Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 14-я по Пятидесятнице 10.09.2023

Неделя 14-я по Пятидесятнице

10 сентября 2023 года в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, наместник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары архимандрит Василий (Паскье) совершил Божественную литургию в соборе Святой Живоначальной Троицы.

Ему сослужили братия обители в священном сане: иеромонах Тивуртий (Шерушинин) и иеромонах Африкан (Яковенко), диаконский чин возглавил иеродиакон Матфей (Николаев).

По сугубой ектении была совершена молитва о Святой Руси.

Богослужебные песнопения исполнил монастырский хор под управлением регента иеродиакона Пантелеимона (Швецова).

После запричастного стиха иеродиакон Сергий (Дмитриев) прочитал Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня трезвости, который отмечается в нашей стране 11 сентября.

По окончании Литургии отец наместник обратился к собравшимся богомольцам с пастырским словом о трезвости жизни и на тему, посвященную воскресному Евангельскому зачалу.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь.

Мы сегодня прочитали Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня трезвости который отмечается завтра, 11 сентября. В этот день Церковь вспоминает Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Мы все знаем эту печальную историю.

И в этот день часто слышим о суеверных приметах. Все это ерунда. Важно лишь то, что Святейший попросил молиться о страждущих недугом винопития.

Беда, которая косается каждой семьи. У кого дети, у кого муж или жена, у кого сосед, у кого друг, кто не имеет в своем окружении человека страдающего этим недугом?

Мы знаем, что в день рождения Ирода, когда он был в хорошем, праздничном настроении, вино лилось рекой, и, опьянев изрядно, он обещал страшные вещи. Сам понял, что его обещание спровоцировало поистине тяжелый поступок. Обезумев обещал, а бес, через девушку, попросил главу праведника. Ради человекоугодия не смог отказаться от своих слов. Да, перед людьми хотел выглядеть на высоте, держать свое слово. Но на самом деле, перед Богом он оказался сволочью.

Лучше было бы ему отказаться от своих обещаний, сказать, я сделал большую ошибку, и праведника я трогать не буду. Но это могло случиться, если бы у Ирода был страх Божий.

Бывает, что мы любим праздник, любим выпить немножко, а иногда немножко перерастает в много, а много становится безмерно. Утешение превращается в большое искушение. Поэтому завтра, по благословению Святейшего Патриарха, после литургии будем совершать молебен о страждущих недугом винопития.

Наверняка, завтра вас не будет в храме, потому что понедельник, рабочий день, поэтому я хотел, чтобы обращение Патриарха Кирилла услышало, как можно больше народа.

А Господь нас приглашает участвовать тоже в празднике, приглашает на пир, ради брака Своего Сына. Но, конечно, Господь приготовил и готов угощать чем-то лучше вина, Божией благодатью, силой Святого Духа. Человек под действием благодати становится, как пьяный. Когда благодать Святого Духа захватила царя Давида то он, обнажившись до нижней рубахи, плясал и пел у всех на виду: «И когда несшие ковчег Господень проходили по шести шагов, он приносил в жертву тельца и овна. Давид скакал из всей силы пред Господом; одет же был Давид в льняной ефод» (2Цар.6:13,14).

Помните, сказку Ганса Христиана Андерсена - "Новое платье короля"? Двое мошенников за большие деньги сшили королю платье из воздуха, предупредив, что тот, кто платья не видит, глуп или занимает не свое место. В итоге король вышел к подданным голым, и лишь один мальчик в толпе осмелился сказать правду. Когда вещи были названы своими именами, весь народ начал смеяться над голым королем. С нами происходит подобная иллюзия, когда нам кажется, что мы пришли нарядные на праздник, на самом деле, мы голые, как тот король, одели не то. Значит, мы попали в ловушку того, который нас обманывает, дьявола. Нашим праотцу и праматери Адаму и Еве тот же обещал: «Откроются глаза ваши, и вы будете, как боги» (Быт.3:5). Но, когда первый человек согрешил, Господь вошел в Рай и удивился, почему Он не видит Адама. «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» (Быт.3:9). А Адаму стало стыдно, и он спрятался от Бога: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт.3:10).

Думаю, что в сегодняшней Евангельской притче есть что-то подобное.

Пришло время организовать большой праздник ради брака Своего Сына.

Этот брак и интимный Иисуса Христа с душой каждого из нас, и в то же время, если мы все в этом браке, значит это брак между Церковью и Сыном Божиим.

Бог Отец организовал великий праздник. Пригласил избранных людей. Здесь намек о израильском народе, который действительно, был избранным. К сожалению, когда время пришло, Господь послал Своего единственного Сына. Как нам говорит Евангелист Иоанн Богослов: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Иоан.1:11).

Апостол Павел говорит, что, когда избранный народ отказался от своего Спасителя, Господь посмотрел на тех, которые тоже должны были участвовать в этом празднике, но через избранных. Сначала избранные, а они должны были проповедью разнести по всему миру благую весть, чтобы пригласить всех. Но они этого не сделали, не поняли своей миссии. Считали, что они избранные, а не как эти все остальные, гои (так презрительно до сих пор называют иудеи всех нееврев), которые для них хуже животных. Гой – это раб и должен работать на евреев. От сюда становится понятен смысл о «золотом миллиарде». У кого-то высокий уровень потребления, остальной мир существует в промышленно неразвитом состоянии, в качестве источника дешевой рабочей силы. Они даже этого и не скрывают. Но избранные отказались от своего Жениха, даже убили Его, распяли на Кресте.

В прошлое воскресение мы вспоминали притчу о винограднике. Господь насадил виноградник, и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал к ним своего сына за урожаем. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. (Матф.21:33-46). Думали, что теперь они будут хозяевами виноградника, но не получилось.

Сначала была притча о винограде, а сегодня притча о пире, и готово уже вино из того виноградника.

Именно избранные отказались прийти на праздник. А причины очень неубедительные. Сам царь пригласил на пир. Если, к примеру, вы получили приглашение на прием в Кремль. Но в этот день вы запланировали какие-то свои дела по хозяйству. Как вы поступите? Вы откажетесь от поездки в Москву или отложите на три дня свои дела, чтобы побывать в гостях у президента. Такое бывает раз в жизни.

Вот и Господь так же, приглашает нас, потому что мы избраны, никак народ Израиля, но потому что на нас есть Его печать. Печать Дара Святого Духа. Об этом же сегодня мы прочитали в Апостоле. Первая строка сегодняшнего Апостольского чтения: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор.1:21-23)

Эти слова сразу напоминают наше крещение, когда мы получили печать Дара Святого Духа. Мы запечатаны. Мы избраны. Мы Ему принадлежим. Господь нас приглашает на брачный пир. Он нас любит с первого дня, несмотря на то, что Адам потерял свою благодать, потерял одежду, которую Господь ему дал в день сотворения его, потерял свою божественную одежду. Сейчас так же, избранные отказались, не пошли. Посчитали важнее смотреть на землю, которую купили, смотреть на работоспособность валов, которых приобрели, решили лучше идти на свадьбу к родственникам, им угодить, чем откликнуться на божественное приглашение.

Святитель Николай Сербский в своей проповеди сказал: «Человек становится тем, на что направлена его любовь: если на Бога – богом, если на прах – прахом. Человека в этой жизни спасает или губит его любовь. Есть только одна любовь, которая спасает; это любовь к Богу. Всякая другая любовь губит. Есть лишь один законный и спасительный брак души – это ее брак с Богом. Всякий другой брак, не имеющий своим началом сего брака, – как луч имеет своим началом солнце – есть проклятие и пагуба».

Дальше, когда все избранные отказались, Господь послал своих ангелов собрать народ по всей земле. Пришли хромые и слепые, злые и добрые. К сожалению, один человек, среди всех пришедших, не имел брачной одежды. Здесь надо вспоминать опять свое крещение, кроме того, что мы получили печать, мы еще ходили вокруг купели и пели «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» Именно, та любовь, та вера во Христа - это и есть наша одежда брачная. Это одежда, которую мы приобрели через покаяние. Святитель Николай Сербский в беседе на Евангелие о браке Царского Сына говорит: «Что это за брачная одежда? Брачная одежда души есть прежде всего чистота. Апостол Павел пишет верным: «потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор.11:2). Девственная непорочность и чистота души есть первое и главное ее одеяние. А затем тот же апостол снова говорит другим верным, во что они должны облечься: «Итак облекитесь»... «в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение»... «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:12–14). Сие есть брачная одежда души, венчающейся с бессмертным Христом». Если этого нет, мы не можем участвовать в брачном празднике.

Великим постом, стоя посреди храма в темноте, как перед убранной брачной комнатой, направив свой взор в светлый алтарь, мы исповедуем перед Господом свое недостоинство, сокрушаемся и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного чертога: «Черто́г Твой ви́жду, Спа́се мой, украше́нный, и оде́жды не и́мам, да вни́ду в онь: просвети́ одея́ние души́ моея́, Светода́вче, и спаси́ мя». Просим, чтобы Господь помиловал Свое творение и Своим божественным светом Он простил нас, чтобы мы могли облачится в ту одежду, в которой можно участвовать в брачной ночи.

Хочу напомнить, что наша жизнь, христианская жизнь, это не только по воскресениям ходить в храм, исповедоваться и причащаться. На самом деле, это история любви.

Каждый из нас в своей жизни был влюблен. Имел фото своего возлюбленного, любовался на него, молился, стихи писал, тянулся к любимому человеку. Любовь горела.

А сегодня мы так же перед Богом. Он приглашает нас на Тайную вечерь, на брачную ночь. Он приготовил Своего Жениха - Сына единственного, для того, чтобы мы приняли Его и венчались с Ним. Чтобы мы с ним были единым телом. Чтобы мы действительно облачились в Него. Чтобы в Нем мы видели Царство Небесное.

Влюблённый человек смотрит на фотографию своего возлюбленного, и думает - люблю тебя. А мы так же с любовию смотрим на икону Иисуса Христа. Священник во время Литургии, прежде чем приступить к причастию, повторяет слова Давида из псалма: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое» (Пс.17:2). Люблю Тебя Господи, Ты моя надежда, Ты моя крепость, Ты мое спасение...

Хорошо бы всем, когда вступаем в храм, когда начинаем молиться, когда прикладываемся к иконам, как царь Давид, повторять, люблю тебя Господи мой, прибежище мое, Бог мой, спасение мое, уповаю на Тебя. Надо с этими словами одеться во Христа, чтобы Христос был нашей одеждой, чтобы исполнилось на нас: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

И в этой одежде мы сможем участвовать в брачном пире, тайной вечери, которую Господь приготовил для нас, потому что Он человеколюбец, Он милосердный, Он так возлюбил нас, что отдал Сына Своего единородного для нашего спасения. Аминь».

После богослужения Воскресная школа ждала всех желающих продолжить духовное путешествие.

Дети после вкусного обеда разошлись по аудиториям, а у взрослых новый сезон лектория открыла секретарь Общественного Совета при наместнике монастыря Ольга Юрьевна Сергеева, начав с беседы о 30-летии возрождения древней обители на Волге.



Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»