Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской 10.04.2022

Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской

10 апреля 2022 года в Неделю пятую Великого поста, в день памяти преподобной Марии Египетской, Божественную литургию святителя Василия Великого в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары совершил, наместник архимандрит Василий (Паскье) в сослужении братии обители.

По сугубой ектении совершили молитву о восстановлении мира.

Перед причастием воскресную проповедь прочитал игумен Вениамин (Куликов).

По окончании Божественной литургии отец наместник поздравил всех с воскресным днем и обратился к молящимся с пастырским словом.

Сегодня пятое воскресение Великого поста. Приближаемся к Страстям Христовым. Осталась еще одна неделя для усердного подвига, а дальше страстная неделя, которая даже не считается неделей Четыредесятницы, это особое время переживания вместе с Господом Его страданий. Традиционно в эти дни мы вспоминаем Марию Египетскую подвижницу Палестины. В предыдущее воскресение была память еще одного подвижника -преподобного Иоанна Лествичника. Их память по церковному календарю попадает на середину недели, а поскольку Великим постом не положено среди недели полиелейных торжественных служб, наши отцы установили отмечать память этих преподобных в четвертое и пятое воскресение поста, чтобы выделить их особое почитание и важность. Потому что они своей подвижнической жизнью помогают нам достичь совершенства в посте и молитве.

Сегодня в Евангелии от Марка мы услышали довольно дерзкое прошение учеников: «Подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мар.10:35-37). Даже читая это, удивляешься их наглости. Они размечтались сесть с Ним на Престоле во славе после того, как Иисус сказал им: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мар.10:33,34). Господь, конечно, ответил им: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано» (Мар.10:39,40). Они оба умерли мучениками за веру, испив чашу вместе с Христом до дна.

Мы уже вспоминали прежде о том, кто будет по правую и кто по левую сторону от Господа. Справа будут овцы, те, кто похож на агнца Божия. Слева – так называемые козлы, которые тоже похожи на своего господина. Образ агнца – это образ Иисуса Христа, образ козла – это всегда бес.

Господь дальше в Евангелии учит, не стремиться к руководящим должностям «И кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мар.10:44,45). Сам Господь пришел послужить всем, и даже на примере показал: «Встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (Иоан.13:4,5). Этот факт даже был заложен в богослужение Церкви. «Омовение ног» можно считать еще одним таинством данным Сами Богом. Все таинства имеют Божественное, а не человеческое установление и упоминаются в Священном Писании. Таинства – это то, что Господь нам передал, то в чем Он Сам участвовал:

Таинство Крещения – Он Сам крестился от Иоанна Крестителя (Мф 3:15-16) и после Своего воскресения послал учеников проповедовать и крестить: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф 28:19) В Евангелие сказано: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3:5).

Таинство Миропомазания – тоже имеет основание в Евангелии: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин 7:37-39), а также в апостольских посланиях: «Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все» (1 Ин 2:20), «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог» (2 Кор 1:21). Эти слова в писании содержат обетование об учреждении таинства миропомазания.

Таинство причащения, или евхаристия, «благодарение» - установлено самим Христом. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь, имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6:54). Накануне Своей смерти на кресте Он совершил на Тайной вечере первую евхаристию и причастил Своих ближайших учеников (Мф 26:26). 

Таинство Исповеди - Практика исповеди имеет ветхозаветные истоки. Иоанн Креститель исповедовал в грехах людей, приходивших к нему креститься (Мф 3:6). Но главное, об этом в Евангелии прямо говорит Господь: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20:21-23). «Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе» (Матфея 18:18)

Таинство Елеосвящения - Во-первых, это слова в Евангелии от Марка о том, что ученики Христа «Многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк 6:13). Во-вторых, это слова из Послания апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5:14-15).

 Таинство Священства – В Новом Завете говорится о возведении в священный сан посредством возложения рук. Проповедуя Евангелие, апостолы создавали церковные общины, главой которых ставили епископов, а те рукополагали пресвитеров себе в помощь. Отсюда и понятие апостольского преемства: каждый священник получил рукоположение от епископа, тот в свою очередь от другого епископа — и так можно проследить всю цепочку рукоположений вплоть до I века, до апостолов. 

Таинство Брака — прямое установление Божие: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт 2:24). В Новом Завете Христос, повторяя эти слова, добавляет: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19:5-6).

А омовение ног – это Таинство служения ближнему своему. Можно сказать Таинство Любви. Когда мы пришли не господствовать над окружающими нас, но для того чтобы служить им. Особенно это касается, тех, кто имеет по должности превосходство.

Надеюсь, что братия мои в монастыре понимают эту заповедь и готовы служить своим братьям, а не командовать ими.

Господь показал, как надо действовать. Он, распятый, с Креста просил Отца Своего простить всех, кто причастен к Его страданиям, ибо не знали, что делали. Он не просил возмездия за Себя, не просил их уничтожить, не просил, чтобы за Ним пришел легион Ангельский, который мог освободить Его от Креста. Но Он пришел служить нам, чтобы через Его смерть мы получили освобождение от грехов.

А второе Евангельское чтение сегодня напоминает нам о грешнице, которая подошла к Иисусу и своими слезами омыла Его ноги. Плакала много. Господь поставил Симона фарисея на свое место, который «Сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лук.7:39). Фарисей, значит точно знает писание, исполняет все заповеди, но не увидел исполнение высшей заповеди, служения ближнему. Эта женщина образно показала действия Господа перед своими учениками, «Омовение ног». Иисус вразумил Симона: «видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лук.7:44-47). Традиция на востоке, первым делом предлагать гостю воду для омовения рук и ног, потому что там жарко, все ходят в сандалиях, открытые части тела всегда в пыли. Симон же, к которому пришел Господь в гости, не сделал этого, а женщина омыла Ему ноги своими слезами. Господь сказал она Меня любит, потому что Я простил ей множество грехов. «У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил» (Лук.7:41-43).

А теперь мы возвращаемся к Марии Египетской. Она нагрешила столько, что даже не хотела рассказывать старцу Зосиме, не хотела искушать его своими страшными деяниями, и не хотела сама вспоминать все, что с ней было в молодости. Но Зосима умолял ее, потому что понимал, что эта пустынножительница послана ему для урока. Мария собралась с духом и начала свой рассказ. С юных лет, в том возрасте когда девочки становятся девушками, она уже начинала соблазнять мужчин, так она грешила семнадцать лет. Мы знаем, что когда она захотела со всеми поехать в Иерусалим ей было около 30 лет. Так же мы знаем, что она в пустыне прожила 47 лет. Значит, когда она встретила авву Зосиму ей было около 80 лет. Красоты той, которой она хвалилась в молодости, не было уже. Ветры и холода, жара и солнце сделали свое дело, а так же воздержание оставили ей одни кости и кожу. Иногда бывают такие старушки. У нашего брата, монаха Закхея, такая мама, приснопамятная Клавдия, ушла в мир иной два дня назад, так она была такая кости обтянутые пленкой, называемой кожей, в ней было всего 30 килограмм. Наверное, Мария Египетская была такой бабушкой. Поэтому ей было легко подняться над землей на полметра, передвигаться с ветром, и через Иордан, благодаря своей легкости, она могла пройти над водой. Конечно благодать была, но и кости легкие ей помогали. Мария рассказала свою жизнь. Мы не будем к этому возвращаться. Наверное, все знают ее жизнь наизусть. Но есть момент в ее житие, который, может быть, прошел мимо нашего сознания. В тот момент, когда какая-то причина не давала ей войти в храм, она уже выбилась из сил, и в этот момент увидела икону Божией Матери. Она пришла в себя.

Здесь хочу отметить, что настоящее покаяние начинается тогда, когда мы придем в себя, когда мы уже видим, что именно мешает нам быть с Богом.

В этот момент Мария из самой глубины сердца обратилась к Матери Божией перед иконой. Когда читали на службе житие Марии Египетской, скорее всего, сама молитва не отложилась в нашей памяти, потому что событие с женщиной захватило наше внимание. Но эта такая молитва, которую стоит каждому написать себе, и когда почувствуем, что падаем в бездну греха и Иисус Христос отдаляется от нас, можно обратиться к Божией Матери с молитвой Марии Египетской.

На прошедшей недели мы праздновали праздник Благовещения, а в субботу радовались на Похвалу Пресвятой Богородицы. Тоже не просто так Похвала Пресвятой Богородицы совершается между памятью преподобного Иоанна Лествичника и преподобной Марией Египетской, после чтения Великого покаянного канона. Потому что Матерь Божия и есть «Двери покаяния». Мы с Ее помощью поможем обрести истинное покаяние. Итак:

«Три-четыре раза я напрягала силы, но не имела успеха. От изнеможения я не могла более вмешиваться в толпу входящих, все тело мое болело от тесноты и давки. Отчаявшись, я со стыдом отступила и встала в углу притвора. Очнувшись, я подумала, какая вина не дозволяет мне видеть животворящее древо Креста Господня. Свет спасительного разума, правда Божия, освещающая душевные очи, коснулась сердца моего и указала, что мерзость дел моих возбраняет мне войти в церковь. Тогда я стала горько плакать, с рыданиями бить себя в грудь и вздыхать от глубины сердца.

Так я плакала, стоя в притворе. Подняв глаза, я увидала на стене икону Пресвятой Богородицы и, обратив к ней телесные и душевные очи, воскликнула:

– О Владычица, Дева, рождшая Бога плотию! Я знаю, глубоко знаю, что нет чести Тебе и хвалы, когда я, нечистая и скверная, взираю на Твой лик Приснодевы, чистой телом и душой. Праведно, если Твоя девственная чистота погнушается и возненавидит меня блудницу. Но я слышала, что рожденный Тобою Бог для того и воплотился, чтобы призвать грешников к покаянию. Приди же ко мне, оставленной всеми, на помощь! Повели, чтобы мне не возбранен был вход в церковь, дай мне узреть Честное древо, на котором плотию был распят рожденный Тобой, проливший святую кровь Свою за избавление грешников и за мое. Повели, Владычица, чтобы и для меня, недостойной, открылись двери церкви для поклонения Божественному Кресту! Будь моей верной поручительницей перед Сыном Твоим, что я более не оскверню своего тела нечистотою блуда, но, воззрев на крестное древо, отрекусь от мира и его соблазнов и пойду туда, куда поведешь меня Ты, поручительница моего спасения.

Так я сказала. Подбодренная верою и убежденная в милосердии Богородицы, я как будто по чьему-то побуждению, двинулась с того места, где молилась, и смешалась с толпой входящих в церковь. Теперь никто меня не отталкивал и не мешал дойти до дверей церкви. Страх и ужас напал на меня, я вся трепетала. Достигнув дверей, прежде для меня затворенных, я без труда вошла внутрь святой церкви и сподобилась видеть Животворящее древо, постигла тайны Божии, поняла, что Бог не отринет кающегося. Падши на землю, я поклонилась Честному Кресту и облобызала его с трепетом. Потом я вышла из церкви к образу моей поручительницы – Богородицы и, преклонив колена перед Ее святой иконой, так молилась:

– О присноблаженная Дева, Владычица Богородица, не погнушавшись моей молитвы, Ты на мне показала Свое великое человеколюбие. Я видела славу Господню, блудная и недостойная зреть ее! Слава Богу, ради Тебя принимающему покаяние грешных! Вот все, что я грешная могу помыслить и сказать словами. Теперь, Владычица, пора исполнить то, что я обещалась, призывая Тебя поручительницей: наставь меня, как будет Твоя воля, и научи, как довершить спасение на пути покаяния.

После этих слов я услыхала, как будто издалека, голос:

– Если перейдешь через Иордан, то найдешь себе полное успокоение.

Выслушав эти слова с верою, что они обращены ко мне, я со слезами воскликнула, взирая на икону Богородицы:

– Владычица, Владычица Богородица, не оставь меня! С этими словами я вышла из церковного притвора и быстро пошла вперед» 

(Из Жития преподобной матери нашей Марии Египетской в изложении святителя Димитрия Ростовского).

 Когда на богослужении читают житие Марии, многое проходит мимо, потому что мы стоим, ноги гудят, ждем канон, все свое внимание положили на поклоны, думаем сколько трудов, сколько мозолей заработаем.

Призываю перечитать житие Марии Египетской, а может быть даже переписать для себя эту молитву. Думаю такая молитва каждому пригодится. Спасительные слова обращение Марии к Богородице в покаянии.

Не обязательно для этого впадать в блуд на 17 лет. Иногда бывает, что девы телесно не согрешили, а мыслями согрешили еще больше. Помню из жития одного преподобного, молодые монахини, девственницы, мужей не знавшие, но все мысленно только в этом и летали, и преподобный их разоблачил, и наказал. Они были хуже блудниц, потому что считали себя чистыми девами, в храме пели на клиросе, а на самом деле были от Бога далеко и жили в блуде. Так что блуд это не только то, что мы совершаем телом, но и в мыслях. Это, когда глаза куда – то смотрят, мужчины смотрят на фигуристых женщин, картинки рассматривают, фильмы и наслаждаются. Возможно ничего не совершили, а уже нагрешили. Как Господь сказал: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф.5:28).

Господь хочет видеть нас чистыми, целомудренными. А как быть чистыми, когда мы живем в грехах. Только с помощью обращение к Божией Матери. Пречистая Богородица Дева может научить нас и очистить как любящая мама.

Когда дети испачкаются в своих фекалиях, мамы тщательно отмывают их, что делать. Даже взрослые, если попали в ситуацию, кто нас поймет, обнимет, покроет и успокоит, только мама.

У нас есть Небесная мама, которая, так же может нам помочь очистить душу, избавиться от грехов.

Так же хочу обратить ваше внимание еще на один аспект. Господь через Пресвятую Богородицу не видел Марию Египетскую в грязи, если Симон сказал: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница», а Господь не видел. Он видел под слоем грязи золото, Свой образ, и поэтому ему хотелось отмыть его чисто, чтобы этот человек заблестел как золото, как солнце, как образ Божий.

Хотелось бы, на финише Великого поста, чтобы мы об этом хорошенько задумались. Есть время покаяться. Есть еще время повернуться к Богородице и попросить, чтобы Она нас пустила туда, в те события которые приближаются, на Пасхальную Божественную Литургию. Чтобы мы тоже увидели, как Мария увидела Крест Господень, а мы Страдания Его, конечно, чтобы увидели Господа на Голгофе, как спустят Его с Креста на плащаницу, как положат в гроб, и наконец, Его Победу - Воскресение.

Еще, хочу с вами поделиться своей радостью, сегодня во время причастия я увидел нашу старую прихожанку, Марию. Ее давно уже не бывает на службах, а сегодня пришла. Слава Богу. Правда, теперь на коляске, но все равно, я был очень рад ее увидеть.

Пасха приближается. Каждая Литургия это Пасха. Перед каждой Литургией мы должны очистить свою душу и поступать, как Мария Египетская. Не смотреть на то, что мы не достойны, но желать всем сердцем увидеть Сына Божия, Сына Девы Марии, Который искупил нас от грехов, и поклониться Честному, Славному Его Воскресению.

Да поможет нам Матерь Божия, молитвами преподобной Марии Египетской, преподобного Иоанна Лествичника и тех, кто своею жизнью показал, что покаяние доступно всем любящим Господа.

Нам неуместно просить у Господа, сесть, кому по правую сторону, а кому по левую. Самое главное, чтобы на Страшном суде нам оказаться среди агнцев Божиих, чтобы мы были среди тех избранных, которые удостоятся Его Царства. Аминь.

 По окончании богослужения братия чином о Панагии собрались в трапезной монастыря, дети под руководством директора Воскресной школы Петра Андреева пошагали сначала в свою трапезную, а потом в жизнь по интересам. Взрослых прихожан ждал лекторий, где в этот раз кандидат исторических наук, доцент ЧГЦУ им. И.Н. Ульянова Петр Николаевич Матюшин продолжил знакомить нас с династией Романовых. Тема лекции: «Михаил Романов и Филарет - первое двоецарствие новой России».


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»