Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя пятая Великого поста. Преподобной Марии Египетской. 02.04.2023

Неделя пятая Великого поста. Преподобной Марии Египетской.

2 апреля 2023 года в Неделю пятую Великого поста, в день памяти преподобной Марии Египетской, Божественную литургию святителя Василия Великого в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары совершил наместник архимандрит Василий (Паскье).

Ему сослужили братия обители, игумен Вениамин (Куликов) и иеромонах Тивуртий (Шерушинин).

За богослужением наместник вознёс молитву о Святой Руси.

Перед причастием иеродиакон Сергий (Дмитриев) прочитал проповедь.

По окончании богослужения отец наместник поздравил всех с праздником, воскресным днем и обратился к многочисленным прихожанам с пастырским словом.

Совсем недавно мы здесь с вами собирались на Прощеное воскресение, не так давно праздновали середину святой Четыредесятницы «Крестным ветрилом окрылившихся, корабль се спасительный поста преполовивши…», говорится в Каноне, который Церковь воспевает в этот день. Тогда в храме посреди нас находился Крест, как Древо жизни. Все, кто с любовью и страхом Божиим подняли очи свои на животворящий крест, получили исцеление, отпущение грехов, надежду на спасение.

Как сегодня мы читали в Послании апостола Павла: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр.9:11,12) Раз и навсегда Господь пришел во Святая Святых. Не как раньше, когда первосвященник кропил кровью жертвенных животных народ для очищения от греха, но Сам Христос Своею Честною кровию очистил наши и тела, и души. Теперь мы стремимся к Нему. Он на Кресте распростер Свои руки, открыл их для объятия. Зовет каждого из нас идти за Ним. Взять свой крест и иметь участие в Царстве Небесном.

На помощь нам в прошлое воскресение пришел преподобный Иоанн Лествичник. Его труд «Лествица» - образ духовной лестницы или пути, ведущем от земли на Небо. «Лествица райская». От отречения жития мирского до самого Господа, Который ждет нас, обнимает нас Своей любовью, верой, надеждой. Ступень за ступенью, мы обретаем путь спасения и возвращения в Рай.

Так же на пятой неделе мы читали Великий покаянный канон святого Андрея Критского, клали поклоны, остро ощущая себя грешниками, пели «Помилуй мя Боже, помилуй мя». Обращались к душе своей ««Душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается …». Приближается время суда. Господь недалеко.

В этот день для укрепления нашей веры и надежды во спасение, мы читали Житие Марии Египетской. Сегодня мы еще раз ее вспоминали.

Мария отправилась со всеми в паломничество. Но целью ее был не праздник, но желание соблазнять паломников на корабле и грешить. Когда настал день праздника, все паломники шли в храм Воскресения Господня, к Кресту Животворящему. Только ее держала какая-то сила. Она подняла глаза и увидела Божию Матерь в иконе. Поняла, что Она ее не пускает. Мария глубоко раскаялась, потому что, несмотря на все свои грехи и сатанинское поведение, все равно, жаждала поклониться Кресту. Она обещала изменить жизнь, если Божия Матерь пустит ее к Кресту Своего Сына. После этого грешница смогла войти в храм. Она поклонилась, поцеловала Крест Господень, вышла из храма и пешком пошла в пустыню, через Иордан. В Иордане омыла свои грехи, как при крещении, исповедалась в церкви Иоанна Предтечи, причастилась Святых Христовых Таин и пошла на много-много лет бороться со своими страстями в пустыню. Сколько лет она жила во грехах, столько же она страдала от чувств.

Иногда мы обещаем Господу, но по истечении времени, мы начинаем нарушать то и то. Например при постриге монах обещал жить в нестяжании, в послушании, но с годами обрастает вещами, становится уверенный в себе, начинает проявлять непослушание, несмирение, живет по своей воле. Мария же, что обещала, то и сделала. Больше не упала в грехи. Действительно, это была борьба, но за это Господь наградил ее высочайшим естеством. Она боролась со своим естеством – своим телом, и получила высшее естество. Мария могла передвигаться, как Ангелы, ходить по воде, как Христос. Знала писание, Библию наизусть, когда ничего подобного она не изучала. Все ей дано было Духом Святым. Действительно, своим подвигом, борьбой с естеством, она получила высшее естество. Слова о естестве мы встречаем в книге «Лествица». «Слово 15. О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами».

Между воскресениями преподобного Иоанна Лествичника и Марии Египетской мы поняли, насколько подвиг поста идет нам на пользу. Мы боремся против естества, не для медалей (пробежали лучше всех, прыгнули выше всех, подняли штангу лучше всех), но для того, чтобы получить высшее естество – ту жизнь, которую имел Адам в Раю. Сначала Адам видел Бога и мог с ним говорить. Преподобная Мария имела такую же возможность, она жила в суровых условиях пустыни – но была уже в Раю.

В последние годы ее жизни Господь послал к ней старца Зосиму. Во-первых, для того, чтобы причастить ее Святых Христовых Таин, а во-вторых, для того, чтобы через Зосиму мы все узнали житие великой подвижницы.

Старец сначала рассказал своим братиям в монастыре, потом этот рассказ дошел до святителя Софрония, который с юных лет стремился к высшей мудрости богопознания, а потому посещал монастыри и общался с пустынножителями. Посетив однажды монастырь святого Феодосия, где когда-то останавливались волхвы, в Иерусалиме, святитель сблизился в нем с иеромонахом Иоанном Мосхом, став его духовным сыном и учеником. Вместе они путешествовали по монастырям, записывая жития и поучения монахов, из чего позже составилась знаменитая книга «Луг духовный». Этот труд мы тоже любим перечитывать. Он написан очень давно, но очень свежий, как будто вчера написан. Благодаря таким записям, житие преподобной Марии Египетской дошло до нас. Мы каждый год, с любовью слушаем или читаем дома, житие преподобной Марии. Конечно, удивляемся подвигу женщины. Якобы слабый пол, а оказалась такая сильная. Старец Зосима удивлялся ее подвигу.

После видения Креста, после получения книги «Лествица», которая помогает нам подвизаться, после поклонов на Великом каноне, после видения иконы Божией Матери, вчера была суббота Акафиста, мы тоже увидели лик Богородицы и попросили, чтобы Она пустила нас к Кресту Сына Своего. Акафист был составлен в воспоминание того, как Божия Матерь освободила Константинополь от окружения, от осады варваров.

Сегодня нас тоже окружают варвары. Варвары для нас, это не внешние враги, а внутренние – помыслы, похоть, все другие наши укоренившиеся грехи, которые и есть варвары. Мы просим и стоим на страже, на стене нашего города - нашей души, молимся: «Радуйся Невеста Неневестная». Просим Ее о победе. Она и есть Непобедимая Победа. Она и есть Та, Которая показала путь ко спасению, Она Одигитрия, Она показала нам Христа. С Христом пойдем к победе, к Его Воскресению. Господь призывает нас нести свой крест достойно.

Сегодня, читая жития святых, чувствуем, что мы якобы не можем так подвизаться, якобы мы не такие сильные, но это иллюзия. Если мы захотим, снова будет преподобный Антоний, снова будет преподобный Пахомий, снова будет Мария Египетская, снова будет и старец Зосима, снова будут все святые подвижники, о которых мы читаем, если мы захотим, если потерпим свое положение.

В XXI веке и от монашествующих и от мирян Господь не требует миллионы поклонов, воздержание от пищи неделями, но просит безропотно терпеть то, что у нас есть, болезни, слабости, мозоли, которые не дают нам покоя. Если мы все понесем с радостью, без показухи, наоборот, будем стараться спрятать свои немощи, и подвизаться ради несения своего креста.

Еще хотел напомнить, что когда Господь шел на Голгофу, к месту распятия, под Своим Крестом, Он несколько раз упал под тяжестью Креста. Ему пришел на помощь человек. А мы тоже сейчас находимся под своим крестом, поэтому нам не надо стесняться сказать Ему, Господи, помнишь, когда Ты нес Свой Крест, Ты Сам падал на землю, Ты Сам чувствовал, как это тяжело, и мы в образе некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, пришли помогать Тебе, а теперь я тоже под крестом, я тоже пал, помоги теперь Ты мне, приди мне на помощь. Я думаю, что Господь увидит нашу дерзновенную веру и придет нам на помощь.

Поднимет наш крест и поможет нести его до Голгофы. Тогда Голгофа для нас станет наслаждением, дверями Рая и Воскресением.

Накануне Великих дней еще будет Благовещение Пресвятой Богородицы, в субботу – Воскресение Лазаря, в следующее воскресение – Вербное воскресение. А затем вступим в страстную седмицу, а затем Пасха.

Просим Господа, чтобы помог нашему маловерию. «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мар.9:24). Да поможет нам Господь, молитвами святых Иоанна Лествичника, Андрея Критского, Марии Египетской и всех подвижников, которые взяли свой крест и шли до конца, укрепит наши намерения пройти поприще Великого поста и увидеть славное Его Воскресение. Аминь.

Сегодня закончилась миссионерская практика учащихся Московской духовной академии, проходившая в Чебоксарской епархии. Отец Василий поблагодарил ребят за украшение своим пением монастырских богослужений и благословил на дальнейшую учебу и выбор своего жизненного пути.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»