Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ 02.06.2022

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

2 июня 2022 года в день праздника Вознесения Господня в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары наместник архимандрит Василий (Паскье) совершил в Божественную литургию.

Ему сослужили братия обители игумен Вениамин (Куликов) и иеромонах Африкан (Яковенко).

По сугубой ектении была совершена молитва о восстановлении мира.

По заамвонной молитве был совершен Крестный ход к Часовне на месте разрушенного храма в честь Вознесения Господня и молебное пение празднику. По сложившейся традиции отпустили в небо облако из 40 шариков с буками ХВ, в память о том, что не надо привязываться крепко на земле, чтобы легче было поднимвться в Царство Небесное, точно, как воздушные шарики унеслись, только выпустили их из рук. 

По окончании Божественной литургии отец наместник поздравил всех собравшихся на богослужение с праздником и обратился с пастырским словом.

«Сегодня мы с радостью собрались на праздник Вознесения нашего Господа.

Вчера простились с великим праздником Воскресения Христова. 

Прошли те сорок дней, когда Воскресший Христос являлся Своим ученикам, учил их, открывал им тайны, о которых они слышали только в притчах и до времени были не просвещены. Господь со дня своего Воскресения объяснял апостолом писание, как например Луке и Клеопе, когда они вместе шли в Эммаус. Иисус открыл им пророчества

о Его пребывании среди нас, о Его страдании, Воскресении, и, конечно, о Его Вознесении. Потому что в Писании о Вознесении тоже написано.

Даже это икона праздника отражает. На ней мы видим, как ангелы сопровождают Господа, когда Он возвращается к Отцу Своему.

Ангелы удивляются. В псалме есть такие слова: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? - Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? - Господь сил, Он - царь славы» (Пс.23:7-10).

Эти стихи мы слышим на освящение храма. Происходит некий диадог архиерея с певчими. После крестного хода с мощами, подойдя к вратам храма архиерей снимает со своей главы дискос с мощами, ставит его на уготованном столе пред закрытыми вратами и дважды говорит: … «Возми́те врата́ кня́зи ва́ша, и возми́теся врата́ ве́чная и вни́дет Ца́рь сла́вы»

Пе́вчие пою́т изнутри́: Ами́нь.  «Кто́ е́сть се́й Ца́рь сла́вы?»

Затем архиерей поднимает дискос со святыми мощьми, и знаменает врата храма крестообразно со словами: «Госпо́дь си́л, то́й е́сть Ца́рь сла́вы»,

Певчие также поют:

«Госпо́дь си́л, то́й е́сть Ца́рь сла́вы»

А когда певчие запоют в последний раз: «Госпо́дь си́л, то́й е́сть Ца́рь сла́вы», стол убирают, архиерей ставит дискос с мощами на главу свою и идут все в храм.

А так же в книги пророка Исаии мы читаем: «Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? "Я - изрекающий правду, сильный, чтобы спасать". Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?» (Ис.63:1,2)

«ризы от Восора» следует понимать - тело. Значит Кто-то одетый телом. Об этом же мы слышим в стихирах на стиховне:

Стих: Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Стих: Все народы, рукоплещите, / воскликните Богу гласом радости.   Пс 46:2 Восприемлему Тебе Христе от горы Масличныя, / силы зряще, друг другу вопияху: / кто есть Сей? И глаголет к ним: / Сей есть державный и сильный, / Сей есть сильный в брани, / Сей есть воистинну Царь славы. / И почто Ему червлены ризы? / Из Восора приходит, еже есть плоти. / Ты же Сам яко Бог одесную сед величествия, / послал еси нам Духа Святаго, / да наставит и спасет души наша. 

Если вы заметили, на иконе одежда Иисуса уже не белая, как на Преображение. Ее изображают иконописцы ближе к красной, в том смысле, что Господь возносился вместе с телом. Теперь одесную Бога находится Его Сын – Совершенный Бог и Совершенный Человек. Новый Адам возвратился в Рай со всеми правами от сотворения человека Богом.

Господь зовет всех нас идти за ним.

Хочу прочитать вам молитву, которую священник произносит тайно во второй, самой важной, части Литургии верных, когда происходит само совершение Таинства.

Призыв дьякона – Станем Добре, станем со страхом, святое возношение в мире приносити… В ответ на это, хор от лица молящихся выражая готовность к святому возношению, поет – Милость мира, жертва хваления. Священник, обращаясь лицом к народу, благословляет, произнося: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами. А хор, то есть весь народ отвечает – И со духом твоим.

Когда звучит призыв – «Горе имеем сердца», сердца наши должны быть устремленными ввысь, и гореть, как пламень. И мы отвечаем, – «Имамы ко Господу», то есть такие сердца у нас и есть сейчас, – горящие, устремленные ко Господу.                                                                                                

Молитва анафоры начинается со слов, – Благодарим Господа. Хор поет Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельней. Это очень сокращенное содержание начала евхаристической молитвы. А священник начинает молиться в алтаре: – «Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего: Ты бо еси Бог Неизреченен, Недоведом, Невидим, Непостижим, присно Сый, такожде Сый, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый: Ты из небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на Небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее».

Значит, Господь зовет всех нас прийти в Его Царство и занять место, которое принадлежит именно нам, как достойным сынам Адама. Но уже не того, который согрешил и был изгнан из Рая, но Того, Нового Адама, Который открыл нам Своим Вознесением дорогу обратно в Рай.

Всех Господь ждет. В событии Вознесения проявляется великое для каждого члена Церкви значение – обожение всякого верующего через Спасителя. Святитель Григорий Палама пишет: «…как Он воскрес и вознесся, так и мы воскреснем все: вознесения же не все достигнем, но только те, у которых еже жити, Христос, и еже умрети (ради Него) приобретение (Флп.1:21). Те, которые прежде смерти распяли грех чрез раскаяние и Евангельское обращение, – те одни только после воскресения восхищены будут на облаках в сретение Господне на воздусе». А потому «будем жить, как жил Он Сам, как Сам научил нас, уподобившись нам и понесши крест, – будем следовать Ему, распиная плоть со страстьми и похотьми, чтобы спрославиться с Ним и по воскресении быть взятыми к Нему, как Он ныне был взят к Отцу».

От нас зависит будем ли мы достойны Царствия Небесного. Будем ли мы жить по заповедям Евангельским, принесем ли достойный плод покаяния. А Господь тащит нас всех с собой.

В нашем монастыре стало доброй традицией в день праздника Вознесения Господня отпускать в небо воздушные шары. Очень хороший образ стремящихся ввысь. Пока мы держали шарики в руках они не летали. Так же и мы, пока будем привязаны к миру сему, пока мы находимся в его руках, пока мы не отрезали связь с этим миром, мы подняться не сможем. Только выпустили из рук наши шарики, они стали подниматься все выше и выше, также наши души и сердца поднимутся. «Горе имеем сердца» - мы смотрим туда, куда сердце наше тянется. Для того, чтобы оно поднялось ко Господу, надо его освободить от мира сего. Недаром первая ступень в монашестве – это отречение от мира.

И только после того, как отречемся от мира, ощутим внутреннюю свободу. И только тогда, как наши шарики, верующий человек поднимется в легкости ко Господу своему, обретет участие в Его Царствие.

Хочу, чтобы этот праздник, находящийся в сорока днях от Воскресения Христова, но еще не достигнув Пятидесятницы, настроил нас жить по заповедям Божиим, по духовным заповедям. Чтобы нам легче было ждать помощь Святого Духа, чтобы совершать духовный подъем к Господу нашему Иисусу Христу. Духовный подъем, который начинается здесь на земле.

Праздник Вознесения до конца IV века, как и Рождество Христово с Крещением Господнем, праздновался Церковью в один день с Пятидесятницей. Был один праздник.

Разделение двух праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381) и имело целью подчеркнуть особую роль Святого Духа в домостроительстве спасения.

Надо было утвердить Сущность Святого Духа, тогда отцы Собора твердо отделили Вознесение от Святой Пятидесятнице – сошествие на апостолов Святого Духа.

В Вознесение на небо Господь оставлял Своих учеников сиротами. Но Он обещал им Утешителя, сошествие Святого Духа.

Мы уже получили Святого Духа в день своего крещения, Он запечатан в нашем сердце. Как я всегда люблю напоминать, что теперь нам надо раскрыть все печати Дара Святого Духа, прочитать что там за этими печатями и принять, как благословение Божие и жить именно по ним. Но, все-таки, мы образно, в течении десяти дней до праздника Святой Пятидесятницы, Сошествия на апостолов Святого Духа, будем сугубо молиться, чтобы получить обетование Господне – Святого Духа.

До дня Пятидесятницы у апостолов, однако, были дни ожидания: Повеления Иисуса были совершенно ясны, и Лука повторяет их для большей убедительности дважды, сначала в конце своего Евангелия, а затем в начале Деяний. «Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24:49). «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня» (Посл.1:4). Для этого как и повелел апостолам Иисус, нам надо оставаться в Иерусалиме – то есть находиться в месте святом. В течении десяти дней от Вознесения Господня до Троицы нам полезно стоять на молитве.

Апостолы ждали Его, молились. Надеюсь, что мы так же будем ждать. И несмотря на то, что мы Его уже получили, но будем обновлять эти печати Дара Святого Духа. Чтобы Дух Святой сошел на нас, чтобы мы обновили свою веру, свою жизнь, и желание быть со Христом, быть в Царствие Небесном. Аминь.

По окончании богослужения был концерт в Воскресной школе. Отец наместник наградил грамотами и подарками наиболее активных участников жизни школы. Были отмечены дети, а также и некоторые родители. Теперь зазвучат звонкие голоса и зашумят аудитории Воскресной школы только в сентябре, с благословения Божия.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»