Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 22.09.2023

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

21 сентября 2023 года в Свято-Троицком мужском монастыре наместник в сослужении братии в священном сане, совершил Божественную литургию в Толгском храме обители.

По сугубой ектении была совершена молитва о Святой Руси.

После запричастного стиха проповедь на тему праздника прочитал иеромонах Африкан (Яковенко).

По окончании Литургии был совершен молебен Пресвятой Богородице и освящен образ святого мученика Авраамия Болгарского.

В завершение богослужения отец наместник поздравил всех с праздником и обратился к верующим с пастырским словом.

У нас с вами сегодня великий праздник – начало нашего спасения.

Господь Своим промыслом готовил и праотцов, и прародителей Иоакима и Анну к величайшему событию.

Сегодня нам уже отец Африкан прочитал, что Иоаким и Анна были не из простой семьи. Несмотря на то, что в писании прямо об этом не сказано, но, если семья имела свою гробницу, как, например, Иосиф Аримофейский имел приготовленный гроб для себя и отдал его для Иисуса Христа, значит это были не бедные люди. Мы знаем по преданию, что семья Иоакима и Анны имела свою гробницу в Кедронском ущелье, между горой Елеон и Иерусалимом, там и покоилась три дня Матерь Божия. Эту пещеру готовили Ее родители. Значит, они имели достояние, чтобы иметь отдельное погребение. До сих пор в Израиле есть служба, которая погребает бесплатно, обычно простых людей. И в месте захоронения очень плотный ряд могил. А для тех, кто хочет, чтобы их тела погребли в отдельном месте, им надо иметь сбережения. Кто бывал в Иерусалиме, тот видел, что на этом месте много гробниц, и ныне особо почетных людей все еще там хоронят.

Господь избрал семью Иоакима и Анны, которая до старости была бесплодна. Несмотря на преклонный возраст, они не теряли надежду, что милостивый Господь их благословит чадородием. И все произошло через молитву и пост. Мы знаем из предания, что они оба усиленно молились. Анна в доме своем, а Иоаким ушел в пустыню на место, где сейчас располагается монастырь Георгия Хозевита. Насельники там сохраняют пещеру, якобы место молитвы Иоакима, где ему явился ангел. Рядом есть скит «Святой Анны», впоследствии он был перенесён на Афон. На Афоне тоже есть скит «Святой Анны», он берет свое начало именно в ущелье между Иерусалимом и Елеоном, недалеко от монастыря Георгия Хозевита.

В свое время перенесен был этот скит, потому что в Израиле были тяжелые время, гонение со стороны Персов, потом были Бедуины, а в IIV веке Ислам пришел и захватил Иерусалим и, практически, уничтожил золотой век монашества. Но монастырь Георгия Хозевита существует и сейчас. В наше время на месте, где молился Иоаким подвизаются несколько братий.

А у меня есть личная история. Когда решил принять православие, от блаженного Патриарха Диодора получил благословение (этот документ я храню) подвизаться в монастыре Георгия Хозевита. Вышел от Патриарха на улицу и встретил игумена этой обители – отца Антония, он совсем молодой был, бывший монах монастыря Саввы Освященного. Он был открытый, очень хороший человек, мы с ним дружили. Я с радостью показал ему свою бумагу, вот у меня благословение жить у тебя до моего отъезда в Россию. Промыслом Божиим, в тот момент около нас оказалась игумения Георгия из Горненского монастыря. Монастырь Георгия Хозевита, а матушка Георгия, пострижена в честь Георгия Победоносца. Вот и победила. Говорит мне – куда ты собрался, отец Василий, в пустыню, где нет цивилизации, ни света, ни телефона, ни почты, как ты там сможешь получить вызов из России, переходи к нам Горненский монастырь. Она была так убедительна, что бедный отец Антоний, который уже обрадовался моему назначению, сказал – ну если матушка игумения благословила, тогда иди к ней. Но благословение жить в монастыре Георгия Хозевита у меня есть.

Хочу сказать, что Господь Своим промыслом, через Иоакима и Анну, готовил начало нашего спасения. Действительно, с Рождения Пресвятой Богородицы, появилось у народа Израиля, не у того Израиля, по плоти, но у Израиля по духу, значит, у нас с вами.

Господь избрал эту девочку быть носительницей нашего Спасителя. Он был в Ее утробе девять месяцев, как ребенок в обычной женщине. Но носила Она Его всю жизнь. Носила Его в самые трудные моменты, когда сняли Его с Креста, Она приняла Его, как Мать, обнимала Его бездыханное тело, как Мать плакала над Своим Сыном. Она с помощью Никодима и Иосифа, апостола Иоанна и женщин, которые были еще рядом в тот момент, закрыла тело Своего Божественного Сына плащаницею.

Слава Богу, Плащаница сохранилась до нашего времени. Я об этой святыне знаю уже давно, в те годы, когда только стал монахом, читал про нее, и очень хотел увидеть и поклониться. Но до сих пор желание мое не исполнилось. Зато прочитал много книг про нее. Зато смог побыть А в Москве в Сретенском монастыре, где есть копия плащаницы, помолиться, как перед настоящей плащаницей Господа нашего Иисуса Христа.

Когда я был еще молодой, лет 17-18, один из наставников рассказал мне про эту святыню, и сказал, что плащаница – это пятое Евангелие. Четыре Евангелия были написаны апостолами, а это пятое – для современного мира. Он был прав. Потому что ученые, которые обычно всегда сомневаются и, даже откровенно не верят в чудеса, говорят, что не было этого, все придумано. Христиане, Павел придумал новую религию, собрал каких -то рыбаков, неграмотных апостолов, которые распространяли рассказ женщины, потому что женщина первая сказала, что Иисус Воскрес. Ученые в 80-е годы прошлого века очень внимательно изучали эту святыню. Хотели доказать, что это обычная льняная расписанная художниками. Использовали все научные возможности и современные техники. В конце концов, они ничего не смогли доказать, кроме того, что этой ткани более 2000 лет, происхождение ее из Иерусалима, потому что полотно было соткано техникой, которой пользовались только в Палестине, что на этой плащанице негативный отпечаток человека в полный рост, что человек тот очень сильно пострадавший, со сломанным носом, сломанными костями, кровяные подтеки от ударов по спине и по всему телу. По плащанице можно было изучать, каким орудием били человека. Все соответствовало страданиям Христа. Конечно, как ученые, они не могли прямо сказать, что это плащаница Иисуса Христа. В заключении они написали, что это было 2000 лет назад, ткань из Палестины, на ней кровь человеческая, следы сильных страданий, даже подсчитали сколько ударов бичом было – сорок без одного, 39 ударов, что у этого человека на плече глубокая рана от чего-то тяжелого, понятно, Крест Свой нес, что эта ткань хранит сведения о пригвожденных руках и ногах. Действительно, это пятое Евангелие для нашего не верующего времени. Наука пришла на помощь, пятое Евангелие стало научно обоснованным. Те ученые, которые работали над плащаницей, после исследования стали верующими людьми.

Божия Матерь была свидетельницей тех страшных событий, Она сама покрыла тело Своего сына плащаницей. Это достаточно большой плат - 4 метра. По еврейской традиции тело положили на одну часть плащаницы, а сверху покрыли оставшейся частью ткани, а потом забинтовали все тело. На лицо положили специальный плат. Все это сохранилось, и мы имеем такую святыню. Мы имеем сведения, что Божия Матерь Сама все видела, была свидетельницей всех событий, связанных с Иисусом. Поэтому в день начала нашего спасения будем помнить и о конце нашего спасения. Конец спасения зависит от нашей веры. Верим ли мы в Иисуса Христа, который родился от Девы Марии, пострадал за нас, воскрес и вознесся на небо, но обещал возвратиться. Будем надеяться, что это произойдет скоро.

Сегодня мы празднуем начало нашего спасения, а раз есть начало, значит, есть и конец. Закончится путь нашего спасения, когда Господь вернется на землю, возьмет Своих избранных в Царство Небесное.

Нельзя забывать о конце нашего спасения. Надо, непременно, нам верить в Иисуса Христа. Надо ждать Его и быть уверенными, что мы увидим Его явление и приход, как верили апостолы, которые не сомневались, что скоро они увидят Христа, который вернется судить небо и землю, а самое главное, пригласить праведников в Свое Царство.

Надеюсь, что все мы, которые сегодня собрались праздновать начало спасения, без единого исключения, будем избраны, будем с Божией Матерью, которая нас любит. Как любит Своего Сына, так любит всех, которые любят Ее Сына, уважают и признают Его Спасителем мира.

А сегодня хотел еще приветствовать Александра, который привез вчера вечером нам икону святого мученика Авраамия Болгарского. Благодетели Вадим, Николай, протоиерей Артемий передавали нам икону святого мученика раньше. Она стоит в Троицком соборе обители. Вы все ее видели, прикладывались к ней, молились святому около этой иконы. Надеюсь, что вы все уже начали почитать мученика Авраамия. Думаю, вы заметили, с того дня как у нас в храме появился образ святого мученика Авраамия. Мы на каждом отпусте поминаем его, как в давние времена в Чувашии. Наш митрополит вспоминает, в детстве он слышал, что священники во время богослужения всегда упоминали мученика Авраамия Болгарского. И мы, после того стараемся не забывать его в молитвах. Он нам очень помогает. Действительно, очень помогает. В центре монастыря стоит памятник владыке Варнаве – это Авраамий помог поставить побыстрее. Сейчас, надеюсь, поможет побыстрее закончить благоукрашение двора монастыря, поможет купить и уложить брусчатку. Погода пойдет нам навстречу. Скоро, до ноября, даст Бог, закончим это доброе дело. Хотел благодарить фонд Авраамия Болгарского и его основателей рабов Божиих Вадима и Николая, протоиерея Артемия и водителя Александра, который привез нам новую икону.

Когда у нас появилась первая икона мученика Авраамия, мы начали думать про удобное место под эту икону. Наш выбор пал на место в Толгском храме между Иверской иконой Божией Матери и резным образом Святителя Николая, под аркой. Нам показалось это место очень подходящее. Мы заказали киот. Рассказали Вадиму и Николаю о своем намерении.  Они пожелали участвовать и полностью оплатили стоимость этого киот. Но когда они увидели, что киот очень красивый, то сказали, -  отец Василий, у нас есть покрасивее икона мученика Авраамия. Для такого киота красивого нужна икона получше. Вот и поэтому сегодня мы вместе освятили замечательный образ. Надеюсь, что совсем скоро икона займет свое место.

Все будут приходить к иконе святого мученика, молиться ему. Так же дома молитесь ему, читайте акафист Авраамию Болгарскому, чтобы он помог вам в благоустроении дел, в исцелении, в разрешении несправедливости, если кто стал жертвой, помолитесь ему. Он обязательно вам поможет. Молиться перед иконой можно уже сейчас, не дожидаясь киота. А ту икону отдадим в другой храм Чувашии, где народ будет почитать с любовию мученика Авраамия. Уже есть просьба от настоятеля одного из храмов. Скоро мы ему передадим икону.

Сегодня среди нас только один представитель фонда святого мученика Авраамия Болгарского - Александр. Попросим его по возвращении в Санкт-Петербург, предать своим товарищам, что икона пришла в монастырь в великий праздник Рождества Пресвятой Богородицы – праздник начала нашего спасения, и мученик Авраамий Болгарский теперь будет помогать своим ходатайством, каждому из нас почувствовать начало своего спасения, почувствовать присутствие Божие в своей жизни, несмотря на то, что мы грешные и недостойные, но Господь хочет не смерти грешника, а его спасения. Он спасет того, который будет признавать Господа, как своего Царя, своего Бога и Спасителя. Аминь.

Накануне праздника братия совершили Всенощное бдение.



Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»