Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. 27.03.2022

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.

27 марта 2022 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в православных храмах выносится, в середине Четыредесятницы, верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Поклонение Кресту продолжается и на четвертой седмицы поста – до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною.

«Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота церкви, крест – царей держава, крест – укрепление верующих, крест – ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» – говорится в одной из стихир праздника. 

В Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары наместник архимандрит Василий (Паскье) совершил Божественную литургию святителя Василия Великого.

Ему сослужили игумен Вениамин (Куликов) и иромонах Тивуртий (Шерушинин).

Диаконский чин возглавил иеродиакон Сергий (Дмитриев).

По сугубой ектении совершили молитву о восстановлении мира.

За богослужением пел монастырский хор под руководством регента иеродиакона Пантелеимона (Швецова).

Проповедь после запричастного стиха произнес иеромонах Тивуртий (Шерушинин).

По завершении Божественной литургии отец наместник поздравил всех с Воскресным днем и обратился к молящимся с пастырским словом.

Дошли до середины поста. В укрепление каждого из нас, святые отцы положили память и прославление Святого Креста и плодов крестной смерти Спасителя. Особенностью богослужения этой Недели является чин выноса Честнаго Креста на середину храма для поклонения всем верующим. И в Евангелии от Марка сегодня мы слышали: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мар.8:34-38; 9:1).

Накануне поста мы вспоминали изгнание Адама из Рая. Адам подошел к «Древу Жизни» в Раю, и бес в образе змия сначала обманул жену Адама, Еву, а затем и его самого.

Когда мы слышали сегодня слова Евангелия «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», мы представили себе, что крест это тоже дерево. Апостол Иоанн Богослов написал в откровении: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия». (Откр.2:7) «Древо Жизни» – это и есть Крест, на котором висит Сын Человеческий.

Раз мы вспомнили события о начале мира, о грехопадении Адама, который потащил за собой в грехи и нас, то необходимо сказать, что явился новый Адам – Христос, который тоже подошел к «Древу Жизни», для того чтобы человек стал богом. Не прежде времени, как древний Адам соблазнился, но Христос, как новый Адам, новый Человек, каждого, кто будет верить в Него вытащит из грехов в Свое Царство, в Рай. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Были подобные вселенским отцам Церкви святителям Василию Великому, Иоанну Златоусту, Григорию Богослову, наши современники, сербский богослов и философ, архимандрит Иустин (Попович), прославленный Сербской Православной Церковью в 1993 году, и из того же рода святитель Николай Сербский (Велимирович), автор стихов всеми любимой песни «Вера вечна», ставшая гимном веры православной Сербии. Они говорили, что, когда беда случилась в Раю, Адам отвергся себя.

Слова Евангелия: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» поворачивают нас обратно. Когда-то Адам отвергся себя, захотел стать богом, но он попал в ловушку, ибо он был создан по образу и подобию Божию, он уже был богом, можно назвать его сын Божий. Но он подошел к «Древу Жизни» прежде времени и отвергся себя. Значит он сам отказался от своего рода. Хотел приобрести жизнь, а получил смерть. А сейчас мы, дети Адама, когда Господь предлагает отвергнуться себе, должны отвергнуть именно то, что приобрел Адам, греховность, гибель души. Нам сегодня, если мы хотим идти за Иисусом Христом, новым Адамом, который дает нам возможность возвратиться в Рай, надо отвергнуть ветхого Адама, плотских похотей, скинуть те кожаные одежды, которые мы получили и покрыли образ, полученный от Бога, свет. Свет, который иногда проявляется в человеке, стремящегося к святости. Свет, которым сиял Адам, наверное, подобен тому свету, который показал на себе преподобный Серафим: «Мотовилов, не совсем понимая слова старца, попросил его объяснить получше, что такое благодать Святого Духа. Тогда преподобный взял его за плечи и сказал: «Мы оба теперь в Духе Божием. Что же ты не смотришь на меня?» Мотовилов ответил: «Не могу смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыплются. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли». «Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговенный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный и простирающийся далеко, на несколько сажен кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца... «– Что же чувствуете вы теперь? – спросил меня отец Серафим. – Необыкновенно хорошо! – сказал я. – Да как же хорошо? Что именно? Я отвечал: – Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу! – Это, ваше Боголюбие, – сказал батюшка Серафим, – тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: «мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам. Аще бо от мира были бысте, мир убо любил свое, но якоже избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. Обаче дерзайте, яко Аз победил мир». Вот этим-то людям, ненавидимым от мира сего, избранным же от Господа, и дает Господь тот мир, который вы теперь в себе чувствуете». (Беседа преподобного Серафима с Николаем Мотовиловым о стяжании святого духа). Преподобный показал своему ученику тот свет, который имел Адам в Раю. Так выглядел Адам, до грехопадения. Надеюсь, мы тоже будем стараться возвратиться в первый образ человека, будем стремиться отражать образ Божий и подобие Его. Для этого нам надо следовать за Христом.

Иисус Христос приглашает нас в середине поста: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Он приглашает нас идти с Ним в Его Рай, в Его Царство, чтобы обрести то, что когда-то потерял Адам. И те, кто его любили, слушались и уважали, стали враждебны. Животные, рыбы, птицы, Адам даже имена всем сам нарек. Мы назвали животных и растения своими именами. Не сами они придумали себе имена. Лев не сказал – я лев, нет. Роза не сказала – я роза, нет. Адам сказал: ты – роза, ты – лев, ты – тигр, ты – слон, а ты – осел…. Нам пора возвратить те блага, которые имел Адам. Для этого Господь призывает нас идти за Ним. Потому что Он и есть Тот новый Адам. Господь пришел на землю не для того чтобы ремонтировать старого Адама, как старые жигули. Сын Божий родился не для того, чтобы ремонтировать, но для того, чтобы создать совершенно нового Адама, лучше первого. Поэтому и родился от Приснодевы Марии, Матери Божией, и стал человеком, и взял на себя все, что Адам сотворил на свою и нашу погибель. Иисус Христос все прошел. Сам прошел тернистый путь, поднялся на Крест. Когда Он зовет идти за Ним, Он предлагает каждому нести свой крест. Не Его Крест, а каждому свой. Крест, который дан нам по мере наших возможностей, по мере наших сил. Ни у кого нет креста выше его сил, каждый несет свой крест. Но идти за Христом надо всем, и идти со своими крестами.

Мы постимся уже три недели. Что-то в нас изменилось. Может быть стали светлее. Бледнее точно. Но, может быть, и светлыми стали тоже. Возможно у нас появилась духовная сила, мы начали отвергаться себя, начали отказываться в себе от ветхого человека, от своей старой кожи. Как пример посмотрим на змею. У нее нет ни рук ни ног. Для того, чтобы ей освободиться от старой кожи, а вы наверняка, знаете, что у змеи кожа не растет, как у нас, мы растем, кожа растет вместе с нами, а у змеи кожа временная, когда змея вырастает из этой кожи, под старой кожей образуется новая, и если змея не хочет задушится от старой одежды, которая ей мала, ей надо избавиться от нее. Как это сделать? Змее приходится ползать между острыми камнями, чтобы содрать с себя старую кожу. По такому образу и мы должны поступать. Если мы хотим обрести новую жизнь, нам так же надо избавиться от старой кожи. А для этого у нас есть средство - пост, молитва, добрые дела. Иногда нам нелегко снять с себя старую кожу, как и змее не легко. Приходится для этого потрудиться, и даже часто камнями через которые нам необходимо пройти являются брат наш или сосед, или жена, или дети, те кто рядом с нами живет, часто, как камни для змеи, острые. Но если сумеем этим воспользоваться правильно, то будет нам очень полезно, чтобы избавиться от ветхого человека. Поэтому, когда мы встречаем ближнего своего, человека, который раздражает, надо воспринимать его как острый камень, помогающий снять старую кожу. Не надо рассматривать его, как вредителя. Нет, с его помощью, мы освобождаемся от старой кожи и обретаем новую, по нашему размеру. Поэтому, когда в нашем окружении есть человек, который раздражает, заставляет немножко потрудиться, заставляет видеть себя как есть, остается только благодарить Бога. Сказать, благодаря этого раздражителя, я приобретаю спасение. Не называйте того человека врагом, возможно это друг. Господь сказал «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:44), потому что это поможет обрести жизнь вечную.

Середина поста, и вы получили наставление. Надеюсь, что вы все готовы идти за Христом. Он открывает нам дорогу ко спасению. Он зовет нас в Свое Царство, обратно в Рай. Зовет нас наслаждаться и увидеть «Древо Жизни». Крест, который сегодня посреди нас, и есть «Древо Жизни» и на нем висит Плод, вкусив Который мы обретаем жизнь настоящую. Этот Плод мы не только видим висящий на Кресте, но это тот же Плод, Который мы сегодня вкусили.

Что Адаму запрещено было, именно это мы сегодня можем делать, вкушать Плод от «Древа Жизни» , через таинство Причастия. От Причастия к Причастию мы приобретаем Божество и становимся все больше и больше сынами Божиими, все больше и больше начинаем отражать образ и подобие. Поэтому, когда Господь зовет нас, не надо уходить, не надо отказываться: «И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти» (Лук.14:18-20). Когда нас зовут к жизни, нельзя пройти мимо, потому что это время закончится, и когда Господь придет, как уже мы слышали, судить нас, и если мы не на Его стороне, тогда уже ничего изменить не получится, если мы не будем похожи на Него. Если мы дети Божии, значит, мы должны быть похожи на своего Отца, мы должны быть похожи на Христа. С каждым Причастием мы становимся все больше Божии, все больше похожие на Господа. Поэтому в течении поста мы стараемся почаще причащаться.

Преподобный Феодор Студит, монах девятого века, игумен, писал, что каждый день монахи его обители причащались. Во время поста, конечно, поменьше. Субботу, воскресение, среду и пятницу. Мы так же будем стараться поститься, причащаться, чтобы очистить себя, чтобы взять свой крест и идти за Христом, чтобы перейти в Царство Небесное, в Рай. 

Короткое объявление вынужден сделать. Потому что многие люди, даже те кто ни разу за год не приходит в церковь, после Прощенного Воскресения начинают обрывать телефоны одним вопросом, когда соборование. Очень жаль, что многие соборование ценят выше таинств покаяния и причастия. Не знаю, как так произошло. На соборовании мы читаем послание апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:14-16).

Теперь стало традицией постом обязательно всем собороваться. Хочу вам напомнить, что до революции в России соборование совершали один раз в год в Великий Четверток. В воспоминание Тайной Вечери, а так же женщины с алавастровым сосудом, которая, разбив сосуд, возлила на голову Иисуса миро из нарда чистого, драгоценного. И совершалось соборование для того, чтобы с чистой душой и чистым телом встречать Святую Пасху.

А теперь люди просят соборование, до конца не понимая, что это такое, а на причастии мы их не видим. Раз в году пособоровались, и что, приобрели образ Христа? Нет. Потому что Христос зовет нас за Собой: «Возьми крест свой, и следуй за Мною». А так же, как говорится, «Человек есть то, что он ест», если мы будем часто принимать Тело Христово, будем на Него похожи. Поэтому, конечно, собороваться это хорошо, для исцеления тела и души, но это не самое первое таинство церкви. Самое первое – это исповедание грехов своих и причащение Святых Христовых Таин. А соборование для того, чтобы намаслить жизнь нашу, чтобы шла она, как по маслу. 

Итак, Благовещение 7 апреля в этом году попадает в четверг, поэтому чтение Великого покаянного Канона прп. Андрея Критского переносится с четверга на вторник. Акафист Пресвятой Богородице будем петь на своем месте, в пятницу вечером 8 апреля.

 Соборование в этом году в монастыре будет совершаться:

 1.       11 апреля в 10 часов

2.       14 апреля в 17 часов

3.       20 апреля в 10 часов, в Великую Среду.

 Теперь вы знаете, готовьтесь, приходите. И не забывайте, нас Господь зовет за Собой, «Иди за Мною, отвергнись себя», поэтому старайтесь работать над собой, отвергайте свои грехи, старые плохие привычки, приобретайте нового человека и следуйте за Ним в Царство Небесное. Аминь.

 По окончании богослужения жизнь в монастыре продолжилась по своему обычному расписанию. Братия чином о Панагии собрались в трапезной. Дети отправились в Воскресную школу заниматься интересными делами. А взрослых ждал «Открытый лекторий». Каждое воскресенье прихожане Свято-Троицкого мужского монастыря и все желающие продолжают пополнять свои исторические знания. Сегодня читал лекцию на тему «Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» кандидат исторических наук, заместитель директора Государственного исторического архива Чувашской Республики Фёдор Козлов.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»