Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


В день памяти преподобномученицы Тамары (Сатси) в Спасо-Преображенском женском монастыре г. Чебоксары Божественную литургию возглавил наместник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары архимандрит Василий (Паскье). 01.05.2023

В день памяти преподобномученицы Тамары (Сатси) в Спасо-Преображенском женском монастыре г. Чебоксары Божественную литургию возглавил наместник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары архимандрит Василий (Паскье).

1 мая 2023 года, в день памяти преподобномученицы Тамары (Сатси), наместник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары архимандрит Василий (Паскье) возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском женском монастыре на Владимирской горке.

Ему сослужили клирики женской обители протоиерей Сергий Пушков и иерей Александр Коробков.

По сугубой ектении архимандрит Василий совершил молитву о Святой Руси.

По окончании Литургии был совершен молебен преподобномученице Тамаре и Крестный ход.

В завершении богослужения отец Василий поздравил собравшихся со светлым праздником Пасхи Христовой, святых жен мироносиц и днем памяти преподобномученицы Тамары. Поблагодарил игумению Сергию (Рузавину) за приглашение сослужить в этот знаменательный день в стенах монастыря и обратился к сестрам и всем богомольцам с пастырским словом.

В этом году день памяти преподобномученицы Тамары совпал с неделей жен- мироносиц. Очень символично. Ее тоже вполне можно назвать мироносицей. Потому что она не предала Господа, осталась невестой своему Церковному Жениху – Христу. Стояла на страже до самого конца.

Праздник жен мироносиц – это день верности, не устаю об этом говорить. Мы празднуем подвиг женщин, которые верно служили Господу до самого конца.

Прошлое воскресение церковь вспоминала апостола Фому, как неверующего, но вспомним, когда мироносицы пришли к апостолам и сказали, что Христос жив, все они засомневались. Апостолам показалось ложью возвещенное женами.

Но, на самом деле, Господь избрал первыми свидетелями Его Воскресения именно тех, которые больше всех были Ему верны, которые не сбежали, когда Господь был на Голгофе, которые видели, как «копием, в ребра прободен бысть и изыде кровь и вода» (Ин. 19:34), которые видели и слышали последнее Его дыхание, когда Он испустил дух, видели как «Завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» (Матф.27:51), видели и слышали гром и тьму, слышали глас Отца Небесного, видели сотника, который был у Креста и уверовал: «Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мар.15:39).

Они, конечно, не сомневались, но все эти события, пусть даже очень печальные, еще больше укрепляли их веру.

Еще с ними был Иоанн, самый близкий из учеников, никогда Его не покидал. Был с Ним и в Гефсимании, и на Фаворе, и на тайной вечери. Сопровождал Его в суде, видел, как избивали Его, поддерживал Матерь Его, которая тоже все вытерпела. Он единственный из апостолов, кто был у Креста. Все остальные апостолы разбежались.

Петр плакал, потому что ночью не смог поддержать и отрекся от своего Учителя: «Когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал» (Лук.22:60-62).

Удивительно, были еще такие, которые тайно, ночью ходили к Иисусу, Иосиф Аримафейский и Никодим. При Его жизни боялись показать свою причастность к Его учению. Но, когда апостолы покинули Учителя и спрятались, ожидая возможного ареста, святой праведный Иосиф Аримафейский — иудейский старейшина, пришел к Пилату и упросил его отдать тело этого странного для погребения. Этим поступком он завлекал на себя гнев законников, жертвовал высокой должностью и даже рисковал жизнью. К нему присоединился праведный Никодим, фарисей, член синедриона. В Евангелии упоминается, что этот благочестивый человек стремился защитить Иисуса Христа, когда его пытались схватить (Ин. 7:50–51). После смерти Господа он помог праведному Иосифу снять с Креста тело Спасителя и похоронить Его в новом гробе, который праведный Иосиф купил для себя.

В решающий момент опасения за свою репутацию отошли у Никодима и Иосифа на второй план. Они делают то, что повелевает им совесть. «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного, в нощи к Пилату пришедшего, и Живота всех испросившего: даждь ми Сего странного, Иже не имеет где главы подклонити; даждь ми Сего странного, Егоже ученик лукавый на смерть предаде; даждь ми Сего странного, Егоже Мати зрящи на кресте висяща, рыдающи вопияше, и матерски восклицаше: увы Мне, Чадо Мое! увы Мне, Свете Мой и утроба Моя возлюбленная!...» (Песнопение Великой пятницы). Они тоже были свидетели Его смерти на Кресте, и, конечно, Его Воскресения.

Но самые первые были женщины. Христос был распят на Кресте в пятницу, как свидетельствует евангелист Марк: «Была пятница, то есть день перед субботой» (Мк. 15: 42). Христос и Его ученики соблюдали иудейские законы и традиции. «Помни день субботний, чтобы святить его, шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела» (Исх. 20: 8–9). Поэтому снимали Иисуса вспешке, торопились успеть до наступления субботы. Только субботним вечером после захода солнца жены-мироносицы купили необходимые масла и ранним утром следующего дня отправились ко гробу: «В первый же день недели, очень рано» (Лк. 24: 1). Они спешили воздать последний долг своему Учителю. Но, придя ко гробу, не нашли Тело Господа. Ангелы провозгласили Воскресение Христово: «Нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес…» (Лук.24:2-6). «Но идите, скажите ученикам Его и Петру» (Мар.16:7).

Можно сказать, что эти жены стали апостолами для апостолов. Они первые провозгласили Воскресение Христа из мертвых. Апостолы услышали от мироносиц.

Поэтому эти жены заслуживают отдельного почитания. И мы с радостью вспоминаем их подвиг.

А в этом году праздник святых жен-мироносиц совпал с памятью преподобномученицы Тамары (Сатси), игумении женского монастыря на Владимирской горке в Чебоксарах.

Сегодня Евангельское зачало подтвердило подвиг верных жен: «И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» (Лук.7:37,38) Она была, конечно, великая грешница, а Господь простил ей все ее грехи, поэтому эта женщина больше Его любила, чем все другие. Она любила Господа, как и жены-мироносицы.

Дорогие сестры, берите пример с этой грешницы, поступайте так же, лейте на Его тело благоуханние добродетелей, послушания, смирения, любовь ко Господу, которая проявляется через любовь к своей игумении. Кто говорит, что Бога любит, а игумению нет, - тот лжет.

Мы единственным способом можем показать свою любовь к Господу, - через своего ближнего. «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Иоан.4:20,21).

Поэтому призываю вас с честью нести подвиг мироносиц. Это относится не только к монахиням, и не только к женщинам, ибо мы видим, что там были и Иосиф с Никодимом. Это касается всех, кто будет верно служить Телу Христову, то есть Церкви.

Да поможет нам Господь молитвами преподобномученицы Тамары и святых жен-мироносиц, святых праведных Никодима и Иосифа, апостола Иоанна, который был с женами у Креста, быть тоже свидетелями Его Воскресения.

Сколько раз мы поем сейчас «Воскресение Христово видевши…», а мы правда видели Его Воскресение или поем, просто, потому что так написано?

Пусть эти слова содействуют нашей вере. Чтобы мы действительно видели Воскресение Христово.

Особенно, когда мы подходим ко Причастию, принимаем Тело Христово, мы оказываем Ему любовь. Мы так Его любим, как Мария Магдалина, когда увидела Христа Воскресшего, хотела обнять Его ноги. Если у Марии не было возможности тронуть Его: «Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Иоан.20:17), а у нас есть возможность прикоснуться к Телу Христову и принимать Его внутрь.

Будьте, как Мария Магдалина: «Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни!» (Иоан.20:16), - любимый Учитель! Нам тоже надо, чтобы Господь позвал нас по имени. Поэтому не просто так во время причастия священник каждого называет по имени.

В это время нам надо слышать не священника, а Самого Господа, как Он зовет нас. Как назвал Марию Магдалину – «Мария!», такой интонацией, что Мария сразу услышала и узнала Его.

И дай нам Бог, перед Чашей слышать не священника голос, а Господа нашего Иисуса Христа, Который ради нашего спасения, воскрес из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Аминь.

На сестринской трапезе читалось житие игумении, преподобномученицы Тамара (1876 - 1942). 


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»