Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Божественная литургия под открытым небом в день памяти Новомучеников и исповедников Российских в Земле Чувашской просиявших. 25.06.2023

Божественная литургия под открытым небом в день памяти Новомучеников и исповедников Российских в Земле Чувашской просиявших.

25 июня 2023 года в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, в день памяти Новомучеников и исповедников Российских в Земле Чувашской просиявших, на месте «Чувашского Бутово», где в 30–50-е годы прошедшего столетия находилось одно из подразделений Гулага-печально известной ИТК-34/1 в пос. Первомайский Алатырского муниципального округа Чувашской Республики, наместник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары архимандрит Василий (Паскье) сослужил Божественную литургию под открытым небом в сонме духовенства митрополиту Чебоксарскому и Чувашскому Савватию.

Богослужение началось Крестным ходом с мощами и иконой новомучеников земли Чувашской из храма святым Царственным Страстотерпцам села Первомайский.

Храм этот поставлен на месте бывшего здания управления АИТК № 1 НКВД Чувашской АССР, как неугасимая свеча в молитвенное поминовение тех, кто пострадал за веру и правду: был расстрелян, замучен, убит, умер от болезней и холода в лагерях — принял мученическую кончину за веру Христову. Их изломанные жизни переплелись с судьбой Царской семьи и всего нашего исторического прошлого и настоящего.

Епископ Феодор перед началом Крестного хода обратился к богомольцам с архипастырским словом, где отметил, что существует многовековая традиция, идущая от древней церкви еще в языческой Римской империи, когда христиане собирались и совершали Евхаристию на гробах мучеников — первых свидетелей о Христе.

С тех пор под престол каждого православного храма полагаются частицы мощей того или иного святого в ознаменование нашей связи с Церковью небесной, торжествующей, и с преданием церкви первых веков, продолжением которой мы признаем нашу православную церковь. На этой земле можно везде совершать Божественную литургию, потому что здесь везде лежат останки замученных в годы лихолетия заключенных. Алатырская земля полна останками десятков тысяч людей — новомучеников, исповедников и политических арестантов.

Главе Чувашской митрополии сослужили так же Преосвященные архиереи митрополии: Преосвященнейший Стефан, епископ Канашский и Беловолжский, Преосвященнейший Феодор, епископ Алатырский и Порецкий, наместники и настоятели монастырей, благочинные округов Чувашской митрополии, настоятели храмов г. Чебоксары и г. Алатырь и сонм духовенства Чувашской митрополии.

С многочисленными паломниками под открытым небом молились настоятельницы монастырей Чувашской митрополии.

По сугубой ектении была совершена молитва о Святой Руси.

Затем прозвучали прошения о упокоении душ усопших рабов Божиих, «за веру и правду страшные страдания и истязания в годы лихолетия и гонения на Церковь Христову претерпевших, пострадавших и убиенных, от болезней, глада и хлада, в темницах и узах и на месте сем мученически жизни свои скончавших архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, их же имена Ты Сам, Господи, веси».

Богослужебные песнопения исполнил сводный молодежный детский хор Чувашской митрополии регент храма Усекновения главы Иоанна Предтечи г. Алатырь Ирина Савенкова.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Валерий Кольцов, настоятель храма святителя Николая г. Алатырь.

По заамвонной молитве было совершено славление Новомученикам Земли Чувашской.

По окончании богослужения митрополита Савватия приветствовал Преосвященный Феодор. Епископ Алатырский и Порецкий преподнес Главе митрополии заздравную просфору и, привезенную из Сербии, икону Великомученицы Параскевы Пятницы.

Затем Глава Чувашской митрополии сердечно поблагодарил Преосвященных Владык, духовенство и мирян за радость соборной молитвы, поздравил всех с праздником, обратился с проповедью и преподал каждому благословение.

 

История Русской Православной Церкви советского периода была, прежде всего, историей неслыханного ранее в России гонения за веру. В ХХ веке — с 1917 по 1950-е годы почти все священнослужители были преследуемы — кто расстрелян, кто отправлен в лагеря и ссылки. Всего в годы сталинских репрессий в Алатырской колонии погибли около 100 священников, более 150 церковнослужителей и тысячи мирян. В то время, когда сохранить жизнь можно было только, отрекаясь от веры, многие священники, продолжая подвиг первых христиан, мужественно продолжали служить, и об этом нужно ПОМНИТЬ.

Еще в царское время в наших местах начали строить двухпутную узкоколейку для вывоза леса, а закончили ее уже в советское время. Главный промысел этого района — добыча леса и торфа. После революции среди хозяев советских узкоколеек преобладали уже несколько иные ведомства, все больше печально известные. Это НКВД… Годы страшного сталинского террора принесли с собой новый тип узкоколейных железных дорог — «лагерные» линии. Они появлялись на предприятиях, расположенных вблизи добычи полезных ископаемых или же лесозаготовительных работ, находившихся в системе ГУЛАГа (Главное Управление исправительно–трудовых Лагерей). В тупике этой узкоколейки и возник поселок Первомайский, расположенный в 33 км от города Алатырь. 

Но в самом начале своего существования, в середине 30-х годов, он назывался не так. По документам он был раньше известен как «Алатырская исправительно-трудовая колония № 1 НКВД Чувашской АССР, п/я № 34/1», а в просторечии — просто «лагерь» или «Чувашское Бутово». Колония специализировалась на лесозаготовке, лесопилении, погрузке леса, изготовлении продукции из дерева.

Алатырский лагерь был самым засекреченным. Многие лагерные документы до сих пор закрыты. Поэтому большинство собранных сведений основываются на свидетельствах очевидцев.

Хоронили заключенных по ночам.

«По этой земле, – рассказывают местные жители, – нельзя ходить свободно. Под каждым самым маленьким бугорком – человеческие останки. Узников Первомайской исправительно – трудовой колонии НКВД, измученных непосильным трудом, голодом и болезнями, хоронили здесь не в гробах – просто в ямах. Друг на друге».

Покойный священник Александр с. Старые Айбеси рассказывал, что застал в живых одного из милиционеров — охранников лагеря. Тот в разговоре признался, что заключенных даже не расстреливали — берегли пули. Их сажали в бункер, где невозможно было пошевельнуться, и не давали есть и пить. Когда заключенные совершенно обессиливали, их грузили в телегу, вывозили подальше от лагеря и полуживыми закапывали в землю.

Cреди тех, кто лежит в безвестных могилах на окраине Первомайского, сотни пострадавших за веру. Точную цифру и сегодня не знает никто. Установлено, что среди погибших около 80 церковнослужителей, четверо – Игнатий Лебедев, Михаил Самсонов, Димитрий Воскресенский и Тамара Сатси – причислены к Собору новомучеников и исповедников Российских.

Еще не совсем развалились бараки, в которых держали страдальцев. Через эти стены прошли тысячи, привезенных со всех концов страны.

В 2009 году на месте, где покоятся останки новомучеников и исповедников Чувашских, установили поклонный Крест. Сам Крест тоже - жертва репрессии. В 30-е годы его сбросили с Алатырского храма и много лет хранили на одном из кладбищ района. Постамент выложен из природных камней, добытых руками священников из местного пруда.

Сейчас на месте, где совершается богослужение установлена сень, каменный престол, мозаичные иконы.

Накануне праздничного воскресного дня вечером архимандрит Василий молился за Всенощном бдении в храме Иверской иконы Божией Матери г. Алатырь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»