Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Праздник Успения Пресвятой Богородицы 28.08.2023

Праздник Успения Пресвятой Богородицы

28 августа 2023 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары наместник архимандрит Василий (Паскье) совершил Божественную литургию.

Ему сослужили братия обители игумен Вениамин (Куликов) и иеромонах Африкан (Яковенко).

Богослужебные песнопения исполнил монастырский хор под руководством иеродиакона Пантелеимона (Швецова).

После сугубой ектении отец Василий вознес молитву о Святой Руси.

По заамвонной молитве было совершено славление Пресвятой Богородице.

По окончании Литургии отец наместник поздравил всех богомольцев с праздником и обратился к собравшимся на богослужение с пастырским словом.

Успением Пресвятой Богородицы заканчивается годовой церковный круг богослужений. Начинается церковный год Рождеством Богородицы.

Мы все читали красивые события, сопровождавшие Успение Божией Матери, со множеством чудес.

Первые, воспоминания, конечно, от апостолов, которые были свидетелями ее Успения. Но в те времена особо ничего не было записано. Намного позже начали писаться воспоминания. Каждое следующее поколение приукрашали пересказы о важном событии в нашей истории.

Но здесь ничего страшного нет, потому что Ее Успение оставило красивые воспоминания.

Очевидцы тех событий сравнивают Успение Божией Матери с Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Когда мы читаем описания, видим много параллелей. Только Иисус умер в страдании от рук человеческих, а Матерь Божия отошла от этого мира, когда время Ее пришло. По преданию, архангел Гавриил, предсказал Ей день Успения. Даже передал из райских селений пальмовую ветвь, в знак свидетельства о месте для Нее предназначенном.

Все, что мы читаем об этих событиях, не могут быть некрасивыми. Как иначе. Ибо тексты хотят заставить нас представить то место, куда мы сами пойдем рано или поздно, если мы будем следовать по пути Иисуса Христа, следовать путем Божией Матери и всех апостолов.

Такой же прекрасный мир нас ждет. Та молодая Дева пожертвовала Саму Себя, для рождения Господа. Страдала с Ним много. С Его юных лет переживала за Него, потому что многие вещи не понимала, пока не созрело в Ней понятие о том, Кого Она родила.

Был момент, когда Иисус в 12 лет отстал от Своих родителей: «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лук.2:42-49). Если чей-то ребенок не придет домой, конечно, папа или мама строго спросят, ты где был. Но здесь мальчик четко дал понять о Своем Божественном происхождении. Было, наверняка, болезненно Матери, которая сама родила это Чадо, слушать такие вещи. Были и другие моменты. Мы знаем, что апостолы, после Вознесения Господа, какое-то время жили в Иерусалиме, и жизнь их протекала вокруг Девы Марии. Как раз Она много рассказала, что с ней произошло. Апостол Лука в своем Евангелие больше всех других, подробно, рассказал о Ее тайнах, о детстве и о том, как Архангел Михаил явился Божией Матери: «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук.1:30-35). По преданию, мы заем, что апостол Лука первый, кто нарисовал Божию Матерь.

Сегодня мы слышали, что в день Успения Матери Божией все апостолы собрались в Иерусалим Духом Святым, кроме одного. Так же, как и в Воскресение Христово не было опять апостола Фомы. Опаздывал. Понятно, что в то время он был на дальнем востоке, проповедовал в Индии. Даже, по преданию, был выше Индии, может быть на краю Китая. Использовал, так называемый «Шелковый путь» для проповеди Евангелия, а ученики его шли еще дальше. Поэтому, если все были близко к Иерусалиму, то Фома находился далеко, поэтому и задержался. Но опоздал для чего-то. Для того, чтобы утвердить факт Ее вознесения. Он не присутствовал при погребении и не смог проститься, отдать Ей последнее целование. Когда апостол Фома явился, гроб уже закрыт камнем. Тогда апостолы приняли решение, идти к гробу и открыть его для Фомы. Когда открыли гроб, он был пуст. Остались только погребальные пелены и части одежды Божией Матери. Все удивились. Что произошло с Ее Божественным Сыном, то же произошло и с Ней Самой.

Множество песнопений праздника говорят нам о ее нетлении: «Дае́т Тебе́ я́же Превы́ше естества́ Царь всех Бог:/ в рождестве́ бо Де́ву я́коже сохрани́, та́ко во гро́бе те́ло соблюде́ нетле́нно/ и спросла́ви Боже́ственным преставле́нием,/ че́сть Тебе́, я́ко Сын Ма́тери, да́руя» (Канон, песнь 6). Господь не позволил, чтобы Ковчег, Который дал Ему жизнь, познал тление, как обычный человек. Воскресил Ее. Божия Матерь находится в Царствие Небесном не только душой, но и телом.

Если мы посмотрим на икону празднику, то увидим сюжет Успения: апостолы собрались, тело Богородицы на одре, и Иисус Христос держит в Своих руках душу Божией Матери, завернутую как младенца, и поднимает Ее на небо. Господь принял душу Своей Матери, но не только. Он не позволил телу Пречистой Приснодевы, как обычному человеку разлагаться. Воскресил тело и возвратил душу Божией Матери в Ее тело уже на Небесах.

Для нас Матерь Божия открывает нам путь возвращение в Рай. Всю нашу жизнь, особенно в дни Великого Поста, начиная от изгнание Адама из Рая, дальше через молитву и покаяние, в течении поста мы проходим поприще в надежде возвратиться в Рай. Сам Господь обещал разбойнику благоразумному: «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук.23:43). Первый вернулся в Рай разбойник. Ему открыл дорогу Иисус Христос. Сейчас с Божией Матерью эта дорога открыта всем. Мы знаем, еще одного человека, апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, после погребения, его тела не нашли во гробе. Господь забрал его вместе с телом. Для нас это надежда на будущую жизнь.

С одной стороны это печаль, потерять человека. Кстати, во время погребения Божией Матери, много текстов передают нам, что все плакали, потому что потеряли Ту, Которая после вознесения Ее Сына, объединила вокруг себя всех членов Церкви. Во время Пятидесятницы особая благодать и сила Духа Святого сошла на нее тоже, не только на апостолов. На иконах многих двунадесятых праздников мы видим Матерь Божию в центре.

Сегодня мы так же обращаемся за помощью к Матери Божией. Она сейчас в Раю, но, обещала, как и Господь обещал, быть с нами «До скончания века». Мы вопием: Пресвятая Богородица, помогай нам.

Апостолы после вознесения Иисуса Христа всегда собирались на общую трапезу и пребывали в общении и преломлении хлеба. Собравшись, апостолы всегда оставляли место для Иисуса, даже на этом месте они оставляли хлеб, а в конце трапезы этот хлеб делили на всех за столом и молились – Господи, помилуй нас. А после Успения Божией Матери им было дано увидеть Божию Матерь там, где Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Господь дал Ей славное место. Она Царица Небесная. Мы к Ней обращаемся: «Царица моя Преблагая…». После чудного видения они изменили свою молитву, и воскликнули – Пресвятая Богородица, помогай нам! Это стало для монашествующих источником Чина о Панагии, который мы совершаем каждое воскресение и в другие праздники. После Божественной литургии, берем просфору с вынутой частицей в память о Пресвятой Богородице, несем на трапезу, а после обеда поднимаем эту просфору, и произносим, Пресвятая Богородица, помогай нам. Раздробляем эту просфору и делим на всех.

Пусть Божия Матерь всегда помогает нам быть учениками Господа нашего, чтобы мы участвовали в Царствие Небесном, чтобы мы могли видеть Ее и Ее Сына Духом Святым.

Будем обращаться к Божией Матери, как дети. Попросим, чтобы она утешала нас, укрепляла нашу веру и в моменты нашего падения, чтобы Она, как любая мама, помогла нам подняться. Когда ребенок вдруг споткнулся и упал, мама с любовью поднимет его, отряхнет, помоет рану, подует, чтобы было не так больно, своей рукой погладит по голове. Пусть Божия Матерь так же погладит нас по голове, чтобы жизнь не казалась нам такой трудной. Но, она будет гладить нас и утешать, только если мы сами к Ней пойдем, как к маме с духом покаяния, когда мы признаем свое падение и согрешение, и попросим у Нее помощи. Пресвятая Богородица, помогай нам. Аминь.

Вечером братия собралась в Троицкий собор на чин Погребения Божией Матери.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»