Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Монашеская конференция в рамках ХХХ Международных Рождественских образовательных чтений 25.05.2022

Монашеская конференция в рамках ХХХ Международных Рождественских образовательных чтений

25 мая в режиме онлайн конференции наместник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары архимандрит Василий (Паскье) и настоятель подворья монастыря в селе М. Чурашево Ядринского района игумен Тихон (Першев) приняли участие в ХХХ Международных Рождественских образовательных чтениях, которые были посвящены 350-летию со дня рождения Петра I и имели подтему: «Секулярный мир и религия».

На заседании секции «Древние монашеские традиции и современность» матушка Сергия выступила с докладом «Монастырское богослужение как источник духовного назидания и утешения».

Заседание секции «“Вы есте свет мира” (Мф. 5:14). Миссия монастырей: история и современность». Открыл председатель – митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. После пасхального приветствия и молитвы приступил к изложению своего доклада, озаглавленного «Жизнь по заповедям как основная проповедь Евангелия». Поставив вначале вопрос: как в условиях отстраненности монахов от мира, от общества может быть исполнена заповедь Спасителя о повсеместной проповеди Евангелия, владыка Амвросий отметил, что не прямое учительство, не словесная форма являются проповеданием благой вести, а прежде всего – образ жизни человека. Устремленность ко Христу, к жизни по данным Им заповедям проявляет в людях божественный свет благодати, который выделяет их из толпы, через них являет красоту добродетели, чистоту сердца и в конечном счете – присутствие Самого Христа.

 Монашеская община должна быть тем местом, про которое можно было бы сказать прииди и виждь (Ин. 1:46), монастырь должен сам стать в некотором смысле Евангелием, доступным всякому, кто решится в него заглянуть, сказал митрополит Амвросий и поделился воспоминанием о греческом женском монастыре, где ему довелось побывать. Одного взгляда на сестер было достаточно, чтобы ощутить в полной мере духовную красоту христианства. Но при этом важно, как выяснил владыка, что это видимое совершенство любви, которым буквально светились лица сестер, было терпеливо взращено ими по послушанию духовнику, начиная с малого – с приветливости, умения с улыбкой и радостью встречать друг друга и каждого приходящего в обитель. Этот пример может дать еще одно подтверждение тому, что Христос, даже требуя от нас, на первый взгляд, неисполнимого, – готов Сам войти в наше сердце и исполнить требуемое, если только мы откроем Ему сердце, и всех себя готовы будем отдать Его благой воле.

Далее владыка Амвросий пригласил выступить с докладом игумению Сергию (Конкову), настоятельницу Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

Выступление матушки Сергии носило название «Монастырское богослужение как источник духовного назидания и утешения». Вступительная часть доклада была посвящена многообразным примерам того, что молитвенное предстояние в храме является, прежде всего, одним из могущественных средств для духовно-нравственного роста человека. В храме мы приобщаемся многовековому опыту общения с Богом. Монахи, даже уже утвердившиеся на пути спасения, нуждаются в общей молитве на богослужении не меньше других христиан, что неоднократно было отражено в житиях таких подвижников, как Макарий Великий, Григорий Палама, Серафим Саровский и др.

Затем игумения Сергия познакомила слушателей с составом ежедневно совершаемых в Дивеевской обители служб, сделав акцент на их богословском и мистическом содержании, которое дает особый духовный настрой молящимся и обогащает их духовный опыт. «Чтобы проникнуть глубже в смысл слов Христа, надо внимательно вслушиваться в них, сопоставлять читаемое с тем, что происходит во время богослужения и какие события церковной жизни связаны с тем или иным отрывком. Так внимательный богомолец достигает того, что слова Божии начинают проникать в его сердце. Он будет носить их в себе и каждый день, каждый момент собственной жизни привыкнет ставить в связь с бытием Бога», – сказала матушка игумения.

Настоятельница прославленной обители также поделилась практическими советами, помогающими во всей полноте получить благодатную пользу от присутствия на богослужении. Среди них – обязательное участие в службах игумении монастыря, привлечение монашествующих к пению, чтению, несению послушаний алтарниц, церковниц, уставщиц. Закрытые службы, только для монашествующих, укрепляют единство сестер, которых в этом случае ничто не отвлекает от молитвы. Было высказано и немаловажное «техническое» замечание: для того чтобы каждое слово было слышно и понятно молящимся, в больших монастырских храмах, по примеру Дивеева, желательно устанавливать современные системы усиления звука.

Игумен Дионисий (Шлёнов), наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря Москвы в докладе «Возрождение и хранение традиций как необходимый аспект просветительской деятельности монастырей» обосновал необходимость возрождения такой важной монашеской традиции как занятия богословием. Докладчик предложил участникам форума поразмышлять над следующими вопросами: какова роль богословия в монастырях, исчерпывается ли она пределами формального духовного образования и рядом внешних компетенций монашествующих, остается ли среди других монастырских послушаний место и пространство для богословия и богословствования. Опираясь на утверждение о том, что главной духовной задачей монашествующих является стремление к обожению, которое невозможно без занятий богословием (в докладе были рассмотрены несколько значений термина «богословие»), игумен Дионисий напомнил, что идти самим к святости и приводить к ней окружающих путем духовного просвещения – это обязанность и призвание иноков. Монахов называют «равноангельными», а ангелы – согласно учению святителя Григория Богослова – вторые светы при Первом Свете Самом Боге. Это означает, что и монахи могут иметь в себе свет, в том числе вероучения, который они смогли бы передать окружающим.

Наместник Андреевского монастыря выразил уверенность в том, что в обителях необходимо возрождать занятия богословием, которые полезны как для духовного просвещения насельников, так и для просветительской деятельности наших монастырей среди православных и шире – в разных аудиториях, которыми столь богата современность.

После перерыва состоялся круглый стол на тему: «Что означает “жизнь во Христе” для современных монашествующих? (из практического опыта игуменов и игумений)», председательствовал на котором епископ Солнечногорский Алексий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы. Куратором выступила игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы. В президиуме присутствовали игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя СОММ, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы, и настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова).

Прозвучал доклад игумена Кирилла (Никитина), наместника мужского монастыря святых первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Светловграде (Ставропольская епархия): «Непреходящие ценности Евангелия в построении монастырской и монашеской жизни во Христе». Игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского монастыря Санкт-Петербургской митрополии говорила о непреходящей ценности Евангелия и жизни во Христе. Свои размышления о сути выражения «жизнь во Христе» предложил участникам круглого стола игумен Петр (Мажетов), настоятель Свято-Косьминской мужской пустыни Серовской епархии Екатеринбургской митрополии. Архимандрит Варлаам (Максаков), настоятель Успенского Свято-Георгиевского мужского монастыря «Святые кустики» Уфимской епархии Башкортостанской митрополии озаглавил свое выступление «О важности личной молитвы для духовного возрастания монашествующих». Игумения Тамара (Гончаренко), настоятельница Александро-Невского женского монастыря в с. Маклаково Московской епархии и игумения Алексия (Петрова), настоятельница Владычнего Введенского монастыря в Серпухове в рамках предложенной темы, посвященной необходимости использования современных технологий в монастырях, поделились своими наблюдениями о том, как минимизировать духовный ущерб, причиняемый насельникам, чьи послушания связаны с необходимостью общения с миром и работой в интернете.

Завершая работу круглого стола, епископ Алексий поблагодарил докладчиков за искренность, за то, что все они, раскрывая выбранную тему, затронули актуальные проблемы, волнующие современное монашество.

Следует особо отметить, что и в ходе секции, и на круглом столе от онлайн-аудитории поступало немало вопросов, на которые докладчики давали интересные неформальные ответы, руководствуясь личным опытом управления обителями, а также знаниями, полученными в общении с хранителями традиции, подвижниками Церкви наших дней и недавнего прошлого.

Подводя итог двум дням работы монашеского направления Международных образовательных чтений, епископ Алексий от имени всех участников выразил глубокую сыновнюю и дочернюю благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, благословившему проведение подобных встреч и собраний, и молитвенную надежду на возможность личного общения монашествующих с Предстоятелем на Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви, которое планируется в сентябре 2022 года.

 

***

За время работы направления было зарегистрировано более 260 участников, среди которых 16 архиереев, наместники, игумены и игумении, насельники монастырей из 125 епархий Русской Православной Церкви, в том числе Белорусского экзархата, Казахстанского митрополичьего округа, Православной Церкви Молдовы, РПЦЗ.

Архимандрит Василий с удовольствием слушал доклады выступающих, которые во многом совпадали с его взглядом и подходом в управлении монастырем.

К сожалению, в современном монастыре среди братии мало, кто понимает и, вообще задумывается на такие темы, потому что монашество теперь только внешний атрибут, а не внутреннее делание.

В памяти всегда Евангелие от Иоанна о самаряныне, тема встречи у колодца.

Колодец в Библии – это знание, брачные отношения, время (полдень, шестой час, когда змий искушал Еву), а в притче Христос обращается к самарянке: «Дай мне пить» паралель Христос на Кресте – «Жажду» и, конечно, «Если бы ты знала дар Божий».

По опыту отец Василий знает, что много братий дар Божий не знают, или знают только по книгам, но не изнутри.

Наместник переживает, когда после Божественной литургии начинает свое поучение, пастырскую проповедь, которая в первую очередь обращена к братии, а только потом к прихожанам, но большинство братии бегут из храма, прячутся в алтаре или просто не слушают, болтая на клиросе, и только прихожане подходят поближе, даже дети перестают хулиганить, в первом ряду всегда стоят перед амвоном.

Батюшка радуется, когда кто-то из братии, простые монахи или послушники подходят к нему со словами благодарности за проповедь.

Делая вывод по работе секции, можно сказать, что все темы докладов были актуальны. Затрагивались действительно насущные темы, назревшие в современных монастырях. Поэтому практика опытных настоятелей очень полезна и своевременна.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»