Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы. 09.04.2022

Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы.

В праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботу Акафиста) в Свято-Троицком мужском монастыре наместник архимандрит Василий (Паскье) совершил Божественную Литургию свт. Иоанна Златоуста в сослужении братии обители.

По сугубой ектении совершили молитву о восстановлении мира.

По окончании Литургии отец наместник обратился к молящимся с пастырским словом.

Сегодня, в субботу пятой седмицы Великого поста, в день Похвалы Пресвятой Богородицы мы продолжаем чествовать Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу. Вслед за Богоявлением Суббота Акафиста.

В этот праздник мы вспоминаем великое чудо, которое сотворила Матерь Божия в Константинополе во время нападения врагов со всех сторон на город. Народ встал на молитву. Патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь и с моря, и с суши. А народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти город, возглашая Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист с греческого языка переводится буквально неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!»

Она помогла народу избавиться от нападения. Если бы мы могли слушать внимательно все чтения в храме, то услышали бы вчера на всенощном бдении пересказ очевидцев этого страшного события. В тексте подробно описано, как нападали агаряне и персы, как была организована защита, как народ молился, как Божия Матерь победила, и враги повернули назад. Вокруг Константинополя было множество народа, которые мечтали уничтожить этот город. Мы знаем, что императором Константином Великим, основателем Константинополя, город был посвящен Божией Матери. Пресвятая Дева стала покровительницей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее икона, написанная святым евангелистом Лукой. Там же есть икона Божией Матери «Живоносный Источник».

В ночь, когда сопротивные силы двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Матерь Божия не дала захватить город, молитвами верующих, священников, архиереев, ибо все стояли на молитве.

Так же и мы вчера стояли на акафисте Пресвятой Богородице, молились. Надо сказать, что и нам сегодня есть о чем просить Царицу Небесную.

В том месте, где сейчас происходит спецоперация, есть город, посвященный Божией Матери –Мариуполь. Мария и полис – город. Надо молиться, чтобы быстро там все прекратилось. Если этот город очистят от неонацистских захватчиков, тогда остальное быстро все закончится.

Поэтому сегодня мы с надеждой стояли перед образом Пресвятой Богородицы. Можно продлить молитвенное стояние и дома. Не забывайте, что наш Патриарх просил каждого верующего читать каждый день Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии. Она обязательно услышит и поможет.

А для утешения хочу вам предложить небольшой текст, который составил в тишине своей келии преподобный Силуан Афонский. Наш современник, и еще русский монах обрел опыт общения с Пречистой Девой. Было бы хорошо, прочитав его слова к Матери Божией, тоже загорелись желанием приблизиться к Небесной Заступнице.

«Когда душа в любви Божией, о, как тогда все хорошо, как все мило и весело. Но и при любви Божией бывают печали, и чем больше любовь, тем больше печаль. Божия Матерь никогда не согрешила ни единым помыслом и никогда не теряла благодати, но и у Нее были великие скорби; а когда Она стояла при Кресте, тогда безмерна, как океан, была Ее скорбь, и муки души Ее были несравненно большими, чем Адамово мучение по изгнании из рая, потому что и любовь Ее была несравнимо большая, чем любовь Адама в раю. И если Она осталась жива, то только потому, что сила Господня укрепила Ее, ибо Господь хотел, чтобы Она увидела Его Воскресение и чтобы по Вознесении Его оставалась на земле в утешение и радость Апостолам и новому народу христианскому.

Мы не достигаем полноты любви Божией Матери, и потому не можем в полноте понять и Ее скорбь.

Любовь Ее была совершенною. Она безмерно любила Бога и Сына Своего, но Она любила и народ великою любовью. И что переживала Она, когда эти люди, которых Она так много любила и которым до конца хотела спасения, распинали Ее возлюбленного Сына?

Мы постигнуть этого не можем, потому что в нас мало любви к Богу и к людям.

Как любовь Божией Матери безмерна и непостижима, так и скорбь Ее безмерна и непостижима для нас.

* * *

О, Пречистая Дево Богородице, скажи нам, чадам Твоим, как живя на земле, Ты любила Сына Своего и Бога, как веселился дух Твой о Боге Спасителе Твоем? Как смотрела Ты на Его прекрасное лицо и помышляла, что этот Тот, Которому со страхом и любовью служат все небесные силы?

Скажи нам, что чувствовала душа Твоя, когда держала Ты на руках Своих дивного Малютку? Как воспитала Ты Его? Как болела душа Твоя, когда Ты с Иосифом три дня искала Его в Иерусалиме? Какие муки переживала Ты, когда Господь был предан на распятие и умирал на кресте?

Скажи нам, какая радость была у Тебя о Воскресении, или как скучала душа Твоя по Вознесении Господа? Души наши влекутся знать о жизни Твоей с Господом на земле. Ты же не пожелала предать всего этого писанию, но молчанием покрыла тайну Свою.

* * *

Много чудес и милостей видел я от Господа и Божией Матери, но воздать за эту любовь ничем не могу.

Что воздам я Пресвятой Владычице за то, что Она не возгнушалась мною во грехе, но милостиво посетила меня и вразумила? Я не видал Ее, но Дух Святой дал мне познать Ее из слов Ее, исполненных благодати, и радуется дух мой, и влечется душа моя к Ней любовью, так что и одно призывание имени Ее сладко сердцу.

Когда я был молодым послушником, однажды молился я пред иконой Божией Матери, и молитва Иисусова вошла в сердце мое и сама стала там произноситься. А однажды в церкви я слушал чтение пророчеств Исаии, и при словах: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис.1:16), подумал: «Быть может Божия Матерь согрешила когда-нибудь хотя бы мыслью». И дивно, в моем сердце вместе с молитвою голос ясно проговорил: «Божия Матерь никогда не согрешила даже мыслью». Так Дух Святой в сердце моем свидетельствовал чистоту Ее. Но во время земной жизни и у Нее была некоторая неполнота и безгрешные ошибки несовершенства. Это видно из Евангелия, когда Она, возвращаясь из Иерусалима, не знала, где Ее Сын, и потом вместе с Иосифом три дня искала Его. (Лк.2:44–46).

* * *

Душа моя в страхе и трепете, когда размышляю о славе Божией Матери.

Мал ум мой и бедно и немощно сердце мое, но душа радуется и влечется написать о Ней хоть несколько слов.

Боится душа моя прикоснуться, но любовь понуждает не скрывать благодарности за Ее милосердие.

Божия Матерь не предала писанию ни мыслей Своих, ни любви Своей к Богу и Сыну Своему, ни страданий души Своей при распятии, потому что все равно мы не могли бы постигнуть, ибо любовь Ее к Богу сильнее и горячее, чем любовь Серафимов и Херувимов, и Ей удивляются все небесные силы ангелов и архангелов.

И хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует.

О, когда бы мы знали, как любит Пресвятая всех, кто хранит заповеди Христовы, и как жалеет и скорбит о тех, которые не исправляются. Я испытал это на себе. Не лгу, говорю пред лицом Бога, Которого знает душа моя: духом я знаю Пречистую Деву. Я Ее не видал, но Дух Святой дал мне познать Ее и Ее любовь к нам. Если бы не Ее милосердие, то я давно бы погиб; но Она восхотела посетить меня и вразумить, чтобы я не грешил. Она мне сказала: «Нехорошо Мне смотреть на тебя, что ты делаешь». И слова Ее приятные, тихие, кроткие, и действуют на душу.

Прошло более сорока лет, но душа моя не может забыть этих сладких слов, и не знаю, что воздам я грешный за эту любовь ко мне нечистому, и как буду благодарить благую, милующую Матерь Господню.

Воистину Она Заступница наша пред Богом, и одно имя Ее радует душу. Но и все небо и вся земля радуются о любви Ее.

Чудное и непостижимое дело. Она живет на небесах и непрестанно видит славу Божию, но не забывает и нас убогих и Своим милосердием покрывает всю землю и все народы.

И сию Пречистую Матерь Свою Господь даровал нам. Она наша радость и упование. Она наша Матерь по духу, и близка нам по природе, как человек, и всякая душа христианская влечется к Ней любовью» (Схиархимандри́т Софро́ний (Са́харов) Писания старца Силуана XI О БОЖИЕЙ МАТЕРИ)

 Надеюсь, что эти слова найдут место в нашем сердце. Если начнут забываться можно открыть книгу Жития преподобного Силуана Афонского почитать и это писание «О Божией Матери», и многое другое полезное для души. Не сомневаюсь, вы найдете там великое утешение. Эти слова написаны молитвой, подвигом, потом, кровью преподобного, который испытал Божию благодать в своей жизни. И однажды он перестал чувствовать эту сладостную благодать, тогда он еще больше молился и скорбел. У него остались только воспоминания о том, как было хорошо и приятно быть в Благодати Божией. Именно память об этом дала святому силу для большего подвига. Благодать к нему вернулась, и кончина его была блаженна.

Утешение во время Великого поста, полученное от преподобного Иоанна Лествичника, преподобной Марии Египетской, дает нам знание о том, что падение человека, это не конец.

Представьте, если бы Мария Египетская не упала так низко, то ей бы никогда не суждено было так высоко подняться на небо.

В одном из древних Миланских Пасхальных гимнов, который, вероятнее всего, прнадлежит перу святителя Амвросия Медиоланского звучат слова: «О воистину необходимый грех Адама, который изглажен смертью Христа! О счастливая вина, заслужившая столь славного Искупителя!»

Адам получил через Христа высшее положение, чем в Раю.

Здесь можно сказать, блаженна греховная жизнь Марии, потому что после того, как образумилась, увидела свое грехопадение, увидела, что в таком состоянии она не попадет в Царство Небесное, если даже не может войти в храм Господень, чтобы поклониться Кресту. Приняла решение, покаяться, по максимуму отвергла свою прошлую жизнь, ушла за Иордан, подвизалась более 40 лет, и стала как ангел. Ее жизнь походила на бесплотное существование. Могла подняться над землей, идти по воде. Передвижения ее были очень быстры, она практически ничего не ела, а жила только в Божией благодати Дожила до того времени, когда Господь ей послал Чашу с Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа, которую принес ей авва Зосима. Мария причастилась святых Христовых Таин и перешла в Царство Небесное.

Но если не было бы ее греховного падения, то кем бы она стала? Может быть благочестивой девушкой, ходила бы в храм, в свое время, вышла бы замуж, а может быть, почему нет, ушла бы в монастырь, подвизалась, но того уровня покаяния, и того уровня блаженства, скорее всего, не достигла бы никогда.

Именно поэтому в конце Великого поста Господь дает нам такие примеры, дает силы и возможность сердечно обратиться в молитве к Божией Матери, чтобы умножалась в нас любовь. Как сказано у преподобного Силуана, чтобы и мы любили Господа, как Божия Матерь Его любит, безмерно и непостижимо. Чтобы она помогла подняться из ада, искупить свои грехи не своим трудом, а именно Кровию Ее Бжественного Сына, который взял на себя все грехи мира.

А наш подвиг только для того, чтобы мы стремились к будущей жизни. Не наш подвиг очистит нас от грехов, может так случиться, что своими подвигами мы себе только навредим и увеличим грехи свои, гордыня, тщеславие и так далее. Но смиренный человек, зная все свои грехи, бьет себя в грудь и как мытарь молится «Боже милостив, буди мне грешному». Когда Господь увидит его стремление к искуплению своих грехов трудом, молитвою, потом, милосердием, тогда Он придет на помощь, как пришел на помощь к Марии Египетской.

С таким примером продлим наши молитвы и подвиги. Еще раз напоминаю, что ленивые Царство Небесное не наследуют. Потому стремитесь. В противном случае, Господь заберет и то, что у вас есть, отдаст другому, более трудолюбивому. Кто не хочет трудится, кто не понимает, что Царство Небесное только силой берется, такой ленивый человек не найдет там себе место, он не сможет туда перейти. Поэтому пока не поздно возьмите себя в руки, и начинайте трудится над собой. Начните с того, чтобы вовремя приходить на богослужение. Не опаздывайте. Минимальный подвиг наложите на себя – вовремя приходить в храм. Мы думаем, что и так пойдет, все хорошо. Но, простите, если вы опоздаете на поезд, то поезд уедет, вы его не догоните. Когда богослужение идет, значит вы уже что-то пропустили. А еще вы показываете пример своим детям. Что требуется еще от нас – быть примером для своих детей. Если они видят, что папа так себе относится к делам, он тоже такой вырастит, а если сын видит, что папа всегда пунктуален и акуратен, то тоже так будет стремиться делать. А если будете жить по принципу, да ладно, и так пойдет, то вряд ли найдете дорогу в Царство Небесное и детей своих туда не приведете. В Царство Божие входят только те, которые всю жизнь к нему стремятся.

Божией помощи вам всем на пути в Царство Его Небесное. Аминь.

Накануне вечером в монастыре, совершалось богослужение утрени с пением Акафиста Пресвятой Богородице.



Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»