Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 7-я по Пасхе. Святых отцов I Вселенского Собора. 05.06.2022

Неделя 7-я по Пасхе. Святых отцов I Вселенского Собора.

5 июня 2022 года в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325), в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары наместник архимандрит Васили (Паскье) возглавил Божественную литургию.

Ему сослужили братия обители игумен Вениамин (Куликов) и иеромонах Тивуртий (Шерушинин).

По сугубой ектении совершили молитву о восстановлении мира.

По запричастном стихе отец наместник вышел к верующим с проповедью на апостольское чтение:

Сегодня мы слышали зачало из Деяний святых апостолов. Апостол Павел собирается на Пятидесятницу в Иерусалим:

«Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами» (Деян.20:16-18).

«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать [вас] более и дать вам наследие со всеми освященными. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и [нуждам] бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать". Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился. Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля» (Деян.20:28-38)

Мы услышали в этом чтении, что Господь искупил нас кровию Своею, дорогою ценою.

Очень мне захотел познакомить вас с поучением преподобного Феодора Студита, которое он написал на Вознесение Христа Спасителя, о том, что мы должны с чистыми помыслами причащаться Пречистых Таин.

Нам известно, что Господь, когда минуло сорок дней со дня Его Воскресения, собрал всех Своих учеников, дал последние наставления и стал удаляться от них.  Мы знаем также, что Он еще придет, и что Он хочет, чтобы каждый Его ученик был с Ним. Он и нас зовет. Как уже было сказано на праздник Вознесения, Господь хочет, чтобы все тоже вознеслись на небо. Но Вознестись суждено только Его ученикам, кто следует за Ним, кто распял все свои страсти и похоти покаянием и живет по заповедям Его. Итак:

«Братия и Отцы! Ныне настал светлейший день Вознесения; и праздник этот ест совершение искупления Господа нашего Иисуса Христа; ибо он исполнил и совершил всю волю Отца, и потом вознесся в славе на небеса, провождаемый Ангелами и человеками; и нас воздвиг; и естеством нашим, в пресвятой Своей плоти, воссел превыше небес. Какое и сколь великое богатство славы Его, и какое величество силы Его, что Он смиренное, презренное и уничиженное наше естество возвел на Царский престол, и соделал покланяемым от всех небесных Ангельских сил. Содержа это в уме нашем, братия, ужаснемся и устрашимся величия Божиих дарований, и будем проводить жизнь достойно Главы Владыки, как Христовы члены, как одно тело с Ним, как сопричастники и сонаследники Его, – в чистоте, в разуме, в долготерпении, в благости, в Духе Святом, в истинной любви, в слове истины и в силе Божией, со всяким послушанием и смиренномудрием, со всякою тщательностию и охранением. Да не произносится ни одно непристойное слово между нами, как освещенными, и ни одно неподобающее слово да не скажется с преслушанием, хотя бы оно казалось добрым и нужным. А оскверняющий плоть свою не член Христов, и злопамятный не член Христов, и недостоин причащения, и всякую иную страсть питающий не член Христов. Посему каждому должно испытать себя, чтобы не был он нечист и злопомнителен. И когда очистится и исправится чрез исповедь, тогда пусть причастится Тела и Крови Христовых. Ибо кто недостойно причащается, подвергается великому осуждению, не разсуждая тела Господня. Посему многие и умирают, когда недостойно причащаются, и одержимые недугами не исповедаются (1Кор. 11, 29–30). «Аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были, судими же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся» (1Кор. 11, 31, 32). Посему мы должны быть чистыми и преподобными, что бы нам достойно называться членами Христовыми и причащаться Святых Таин. А если случится нам по невниманию быть побежденными лукавым похотением, или гневом, или яростию, или враждою, или злопамятством, или другим каким-либо грехом, что ненавидит Бог (и не удивительно, ибо мы люди, а не ангелы); то покаемся тотчас, и опять войдем в прежнее устроение и чин; потому что мы освящаемся, если не будем коснеть во грехе. А кто пребывает во грехе, подвергается беспощадному суду. Или мы не знаем, что смерть приходит внезапно и безвестно, и похищает нас? Вот вчера, когда мы навестили больного Епископа, нашли, что он был в великом томлении, весь горел в жару горячки, весь страдал в скорби, обращал взор свой туда и сюда, и нигде и ни от кого ни находил никакой помощи, кроме одной совести, правой или неправой. Не тоже ли будет и с нами? Но что это такое? Не есть ли это сон и тень в сравнении с будущими мучениями, в сравнении с оным огнем страшным и никогда неугасающим, где червь не умирает, тьма не проходит, узы не разрешаются, тартар пределов не имеет, скрежет зубов не перестает, и все прочие мучения бесконечны. Если бы мы, братия, размышляли об этом, то не покоили бы тела, и никто бы не завидовал, ни оскорблял бы никого, ни гневался, ни спорил, ни осуждал, ни лгал, и не делал бы никакого зла. Итак, будем жить в мире, будем проливать обильные слезы, будем кротки, имея искреннюю любовь друг ко другу, и будем с усердием исполнять все то, что заповедано, дабы нам и вечной муки избежать, и жизнь вечную получить, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

По окончании Литургии архимандрит Василий поздравил всех с праздником, причастников с принятием Святых Христовых Таин.

Перед пастырским словом сделал короткое объявление, что после богослужения все желающие могут посетить Келию – Музей владыки Варнавы, которую торжественно открыл 1 июня сего года Глава Чувашской митрополии митрополит Чебоксарский и Чувашский Савватий, а в 13 часов Келия будет открыта для братии монастыря. Еще раз напомнил, что устроители постарались воссоздать атмосферу келии, как ее покинул владыка Варнава. Все вещи, книги, иконы в ней действительно принадлежали нашему архипастырю. На аналое лежит Правильник его, по которому владыка каждый день исполнял свое монашеское правило, никогда не пропускал. Там лежит свеча с его пострига в монашество. Конечно особое достояние составляют награды митрополита Варнавы. Там есть и высокие государственные награды, но особая ценность для него были три креста – высшая награда Гроба Господня в Иерусалиме. Мало, кто имеет все три креста Гроба Господня.  Там представлено его облачение, в котором он служил свое последнее Пасхальное Богослужение перед тем, как ушел в больницу и отошел ко Господу. Настойчиво рекомендовал посетить его келию, но предупредил, трогать вещи только глазами. Обратил внимание на то, что стены, пол и дверь тоже из келии владыки. Чудным образом даже запах келии остался тот же. Назначил некоторых верных прихожан ответственными проводниками.

Затем обратился к собравшимся с пастырским словом о памяти святых отцов I Вселенского Собора, который состоялся в 325 году в городе Никее.

Речь пойдет о времени царствования Константина Великого. Он становится единоличным императором Римской империи. Разделён Рим на Западный и Восточный. Император создает новый второй Рим и называет его Константинополем. 

25 лет Константин уже управляет империей. Он узаконил Христианство. В Милане начертал «Миланский эдикт» о свободе христианской веры, обстоятельный закон в пользу христиан. Эдикт уравнивал христианство и все остальные религии в правах и возвращал христианам имущество, отобранное при императоре Диоклетиане.

До этого христианство было незаконной религией, поэтому христиане не имели права собираться на богослужения. Как в наше время существует закон «О собраниях, митингах, демонстрациях». Чтобы собраться на митинг надо соблюсти определенные требования закона. В IV веке христианство было вообще вне закона. Их всегда разгоняли. Единственное место, где запрет не действовал - это катакомбы (кладбище). На кладбище закон о запрете религии, из уважения к покойникам, не действовал. Так что христианам можно было собираться на кладбище, в катакомбах. Во время гонений на христиан, церковная жизнь развивалась именно в катакомбах и называлась «Катакомбная церковь».

Со времен Константина Великого и его матери царицы Елены начинается строительство храмов. Первые церкви построены на месте Рождества Христова, на месте Его страдания – на Голгофе. На месте Воскресения Христова был построен огромный храмовый комплекс, который объединил все места связанные со смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Раньше он выглядел по-другому, не как сейчас.

С IV века, во время императора Константина прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, одной из опаснейших ересей было арианство. Арий, александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени.

На борьбу с арианством император созвал Вселенский Собор. По приглашению святого Константина собрались 318 епископов - представителей христианских Церквей из разных стран. Здесь были выдающихеся епископы и по учености и писаниям, и по подвижничеству и исповедничеству. Афанасий Великий, Евстафий Антиохийский, Павел Неокесарийский с сожженными руками, Потамон из Египта с выколотыми глазами, Пафнутий Фиваидский, которому одеждой служили его длинные волосы, святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, не малую роль сыграл в созыве Собора епископа Осий Кордубский, так же там были священники, диаконы, монахи и миряне.

Наша Церковь утверждает, что Иисус Христос одно лицо из Святой Троицы. Каждое богослужение начинается со славления Бога именно в том смысле, в котором защищали отцы Первого Вселенского собора Святую Троицу.  «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице». 

Единосущней – это определение Троицы, которое установили на Первом Вселенском Соборе.

Мы все хорошо знаем чудо, совершенное святителем Спиридоном, когда он убедил многих на Соборе о нераздельности Троицы. Святитель Спиридон явил образное доказательство Единства во Святой Троице. Он, сотворив крестное знамение, взял в правую руку плинфу, обыкновенный глиняный кирпич, и стиснул его: «Во имя Отца!», и в это мгновение, к изумлению всех присутствующих, из плинфы вырвался вверх огонь. Святитель продолжал: «и Сына!», вниз потекла вода, «и Святого Духа!», и, раскрыв ладонь, показал оставшуюся на ней сухую глину, из которой была вылеплена плинфа. «Вот три стихии, а плинфа одна, - сказал тогда Святитель. - Так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Божество Едино». Как и в кирпиче три стихии, не может быть кирпич без огня и без воды, так же и Троица. Каждое лицо сохраняет свою сущность, а между собой они не раздельны. Наши святые отцы боролись, чтобы именно это учение не повредилось.

Апостол Павел говорил, что придет время и проповедовать начнут не ради Бога, а ради себя. Некоторые захотят разделить Тело Христово. Это происходит, когда человек уходит из лона Церкви. Начинает утверждать свою точку зрения, добиваться признания именно его мнения и не жить по послушанию. А наши отцы, как единый организм, встали против Ария и поставили его на свое место.

Собор вместе с императором Константином приговорил Ария и двух его сторонников к ссылке, и все сочинения Ария должны были быть сожжены, а любой, кто прятал их и позже находил у себя, мог быть казнен.

Но Арий был изрядно лукав. Он и его сторонники затихли на какое-то время.

Позднее Арий укрылся в Палестине, и после умеренности в своем богословии Константинопольский патриарх Александр получил от императора приказ вновь принять Ария в город и церковь.

К тому времени 25 лет Римской империей управлял Константин Великий. Он подобрал себе новый город. Как Петр I в свое время построил для себя Санкт-Петербург и перенес туда столицу из Москвы. Как раз закончили строить Константинополь, и после завершения Собора Константин пригласил всех епископов посетить новый город и освятить его. Велико было удивление гостей города, когда они увидели множество храмов. Для христиан, действительно началась новая эра. До Константина христианство было запрещено, и не было ни одного храма, а здесь в новом городе сверкали новые храмы. В основном в честь Пресвятой Богородицы, а так же были и монастыри.

После смерти Константина Великого, на трон вступил его сын. Сын, конечно, был не такой мудрый, как его отец. Так бывает. Арий использовал этот момент для возвращение на сцену. Уговорил молодого императора, притворился кающимся. А на самом деле, хотел возвратиться к своему служению и продлить свое учение. Слабый император попал под влияние хитрого Ария.

Патриарх Константинопольский Александр прекрасно понимал, что задумал Арий, и не хотел возвращать его к служению, горячо молился Богу, чтобы это было предотвращено. 

Но под давлением императора был вынужден согласиться.

Сократ Схоластик описывает, что произошло и как хитрый Арий был остановлен теперь Самим Богом. «Человек предполагает, а Бог располагает».

“Тогда была суббота, и Арий ожидал собраться с Церковью на следующий день; Выйдя из императорского дворца в сопровождении толпы сторонников Евсевия, похожих на стражу, он гордо прошествовал через центр города, привлекая внимание всего народа. Когда он приблизился к месту, называемому Форумом Константина, где воздвигнута порфировая колонна, ужас, вызванный угрызениями совести, охватил Ария, и вместе с ужасом сильное расслабление кишечника; поэтому он спросил, есть ли поблизости удобное место, и был направлен к задней части форума Константина. Вскоре после этого на него обрушился обморок, и вместе с опорожнениями последовало обильное кровотечение и все его внутренности вывались наружу, так что он почти сразу умер. Сцена этой катастрофы до сих пор показана в Константинополе.  Тот афедрон показывают и доныне; он находится позади Константиновой площади и рынка в портике. Все проходящие, указывая на него пальцем напоминают, какого рода смерть постигла Ария...” Это был конец ересиарха, по крайней мере, в этом мире. Шел 336 год.

Когда человек задумывает нечистое, то и сам он пребывает в нечистоте, если у человека помыслы чистые, то и сам он будет чистым.

Если наша цель – Царство Небесное, и все мысли направлены на Бога, то мы достигнем своей цели. Как снайпер внимательно прицеливается, не думая больше не о чем, попадет в цель. А если будет смотреть в одну сторону, а стрелять в другую, тогда обязательно промахнется.

Арий не смотрел на чистоту учения апостолов и Церкви, чем подтвердил слова апостола Павла: «Войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» - Это напоминает то, что если мы ученики Христовы нам надо находиться в чистоте. Не только в чистоте учения, но и в физической чистоте, потому что наше тело – это то же самое тело, которое поднялось на небо со Христом на Вознесение. Наше естество теперь находится одесную Отца. Нам на земле надо держаться чистоты, если мы хотим быть учениками Иисуса, такими, которые сопровождали Его на небо, и мы так же, как они ждем Его возвращения. «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:11). Нам надо держаться чистоты православия и нравственной жизни.

Как сказал Феодор Студит, мы не ангелы, мы люди. Есть у нас уклон к падению. Но есть лечащее средство – это покаяние, исповедь. У нас есть возможность очистить свою совесть.

Особенно, когда мы готовимся к Причастию, потому что Божественное Тело Христово входит в наше человеческое тело и мы получаем обожение. Бог стал человеком, чтобы человека сделать богом.

Поэтому когда мы собираемся причащаться, надо очистить совесть. Не допускать раздора, оскорблений, лжи. Ибо как легко мы распространяем всякую ложь, чтобы оправдать себя. В Псалтири царя Давида написано: «Всяк человек ложь» (Пс.115:2).

Своим поведением мы часто участвуем в лжи. Боимся жить во свете Христовом. Как тараканы скрываемся в укромные места, предпочитая тьму, чтобы никто не узнал нашу нечистоту. Как легко мы обманываем и окружающих и даже самих себя, но Бога мы обмануть не сможем никогда. Поэтому, дорогие мои, Господь вознесся на небо своим телом и тянет нас к себе.

И, я уже говорил, для того, чтобы подняться, надо отрезать все связи, которые держат нас на земле. А когда мы решимся и отрежем все, что нас здесь держит, становится очень легко подниматься с Ним на небо одесную Бога Отца, нашего Отца. Аминь.

По окончании богослужения архимандрит Василий принял у себя паломников с пришедшего в Чебоксары корабля, а так же занимался хозяйственными делами по благоустройству обители. 


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»