Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. 24.05.2022

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар.

22 мая 2022 года в Неделю 5-ю по Пасхе о самаряныне, день памяти перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087), в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары братия совершили две Божественных литургии, водосвятный молебен и Крестный ход с чтимым образом святителя Николая.

Раннюю Литургию совершил иеромонах Африкан (Яковенко) в пределе в честь святителя Николая Толгского храма обители.

По окончании Литургии, ради престольного праздника, был совершен водосвятный молебен.

Божественную Литургию в соборе Святой Живоначальной Троицы возглавил наместник архимандрит Василий (Паскье). Ему сослужил иеромонах Зотик (Григорьев).

По прочтении Евангельского зачала «О самаряныне» отец наместник обратился к молящимся с пастырским словом:

«Сегодня пастырские наставления я решил обратить к вам именно после прочтения Евангельского зачала «О самаряныне». Хотелось, чтобы все, но пока многие, сегодня подойдут ко Причастию Святых Христовых Таин, примут участие в принятии Живой воды. «Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоан.14:6). «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Иоан.4:14).

Сегодня в 5-е воскресение по Пасхе читается один из важных отрывков Евангелия.
Сейчас мы находимся на половине пути от Пасхи до Пятидесятницы. Господь нам обещает дар жизни, дар Божий.
Хочу, чтобы это именно так и воспринималось, как словно Господь Иисус Христос пришел и нам сказал: «Дай Мне пить» (Иоан.4:7), а так же сказал: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить» (Иоан.4:10). Был еще один момент, когда Иисус просил пить – на Кресте. «Жажду» (Иоан.19:28). Действительно Господь жаждал быть соединенным с человеком, Господь прежде всего жаждал спасения людей.
События происходят в городе Наблус (Шхем) — город на Западном берегу реки Иордан, в исторической области Самария, в Палестинской автономии. Население — мусульмане. Всего несколько сотен самаритян проживают в отдельном районе на горе Гаризим. Там до сих пор происходят воины за свою независимость, за территорию, и в настоящее время там не спокойно. А в те времена жили самаритяне, которые отделились от Израиля, но все равно признавали Закон Моисея, 5 книг. Может быть именно тот смысл содержат Евангельские слова: «Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Иоан.4:16-18). В духовном смысле здесь можно понять, пять мужей – 5 книг от Моисея, но и тот с кем ты живешь, не муж – значит не участвуешь в брачных отношениях.
Наверняка вы сами знаете, что в Библии уделено особое место колодцу. Около колодца произошло много судьбоносных встреч. Действительно, колодец – это место встреч.
Будучи в пустыне, я искал древние монастыри, и видел подобные колодцы. Они обычно очень глубокие, потому что в пустыне воды нет. Искать надо очень глубоко. Чтобы черпать из такого колодца воду, надо иметь специальный инструмент. Поэтому понятно удивление женщины: «Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок» (Иоан.4:11). К колодцам в пустыне особое отношение.
В Библии мы видим встречи у колодца в основном имеют брачный характер.
Первое упоминание о встрече у колодца относится к Аврааму, который послал своего слугу искать жену его сыну Исааку. Слуга встретил Ревеку у колодца: «Остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать, и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом; вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: "наклони кувшин твой, я напьюсь", и которая скажет: "пей, я и верблюдам твоим дам пить", - вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим. Еще не перестал он говорить, и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин ее на плече ее; девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх. И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего.
Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его. И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются. И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть, и начерпала для всех верблюдов его. Человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его, или нет. Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота…» (Быт.24:11-22).
Следующий был Иаков (Израиль), будущий патриарх Иерусалимский. Ревекка, мать Иакова, советует Исааку послать Иакова в Месопотамию, чтобы взять жену. Исаак благословляет выбрать в жены одну из дочерей Лавана, брата Ревекки. Пошел Иаков, и на поле встретил колодец, из которого поили скот. Там он встретил Рахиль, жену свою.
А так же Моисей. После убийства слуги фараона Моисей, чтобы спастись от преследования, удалился из Египта в Каменистую Аравию, в землю Мадиамскую. Прибыв туда, он сел отдохнуть при колодце; в это самое время пришли за водой семь дочерей священника Мадиамского, именем Рагуила или Иофора, и хотели поить свои стада; но пастухи отогнали их от колодца: Моисей вступился за девиц и помог им напоить их стада. Когда они возвратились к отцу своему, то он спросил их: «Отчего вы сегодня возвратились ранее обыкновенного»? - Они отвечали ему: «Какой-то египтянин защитил нас от пастухов, начерпал нам воды и напоил овец наших». «Где он? - спросил Рагиул, - зачем вы отпустили его? Подите, позовите его вкусить с нами хлеба». Моисей пришел в дом Рагуила и остался жить у него. Спустя несколько времени он женился на его дочери Сепфоре и сорок лет жил с семьей в земле Мадиамской (территория Аравии), пася стада своего тестя Иофора. Однажды Моисей со стадами оказался у горы Хорив/Синай, которая тогда почиталась священной. Внимание Моисея привлек горящий терновый куст, который был весь охвачен огнем, но не сгорал. Когда Моисей приблизился, от несгорающего куста («неопалимой купины») он услышал обращенный к нему голос Господа (Исх 3:2–14). Бог повелел Моисею снять обувь, чтобы почтить святость этого места, и сказал: «Я увидел страдание народа Моего в Египте…Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную» (Исх 3: 7–8). Бог намерен осуществить этот замысел через Моисея — именно он должен стать вождем народа на пути из рабства к свободе. Моисей в ответ выражает неуверенность, что израильтяне послушают его как посланника «Бога отцов» и поэтому спрашивает, каково имя Бога, чтобы ему быть авторитетным перед израильтянами. Сначала Бог сказал Моисею: «Я есть Тот, Кто Я есть» (евр. «эхье ашер эхье») — эти слова указывают, что Бог непостижим в Своей сущности, равен только Самому Себе. Потом из этих слов Бог определил Свое имя — «Я Есть» (евр. Эхье). И наконец, для всех поколений Израиля Бог передал «имя Свое навеки» — «Бог отцов ваших, Бог Авраама, Исаака и Иакова». Открытое Богом имя «Я Есть»; в Синодальном переводе это имя переведено как «Я есмь Сущий» (Существующий), то есть всегда Живущий и Дарующий жизнь всему сотворенному, Источник всякого бытия.
Еще хотел напомнить, самое начало Бытия. Когда Господь сотворил человека Адама, Он поселил его в саду Эдемском, где орошая его, текла река, и далее она разделялась на четыре реки: Пишон, Гихон, Тигр и Евфрат.
Все создал Бог для человека, но не нашлось помощника, который был бы под стать Адаму. Тогда усыпил Господь Бог человека, и как только тот погрузился в глубокий сон, вынул у него ребро и из того ребра создал Господь Бог женщину и привел ее к человеку. И воскликнул человек: «Наконец! Кость от кости моей и плоть от плоти моей! Женщиной она называться будет, ибо взята из мужчины». Поэтому отца и мать оставляет мужчина, соединяясь с женою своей, — двое плотью единой становятся.
Сегодня в Евангелие мы видим Господь пришел Сам. Не в простое время, в полдень, когда солнце в зените, яркое и жаркое. А женщина эта самарянка может только в это время прийти к колодцу, когда никого там нет, потому что она грешница. Когда все женщины встречаются у колодца в утренней или вечерней прохладе, нашей самарянке там нет места. Чтобы ее не осуждали и не обзывали, она идет и воду только пока никого нет у колодца, в самую жару, в полдень.
Именно в это время там находился Иисус. Тот Самый Иисус, Который в полдень висел на Кресте и возопил: «Жажду!». К сожалению, в то время, никто не мог дать ему пить, только оцет и желчь.

Господь нам сейчас скажет «Жажду», жажду встречи с человеком.
В прошлое воскресение мы так же видели, как Господь пришел на Овчую купель, а там был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет и не имел человека, который мог опустить его в воду, когда «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью». (Иоан.5:4). Единственным человеком для больного был Иисус.
Иисус Христос идет к нам на встречу и просит, «Дай Мне пить». Конечно, мы не можем дать Ему пить. Поэтому Господь говорит нам через самарянку: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Иоан.4:10).
Итак, подходя к Причастию, имейте желание узнать дар Божий, который находится в Теле и Крови Господа. Мы поем причастен: «Тело Христово приимите. Источника безсмертного вкусите». И пусть перед Чашей у нас будет жажда.
Как и Давид пел: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс.41:2-3). Памятуя эти слова, настройте себя.
Мы находимся в пустыне и стремимся к источнику, и как лань просим, чтобы не мы Ему давали воду, но Он нам дал воды живой.
Мы немного прикоснулись к дару Божиему, и поэтому мы будем у Него просить такой воды, которая напоит нас навсегда.
А сами будем становиться источником жизни, глубоким колодцем, наполненным глубокими знаниями.
Господь сказал «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. … Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.4:21-24). Аминь.»

С таким напутствием продолжилась Божественная литургия.

По сугубой ектении была совершена молитва о восстановлении мира.

По запричастном стихе проповедь прочитал иеромонах Зотик (Григорьев).

По заамвонной молитве было совершено молебное пение святителю Николаю и Крестный ход вокруг обители с чтимым, древним, чудотворным образом святителя Николая.

Завершилось богослужение. Братия продолжили свою молитву в трапезной, детей Воскресной школы ждал «День здоровья» с активными играми на природе.

Богу нашему слава!

 

 

 


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»