильских солдат остановили нас и после суровых наставлений проводили обратно в тихий район. Так закончилась наша экспедиция в поисках потерянного рая, где наш преподобный Кириак провел столько лет в божественном созерцании, сопровождаемый львом, который, верно, следил за тем, чтобы бандиты не приблизились к уединению святого, а дикие козы не съедали немногочисленные салаты, растущие в этом засушливом месте.

Сегодня это место стало почти обычным местом, посещаемым сотнями туристов, которые приходят сюда пешком, на велосипедах, мотоциклах и внедорожниках.

Единственным утешением для меня является то, что теперь, не выходя из дома, с помощью современных технологий, можно виртуально побывать в этих местах, где наши отцы искали ангельскую жизнь.

Тропарь преподобному Кириаку отшельнику, Палестинскому, глас 1

Пусты́нный жи́тель, и в телеси́ А́нгел, / и чудотво́рец показа́лся еси́, богоно́се о́тче наш Кириа́че, / посто́м, бде́нием, моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м, / исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою притека́ющих к тебе́. / Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость, / сла́ва Венча́вшему тя, // сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Затем отец Василий ответил на вопросы сестер. Уделил внимание тем, кто хотел посоветоваться с ним в личной беседе.

Перед отъездом из монастыря встретился с настоятельницей, игуменией Магдалиной.

Завершив свой визит в монастыре Михаила Архангела с. Комаровка Симбирской епархии, отправился в свою обитель к братии.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»