Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 27.09.2023

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

27 сентября 2023 года в Двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господа нашего Иисуса Христа, наместник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары архимандрит Василий (Паскье) совершил праздничную Божественную литургию.

Ему сослужили братия обители в священном сане: иеромонах Тивуртий (Шерушинин) и иеромонах Африкан (Яковенко).

По сугубой ектении была совершена молитва о Святой Руси.

По запричастном стихе проповедь о празднике прочитал игумен Вениамин (Куликов).

По заамвонной молитве архимандрит Василий со всеми молящимися поклонились Кресту Господню в центре храма.

По завершении богослужения отец наместник поздравил всех с великим праздником и обратился к богомольцам с пастырским словом. Рассказал о поездке в Москву на Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, состоявшееся 25 сентября, на котором основным докладом было выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

«На днях был в Москве. Патриарх Кирилл собрал игуменов и игумений со всей России и не только. Были из Казахстана, Белоруссии, даже из Иерусалима приехали на собрание игумены и игумении Русской Православной Церкви. Нас было не мало, более 500 человек собрались в зале храма Христа Спасителя.

Патриарх дал нам наставления, чтобы мы, как игумены монастырей, передали своей братии и прихожанам. Патриарх начал свое выступление с воспоминания двух наших святых отцов. Святителя Василия Великого, который говорил, как полезно собираться регулярно для общения, чтобы передавать друг другу опыт. Святейший отметил, что, собравшись вместе, сегодня мы исполняем совет святителя Василия Великого.

Другой святой упомянутый патриархом был, тоже Великий, преподобный Арсений. Патриарх рассказал нам, что преподобный Арсений каждый день задавал себе вопрос: «Арсений, почему ты оставил мир?»- почему ты в монастыре? Патриарх, который сам по сути монах, именно этими важными словами напомнил сначало для монахов, но это легко можно перефразировать и для мирян, - для чего ты здесь, в храме, для чего ты христианин. А для Арсения это было напоминанием, почему он покинул мир, почему пришел в пустыню. Конечно, для того, чтобы спасаться, чтобы идти за Христом. Святейший попросил нас чаще вспоминать первые шаги в монашестве. Когда мы ползли по полу к амвону и игумен или епископ, тот кто постригал нас, спросил: "Что пришел еси, брате, припадая ко святому жертвеннику, и ко святей дружине сей? Мы же кланяясь отвечали: «Желая жития постническаго, честный отче». Мы пришли ради жития в молитве и посте. Мы пришли подвизаться ради своего спасения, терпеть всякую тесноту, и скорбь иноческого жития, Царствия ради Небесного.

Святейший отметил, как важно вспоминать эти первые шаги, сделанные добровольно, нас никто не гнал насильно в монастырь, как важно освежать всегда в памяти свой поступок, сделанный раз и навсегда. У кого-то это случилось в молодости, после школы или ВУЗа, или после армии, а может после участия в военных операциях. Кто - то в зрелом возрасте пришел, может быть даже пенсионер, воспитал детей, увидел внуков. Пришли в монастырь спасаться, идти за Христом и, как Господь сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». (Евангелие от Марка 8:34).

Для каждого из нас Крест — это знак нашей победы и знак нашего спасения. Но, если только мы его взяли и пошли за Иисусом Христом,  если мы пошли тем же путем, теми же страданиями и послушанием.

Не редко вспоминаем послание апостола Павла, где говорится: «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:8). Он был послушный Отцу Своему до самого – самого последнего вздоха. Никогда не искал причин отложить этот крест на завтра или насовсем. Никогда не оправдывался, что сейчас не время, сейчас я болею, сейчас я немощный. Никогда не использовал эти слова. Даже когда силы совсем покидали Его, даже падал под весом Своего Креста, все таки Он нашел силы донести Свой Крест до самой Голгофы. И это еще не все.

Есть те, кто изучал подробности страдания Иисуса Христа, как это было, какая была форма Креста, что он из себя представлял, что пришлось потерпеть Господу. У нас есть важное свидетельство Его страшных страданий – Плащаница, которая до сих пор хранится, как великая святыня, в Италии. На ней отпечаталось все Его страдания до капли крови. Господь нашел, даже когда обычный человек не мог уже нести, а Он ради послушания, значит, ради нашего спасения, искал в себе еще силы, чтобы совершить то, для чего Он пришел на землю.

 Святейший говорил эти слова и себе, и для 20 епископов, которые были на собрании, и нам игуменам, и всем нам. Он отметил, что этот путь иногда нечеловеческий, не по природе, не по естестеству. Святейший привел слова Иоанна Лествичника, что монашество, а может быть и в христианстве – это путь против естества. По естеству, даже Богом благословлено, жить вместе мужчине и женщине, умножалось человечество на земле, чтобы рождались дети, родители становились дедушками. А монашество, на самом деле, это отрицание, как раз всего этого. Есть люди которые ради Царствия Небесного отрицали естество, сделали себя евнухами. Иоанн Лествичник говорит, что мы, действительно, идем против естества, и принимаем страдания Иисуса Христа. путь ко Христу – это и есть путь против естества. Обычный человек быстро сдается, если наступают трудности, то ради здоровья, ради комфорта, он отрицает все, во что он верил.

А здесь, мы не только не сдаемся, но еще идем явно, против естества. Как говорит Иоанн Лествичник, чтобы приобрести высшее естество. Эти слова подходят к подвигу несения своего креста. Да, это путь против естества. Апостол Павел нам сегодня сказал «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия»  (1 Кор., 125 зач., I, 18-24). Кто-то не понимает почему христианин носит на себе крест, почему крестится, почему хвалит Господа нашего Иисуса Христа. Для них Крест – это позор, безумство. А для верующего человека, мудрого, который живет по Божье, это мудрость. Потому что путь против естества ведет к приобретению высшего естества, мы приобретаем духовную жизнь, возвращаемся в Рай.

Опять тема Рая, где дерево стало источником нашего падения, и древо новое – стало знаком нашего спасения.

Если Адам через дерево согрешил, то мы через новое дерево спасемся. Обретем высшее естество, обретем то, что Адам потерял. Мы даже это представить себе не можем, кроме тех, кто имеет достаточно духовную жизнь и чувствует, что есть царство внутри нас, что это и есть жизнь с Богом.

Святейший сказал, надо уметь взять свой крест, даже когда силы нет, когда хочется отложить все, сказать - я уставший, я больной, я больше не могу – такое состояние Святейший назвал грехом.

Кстати, я иногда слышу это от своей братии – извини, батюшка, больше не могу, на меня не рассчитывайте, мне надо отдыхать. Напоминаю вам – эти слова греховные. Даже слово усталость надо приписать к словам, которыми определяется грех. Значит мы не дошли до конца. Святейший говорит, что каждый человек должен внутри себя найти силу, которая позволила Христу донести Свой Крест до конца. Потому что знал, если не донесет, значит не исполнит волю Божию и нас не спасет. Когда мы отказываемся от послушаний – это знак не спасения, гибели духовной.

Святейший рассказал, что люди, приходящие к нему, видят, как тяжел крест Патриарха и говорят – Ваше Святейшество, пожалейте себя. Патриарх отвечает на это – мне довели быть Патриархом не для того чтобы я себя жалел, а для того чтобы найти силу во Иисусе Христе и нести свой крест до конца. Он попросил каждого члена собрания взять за привычку никогда не жалеть себя. Жалеть себя, значит «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мар.8:35). Кто жалеет себя, тот потеряет свою душу и погибнет, а кто не жалеет себя, тот обретет новую жизнь и душу свою укрепит.

Святейший уверен, что у каждого человека есть резерв, который не используется, и когда есть необходимость, надо использовать именно резерв. Святейший привел пример о водителе, когда мы нажимаем на газ, правда мы всегда ограничены правилами дорожного движения, но бывает момент, когда только со всей своей силы нажав на газ, можно выйти из сложившейся опасной ситуации. Значит найти внутри себя ресурс, который позволит победить.

Мы это видим в художественны фильмах, герой много раз ранен, без руки или ноги, кажется уже мертв, но тот знает, что необходимо исполнить свою миссию, чтобы спасти человечество, если он не доберется до нужного места, до нужной кнопки, тогда все пропадет, мир рухнет. Суть фильма и заключается в том, что в последний момент герой мобилизуется, найдет в себе силы, поднимается и завершает все необходимое, и спасает мир. Духовная жизнь зовет найти внутреннюю силу, чтобы достичь Царствия Небесного.

Святейший напомнил, что Царствие Небесное не приобретает сидящий на диване или лежащий на кровати, кроме инвалидов, для которых кровать и есть крест.  Только трудом сверх своей силы можно захватить его. Евангелие нам говорит «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11:12). Захватить его надо всей своей силой. Когда мы говорим, что больше не могу, значит отказываемся от своего спасения, отказываемся от Царствия Небесного. Человек который будет изыскивать последние свои силы, а сила есть внутри нас всегда, потому что Царствие Небесное внутри нас, потому что Христос внутри нас. Тот, который без силы, призовет на помощь силы небесные, Господи, дай мне сил исполнить свое послушание, дай сил мне спасать себя и мир . Господь всегда нам идет навстречу и дает все необходимое. Как человек нажимает на газ и машина набирает скорость и, действительно, вылетает из опасной ситуации.

Так Святейший нас ободрил, но и попросил передать его слова братии своей, а так же иприхожанам. Потому что, он сказал, что каждый монастырь является и приходом. Люди приходят в монастырь за окормлением.

Такие слова наставления Предстоятеля Русской Церкви мы слышали перед праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Сегодня Крест посреди нас. Господь с Креста зовет каждого из нас идти за Ним, взять свой крест, нести его до конца, даже если, как и Господь, придется пасть под тяжестью креста. Когда Господь дошел до Голгофы, практически не было крови в его теле. Кровь истекала по всей дороге, потому что так его били, такими орудиями, что крови не осталось. Было больше воды, тело так реагировало, раны заполнялись лимфой, как защита. Поэтому, когда копием был нанесен Ему последний удар в сердце, а сердце – это последний орган, где должны оставаться последние капли крови, у него вышло немного крови и много воды. Значит Господь отдал все, чтобы дойти до места казни. Не упасть на полпути, не отказаться, когда пригвоздили Его, не отказаться, когда подняли Его. Представляете, что Он терпел. Его пригвоздили пока Крест находился в горизонтальном положении, а потом надо было поднять Крест с уже прибитым Господом. Крест должен был встать в свое место. Они его подняли, и Крест под своей тяжестью с силой встал на место. Господь тоже на себе почувствовал этот удар – дополнительное страдание. А потом пригвоздили Ему и ноги. Дышать было трудно, но нашел еще силы, чтобы простить людей которые довели Его до такого состояния: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук.23:34). Нашел силы сказать последние слова: «Совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Иоан.19:30).

Господь не отказался от Своего послушания и призывает нас так же быть верными до конца. Не отказываться от послушаний, чтобы не жалеть свою душу, не жалеть своей жизни, отдать ее для обретения высшего естества, и получить спасение и жизнь в райских селениях, в Царстве Небесном со всеми святыми с Господом и Божией Матерью. Там мы увидим посреди Рая древо жизни – Животворящий Честный Крест Господа нашего Иисуса Христа. Аминь».

 

Богослужебной особенностью праздника Воздвижения Креста Господня, отличающей его в ряду других великих господских праздников, является вынос на средину храма Креста для поклонения ему, каковой совершается по окончании Великого славословия при пении «Святый Боже...».

Накануне праздника, вечером в монастыре совершался Чин Воздвижения. Руками наместника крест поднимался высоко вверх и потом постепенно опускался вниз до самой земли, а потом снова, так же медленно возносился опять кверху, на четыре стороны света.

Этим обрядом Церковь указывает нам на то великое дело, которое совершил Господь наш Иисус Христос, сошедший с неба на землю, а от земли даже в преисподнюю, для того, чтобы найти и спасти человека.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»