Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


В день памяти преподобного Евфимия Великого, наместник Свято-Троицкого мужского монастыря архимандрит Василий (Паскье) поделился своими воспоминаниями о Палестине и событиях навеки связавших его с великим святым старцем. 02.02.2023

В день памяти преподобного Евфимия Великого, наместник Свято-Троицкого мужского монастыря архимандрит Василий (Паскье) поделился своими воспоминаниями о Палестине и событиях навеки связавших его с великим святым старцем.

Сегодня мы празднуем память отца нашего преподобного и богоносного Евфимия, великий монах в Палестине между IV и V веками. Свой рассказ хочу обратить, в большей части, к монашествующим. Этот святой очень дорог и близок мне, потому что во время подготовки к монашеству, более 45 лет назад, отцы, отвечавшие за мое образование и воспитание, направили меня читать жития монахов Востока. Одно из чтений было - "Житие святого Евфимия" в прекрасном сборнике, который мне пришлось специально заказывать в книжном магазине.

(Les moines d'Orient. III/1, Les moines de Palestine, Cyrille de Scythopolis : Vie de saint Euthyme / traduite par A.-J. Festugière, O.P.. - Paris : Éditions du Cerf, 1962. Vie des saints Euthyme le Grand, Sabas, Théodose, Jean l'Hésychaste, Abraamios, Kyriakos, Théognios, Abraamios.)

Я буквально проглотил эти книги, и у меня было только одно желание: пройти по стопам этих великих святых.

Это сбылось осенью 1980 года, когда я приехал в Палестину, чтобы до осени 1993 года жить монашеским подвигом в монастыре Святого Иоанна Пустынника близ Иерусалима.

Регулярно у меня возникала возможность вместе с братьями монастыря совершать паломничество в Иудейскую пустыню, чтобы искать эти мистические места, где наши святые герои подвизались добрым подвигом веры.

В то время Фаранская Лавра, основанная святым Харитоном в конце третьего века, была заброшена, я помню встречу с одним из последних аскетов, который жил там и был преследуем и избит фанатиками из соседних еврейских поселений, затем он перебрался в монастырь святого Георгия Хозевита, который находится в том же ущелье, ниже по направлению к Иерихону. А Лавра была разграблена и сожжена.

(Около 10 километров к востоку от Иерусалима, по пути в Иерихон).

Затем появился молодой анахорет из Бельгии, он поселился в отшельнической келье святого Евфимия близ Фаранской Лавры, на другой стороне ручья, вытекающего из удивительно обильного источника в этой пустыне. Этот монах опасался за свою жизнь, и прятался от любопытных и злых людей. Однажды мы пришли к нему в гости, принесли инструменты и цемент, чтобы установить ему металлическую дверь у порога его пещеры.

Нам пришлось использовать цепи и веревки, чтобы забраться в пещеру, которая находилась на склоне скалы, это было очень опасно. Келья святого Евфимия имела вход и маленькое окошко, она была ни большая, ни маленькая, как раз для человека, у которого ничего не было. Установка металлической двери в таких условиях сама по себе была настоящим подвигом. Вечером дверь была установлена, и мы вернулись в наш монастырь Святого Иоанна Пустынника.

Но через некоторое время мы получили печальное известие о том, что наш анахорет был найден мертвым у подножия скалы под пещерой. Было ли это случайное падение или убийство, до сих пор никто не знает.

Недалеко от преподобного Евфимия жил преподобный Феоктист (†467, память 3 сентября). Оба подвижника ежегодно после Богоявления уходили в Кутиллийскую пустыню (к северо-востоку от Иерусалима) и пребывали там в молитвенном общении с Богом до праздника Ваий.

В то время преподобный Евфимий освободился от всякого земного попечения и достиг полного бесстрастия. Через 5 лет он вместе с преподобным Феоктистом поселился в Кутиллийской пустыне в труднодоступной пещере на обрыве утеса. Питались святые только травами.

Позже я смог посетить пустыню, где Евфимий и Феоктис проводили Великий пост и где они основали кеновию святого Феоктиса. Это место находится на полпути между Иерусалимом и Иерихоном. У отметки уровеня моря, нужно свернуть на тропинку справа, пойти в пустыню в сторону Мертвого моря и войти в каньон Вади Мукелик (арабский) или Нахаль Ог (иврит). Этот каньон очень крутой и узкий. После преодоления множества препятствий мы попадаем на территорию древнего монастыря. Затем над нашими головами появляется свод с остатками фресок, это старая церковь, где наши святые отцы собирались в конце недели, чтобы совершить ночное бдение в воскресенье.

“Однажды пастухи из селения Лазария привели стада к потоку, находившемуся недалеко от пещеры. На краю утеса они увидели святых мужей, и таким образом место подвигов святых отшельников стало известно. К ним начали приходить за наставлениями жители Лазарии и иноки Фаранской Лавры. За короткое время слава о святых распространилась в окрестностях и привлекла в пустыню стремившихся подражать их подвигам. Первыми здесь поселились Марин и Лука, впоследствии известные подвижники и наставники преподобного Феодосия Великого (†529, память 11 января). Так возникла киновия (общежительный монастырь), где преподобный Евфимий был духовником братии, а преподобный Феоктист – игуменом.”

С тех пор монахи из Фарана стали посещать их и присоединяться к ним в большем количестве. Поскольку Евфимий желал оставаться свободным от всех привязанностей, а место было слишком маленьким, чтобы вести анахоретическую жизнь в Лавре, он основал коеновию под руководством Феоктиста. Сам же в течение недели уединялся в пещере, превращенной в Храм , а по субботам и воскресеньям, когда все монахи собирались на бдение и Божественную литургию, давал братьям духовные наставления и поучения.

Наставляя иноков, преподобный Евфимий учил их прежде всего отрекаться от своей воли и воспитывать в себе смиренномудрие и послушание. Он призывал их бодрствовать, всегда помнить о смертном часе и при внутреннем богомыслии трудиться телесно, чтобы трудом поработить свою плоть духу. Святой Евфимий строго запретил разговаривать во время богослужения и трапезы, наставлял внимать себе и блюсти сердце от страстей.

В своем завещании говорил инокам преподобный Евфимий Великий: «Церковных служб никогда не оставляйте, предания и уставы монастырские тщательно сохраняйте».

«Если любите меня, соблюдайте мои заповеди, приобретайте любовь, которая есть союз совершенства. Никакая добродетель невозможна без любви и смирения. Сам Господь ради любви к нам смирился и стал Человеком, как мы. Церковных служб никогда не оставляйте, предания и уставы монастырские тщательно сохраняйте. Присоединяю также и другую заповедь: пусть ворота обители никогда не будут заперты для странников и все, что имеете, предлагайте нуждающимся, бедствующим же в напастях по силе помогайте».

Затем преподобный Евфимий затворился в алтаре, где и преставился ко Господу 20 января 473 года. Святые мощи преподобного Евфимия Великого прославились исцелением больных, изгнанием бесов из одержимых и многими другими чудесами. Об этом свидетельствует Житие преподобного Евфимия, составленное иноком Кириллом на основе воспоминаний преподобного Саввы Освященного и других учеников святого Евфимия.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»