Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 9-я по Пятидесятнице. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.  Начало Успенского поста. 14.08.2022

Неделя 9-я по Пятидесятнице. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Начало Успенского поста.

14 августа 2022 года, в Неделю 9-ую по Пятидесятнице, в праздник Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары наместник архимандрит Василий (Паскье) совершил Божественную Литургию и водосвятный молебен.

Ему сослужили братия обители в священном сане, игумен Вениамин (Куликов) и иеромонах Африкан (Яковенко).

За богослужением молились о мире во всем мире.

По запричастном стихе проповедь прочитал иеродиакон Сергий (Дмитриев).

После молебна и освящения «Соты пчел и от них мед» отец наместник поздравил молящихся с праздником, и обратился ко всем с пастырским словом.

Сегодня начинается пост ради Пресвятой Богородицы. Продлится до праздника Ее Успения. Пост короткий, но по строгости подобный Великому посту.

Успением Божией Матери заканчивается церковный год. Ее молитвами и под Покровом в сентябре начнется Новый год с праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

Сегодня нам дьякон уже прочитал прекрасную проповедь митрополита Антония Сурожского. Мне осталось добавить несколько слов.

Недавно мы слышали на Литургии Евангелие о умножении хлебов, о чуде, насыщения пяти тысяч человек, не считая женщин и детей, пятью хлебами и двумя рыбами. Если всех сосчитать, то можно смело умножить на два. Представьте, как это было. Господь накормил людей. Теперь можно их отпустить. Он хотел побыть один, поэтому Господь заставил учеников войти в лодку и отправиться на другой берег Геннисаре́тского озера. Надо понимать, что это озеро очень большое, даже не как Волга, намного шире. Когда мы смотрим на другой берег Волги, видим Сосновку. А на Тивериадском озере противоположного берега не видно. Только горизонт. Местные жители называют его морем. Думаю заслужено.

У Иисуса тоже были времена, когда Он хотел побыть наедине с Отцом. Господь послал апостолов вперед, Сам же распустил народ и поднялся на гору. Наступила тьма. Именно ночью в уединении Он молился. Нам урок.

Нам тоже надо время от времени отойти от народа подняться духом и побыть с Отцом Небесным наедине. Чтобы мы могли с Ним поговорить, а самое главное, получить от Него большую благодать.

Сам Господь нуждается в общении с Отцом. Тем более мы.

Во время Литургии, особенно это заметно на архиерейском богослужении, епископ выходит на амвон и произносит: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа будет со всеми вами» (2Кор.13:13), - перечисляет лица Святой Троицы, показывая этим самым, что все Они равны между Собою. Затем призывает Церковь отряхнуть с себя всю суету мира, забыть обо всех заботах и обратить сердце к небу – «Горе имеем сердца», чтобы побыть с Отцом. Следующий возглас: "Благодарим Господа".

Итак, прошло немало времени, как отплыли ученики Христовы от берега. В Евангелии написано: «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю» (Матф.14:25).

(Ночь у евреев разделялась на три стражи: ночную, полуночную и утреннюю, а после вавилонского плена они стали по греко-римскому обычаю делить 12 часов ночного времени (от 6 часов по полудню до 6 часов по полуночи) на четыре стражи. Они назывались: вечер, полночь, пение петухов, утро. Солдаты, охранники города, сменялись каждые три часа).

Значит четвертая стража, это уже почти утро. «А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный» (Матф.14:24). Ученики увидели, что кто-то к ним приближается прямо по воде, сияющий. «И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали» (Матф.14:26).

Господь только что был наедине с Богом – Отцом, Он молился и от этого светился. Как просветился Он на Фаворе.

Сейчас в неспокойном море они даже не подумали, что это человек приближается к ним, потому что Он светился. «Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь» (Матф.14:27).

Петр, который очень любил Иисуса, сразу «сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» (Матф.14:28).

В Евангелии есть случай, когда после Воскресения Христова ученики увидели Его, Петр сразу же выпрыгнул из лодки и пошел навстречу Учителю.

А сейчас они все испуганы, шторм, да еще кто-то по морю к ним идет. Любой на их месте испугался бы, думая, что приближается приведение.

Господь сказал Петру: «Иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу» (Матф.14:29). Не побоялся даже физических законов, пошел навстречу. Но, вдруг, Петр испугался. Его напугал сильный ветер. Он моря не боялся. «Но, видя сильный ветер, испугался». В нашем понятие ветер – это ничего, пустота. Есть такое выражение «Бежать за ветром», значит пустая суета. Здесь Петр испугался не по существу. Испугался, потому что перестал смотреть на Иисуса Христа, к Кому он шел. Тогда он прокричал эти спасительные слова: «Господи! спаси меня» (Матф.14:30). Никогда их не забывайте.

Если мы чувствуем, что-то происходит выше наших сил, надо кричать, как Петр: «Господи! спаси меня». А Господь рядом.

И Петра Он взял за руку. Они тут же оказались на берегу.

Когда мы чувствуем прикосновение Бога, мы понимаем, что мы на камне, и на Нем мы можем строить свою жизнь. Когда мы перестанем смотреть на Господа, тогда мы не имеем ничего твердого под ногами в своей жизни.

Господь сегодня учит нас не верить в приведение, а верить в Иисуса Христа.

Господь скажет нам: «Это Я, не бойтесь». Тогда мы, как Петр, скажем: «Повели мне придти к Тебе».

Хотел бы еще использовать такой момент. Когда Господь просит от нас веры, а мы знаем, что вера без дел мертва, надеюсь, что не испугаемся, и как Авраам, последуем за Христом, куда бы Он не позвал нас.

Когда Господь встретил Авраама, тот вынужден был покинуть свою родину.

И Петр покинул свое родное место. В лодке он чувствовал себя, как дома или, говорят, как рыба в воде. А Господь заставил выйти из привычного места, и идти, по нашим понятиям, там, где ходить невозможно.

Авраам так же был вынужден выйти из своего привычного места. Быт налаженный, семья, скот, земли, соседи. А Господь заставил его оставить все в своей прошлой жизни, и начать путь в жизнь совсем ему не известную.

Многие моряки не могут плавать. Кажется на корабле они талантливые, умелые, но стоит им выти с корабля, как они становятся не способны ни на что.

Петр был смелым, когда был в лодке, но стоило ему перешагнуть и вступить в пучину моря, как он сразу испугался.

Так же происходит с нами, когда Господь позовет, мы уходим от знакомых, друзей и родных, и вынуждены иногда идти против ветра, против закона физики, ходить в неизвестной среде. Но, если засомневаемся, первым делом надо кричать: «Господи, спаси нас!». Господь распахнет свои руки и мы окажемся на тверди.

Пусть Господь поможет вам вступить на ниву поста.

Уверенно покинем свою лодку, свой устоявшийся образ жизни, свои законы и пойдем туда, куда Господь нас позовёт. Пусть шторм нас не пугает, лишь бы нам не потерять из виду только оного – Господа нашего Иисуса Христа, Который является Спасителем. Пусть Господь сегодня 1 августа (по старому стилю сегодня 1 августа) укрепит нас Крестом Своим Животворящим. Который спасал когда –то от мора и эпидемий жителей Византии.

Выносили Животворящий Крест для поклонение народу. Погружали его в источники, чтобы освятить воду. Потом этой водой окропляли весь город. Потому что в это время в жарких странах начинаются эпидемии.

Мы тоже сегодня просим защиты Животворящего Креста, ибо опять слышим, в некоторых местах начинают напоминать о Ковиде, опять началась статистика заболевших. Слава Богу, смертей пока нет. Мы окрепли. Два года жили с этой болезнью, получили иммунитет.

Сегодня Крестом Животворящим мы освятили воду. Можно взять ее домой, с верою принимать. Буря в стакане пусть нас не пугает. Наоборот, будем принимать эту воду, и житейским морем пойдем не смотря ни на ветер, ни на брызги, потому что знаем, Господь рядом и, если что, будем кричать «Господи, спаси нас!». А Он обязательно возьмет нас за руку и спасет.

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста".

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".

По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда. С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»