Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя первая Великого поста, Торжество Православия. 14.03.2022

Неделя первая Великого поста, Торжество Православия.

13 марта 2022 года в Неделю первую Великого поста, Торжества Православия, в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары, братия обители соборно, во главе с наместником архимандритом Василием (Паскье), совершили Божественную литургию святителя Василия Великого и молебное пение в Неделю православия.


По сугубой ектении отец Василий совершил молитву о восстановлении мира.

За богослужением пел монастырский хор, регент иеродиакон Пантелеимон (Швецов).

Проповедь после запричастного стиха произнес игумен Вениамин (Куликов).

По окончании Литургии наместник архимандрит Василий возглавил чин Торжества Православия.

По окончании богослужения отец наместник обратился с пастырским словом ко всем молящимся в храме в воскресный день.

Сегодня, в первое воскресение Великого поста Церковью установлен день Торжества Православия. Вспоминаем победу над ересью иконоборчества в 787 году и завершение жестоких гонений на верующих, утверждавших возможность изображать Христа, Богородицу и святых, молиться перед их образами, а также почитание мощей святых угодников, писания и предания нашей Церкви. Сегодня вспоминаем о тех, кто сохранил для нас веру православную.

В Прощеное воскресение мы испросили у Бога прощение, простили друг друга, и чистым сердцем вступили в первую седмицу Великого поста.

Накануне «чистого» понедельника вечером мы пели великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю».

Есть такое, когда человек отвернется от Господа, знаем, что его ждет. Он теряет благодать, преимущество. Блудный сын отвернул лицо от отца, взял свое и ушел из дома. Когда он перестал видеть лицо отца, все его немаленькое имущество быстро улетучилось, растратилось. Его жизнь из богообразной превратилась в свинообразную, потому что он перестал смотреть на лицо Божие. Даже готов был есть, то же, что ели свиньи.

Надеюсь, что мы, находясь в таком же положении, вспоминая лицо Отца, хотим возвратиться домой. Мы уже потеряли всякий человеческий образ. Образ и подобие Божие потеряли. Если посмотреть на свою жизнь, как она есть, только фарисей может сказать, что я хороший и у меня все хорошо, а грешный человек сознает, что отошел от лица Божия и потерял все.

В начале поста мы не только поворачиваем свое лицо к Отцу нашему, но мы еще умаляем Самого Бога, чтобы Он не отвратил Свое лицо от нас, чтобы Он не перестал смотреть на нас, чтобы Он не перестал быть нам добрым Отцом, который каждый день выходил на дорогу и смотрел в сторону, откуда мог возвратиться его блудный сын. В этой притче мы видим, что отец не отвратил своего лица от сына. Сын отвратил свое лицо от отца. Поэтому мы молимся, если мы и обидели Бога, пусть не отвратит Своего лица, потому что тогда это будет конец в конце концов, и возвращения уже не будет. Но, слава Богу, Господь всегда смотрит на нас, выходит на дорогу и ждет нас. Мы разумеем.

Я наблюдал всю неделю, как люди каждый день приходили в храм, молились, чтобы Свет Христов просветил их лица.

Недавно мне прислали по интернету фотографию, на которой изображены множество людей в зале, типа кинотеатра, и у всех перед лицом смартфон. Получилось так, что их лица освещены тусклым светом смартфона. Вспомнился наш дорого владыка Варнава, который тоже говорил об этом, про своих священников во время службы, позволявших себе смотреть в смартфон, лица их светлые, но жизни нет от такого света. Так вот на той фотографии, которую я получил среди бледно освященных лиц находился Христос, конечно без смартфона, но свет исходил из Него. Есть большая разница. Хотелось бы, в период поста, отстать немного от мирской суеты, которая дает нам только бледное освящение, а чтобы мы больше смотрели на Христа, Света Истины, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Мы пели на Литургии Преждеосвященных Даров «Свет Христов просвещает всех», освещали свечей и кадилом, благоухание сопровождает Свет. Каждый из нас, который подвизался всю неделю, я думаю, что он себя подключил не к смартфону, а к Самому Господу.

Когда мы просили, «Не отврати лица Своего от нас», как раз потому что мы хотли смотреть на Его лицо, потому что Свет Христов просвещает нашу жизнь.

Сам Господь сказа: «Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Если мы хотим видеть Свет Христов нам просто необходимо очистить свое сердце. Сейчас это как раз самое время. Молитвой и постом очищать свое сердце, делать добрые дела.

Пост это не только еда, но, скорее всего, добрые дела, стремление к подобию Христа, желание стать подобием отца, который ждет, когда вернется Его сын, который ждет не смерти грешника, но его покаяния. К этому относится и отношение к ближним. Не осуждайте, терпите, покрывайте, при этом помните, что сами грешные. Мы сами нуждаемся в покрове. Если начнут раскрываться все наши дела, то нам, действительно, станет стыдно. Мы будем просить, чтобы земля нас покрыла. А будем покрывать друг друга, Господь нас покроет, очистит и простит.

Сегодня Торжество православия, но торжество смешано с печалью. Потому что уже второй год мы перестаем поминать некоторых патриархов. В прошлом году мы не поминали в молитвах патриарха Константинопольского, а в этом году не поминаем и Александрийского. Считаем, что они уклонились от православия. Куда мы идем? Кого еще на следующий год исключат из этого списка? Где наше православие, где наша Вселенская церковь, где наша любовь, что происходит? На сколько оскудела наша вера. Страшно вспоминать слова евангелиста: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лук.18:8).

Что значит православный человек, православная церковь? Мне кажется, мы ошибаемся, когда хотим видеть православную церковь только через ее представителей на земле, только через предстоятелей церкви. Первое лицо нашей Церкви – это Христос. Если Он перестанет просвещать нашу жизнь, тогда мы будем в опасности. Если выключить свет, наступит тьма. В темноте можно и заблудиться. Поэтому у меня ощущение, что нам надо подключить себя к Свету Христову. Если хотите быть православными, надо смотреть на лик Господа нашего Иисуса Христа и молиться Ему. Молиться о единстве, чтобы не допускать братоубийства, ненависти, зависти.

Во время поста надо избавляться не только от каких-то врагов, но всегда помнить, что самый главный наш враг – дьявол. Он иногда находит в нашем сердце место, устроит там себе гнездо и начинает, как рак портить и разрушать нашу жизнь, превращая ее в смерть.

Да, сегодня православное торжество, но и печаль одновременно. Единства нет. Поэтому прошу каждого из вас молиться усердно у себя дома, чтобы Господь объединил нас. А то Он придет и не найдёт никого. Либо найдет таких, которые скажут, что им и без Него хорошо, пусть не мешает их жизни. Есть такое опасение, придёт Христос и не будет нужен никому. Если Он нам нужен, так это потому что Он наше Солнце, наша жизнь, Он дает нам все. Все, что мы имеем, это только от Него. Поэтому будем просить Господа, чтобы Он не отвратил лица Своего от нас. А мы будем стараться свои лица всегда держать повернутыми в Его сторону. Откуда идет спасение, оттуда, откуда свет.

В день Торжества православия не забудьте, Церковь – корабль, и только в нем спасение. Если в этом корабле Христос, это не говорит о том, что обеспечен постоянный штиль, это не избавит нас от шторма, ветра, крен корабля. Христос был с учениками на море Тивериадском, когда был шторм. «И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» (Матф.8:24-26) Ситуация напоминает нашу теперешнюю жизнь. Наш корабль находится в море, шторм, волны. Кого-то тошнит, кто-то даже ищет способ сбежать с корабля, думая, что на этом корабле нет спасения. Хочет уйти, но те, кто покинет корабль, обязательно утонет или акула съест, или разобьется о камни. Но если останется в корабле, на котором Сам Господь, то будет спасен. Так были спасены ученики, которых застал шторм посреди моря. Ему Самому было удивительно, почему они такие боязливые. «Встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» (Матф.8:26). Так же и наша Церковь сегодня переживает качку, как корабль во время шторма. Некоторые из нас испуганы, куда мы идем, некоторые не хотят подчиняться капитану корабля, некоторые хотят покидать корабль. Это ошибка, потому что, я уверен, Господь посреди нас. Он Сам обещал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,20). Если мы в это верим, то нас сегодня более чем два или три, значит Господь здесь с нами. Даже если шквалистый ветер, качка, брызги воды достают до нас, но Господь посреди нас, значит, мы спасемся.

Прошу вас сугубо молиться о мире. В данный момент военные действия на Украине, люди погибают, и неважно с чьей стороны. И наши и другие воины имеют право на спасение. Будем молиться, чтобы наши ребята, которые сейчас там, возвращались целыми домой, не в гробах. А за тех которые уже пали, будем молиться, чтобы Господь их принял в Царствие Небесное. А виновных, Сам Господь знает и накажет. Мы же будем молиться, чтобы ситуация поскорее изменилась к лучшему, чтобы нам нестыдно было встречать Пасху. А то как мы будем петь : «Воскресения день, / и просветимся торжеством, / и друг друга обымем. / Рцем братие, / и ненавидящим нас, / простим вся Воскресением, / и тако возопиим: / Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ, / и сущим во гробех живот даровав.» (Стиира Пасхи), если это будет неправда. До Пасхи еще несколько недель, поэтому очень вас прошу молиться, не только первую неделю поста, а еще и вторую, и третью, и четвертую, и пятую, и шестую, и до конца. Помните, какие страшные времена были во время Второй мировой войны, но именно на Пасху Господь подарил нам победу. Не дай Бог нам несколько лет ждать победы, но именно в этом году и позднее Пасхи. Пусть Господь подарит нам такую же радость. Чтобы нам не было стыдно петь Христос Воскресе.

Мы поминали сегодня всех отцов – святых апостолов, святых отец, многих святителей, которые возглавляли Поместные Церкви, мучеников и исповедников, подвижников и монашествующих исповедников, которые отдали свои жизни, в Константинополе и других местах. Кто не испугался внешних обстоятельств, кто не склонил свою голову пред безбожной властью, без страха исповедал свою веру, защищали почитание икон и остался верным Христу даже до смерти.

У святителя Мефодий I, патриарха Константинопольского, исповедника в «Слове о святых иконах» есть слова: «Посему говорит Златоуст: «Я люблю и слитое из воска изображение». Святитель Иоанн Златоуст, который жил задолго до этих проблем с иконоборцами, но уже писал, что любит Писание. «И святой Василий, великий отец наш, восхваляя святых сорок (мучеников), говорит: «потому что и писатели, и живописцы, одни – украшая речью, а другие – изображая на досках, те и другие поощряли многих к мужеству». Так писатель написал Евангелие и то, что описал в Евангелии, все домостроительство воплощения, и мучения святых, и предал Церкви. Подобно и живописец начертал все домостроительство Господа нашего Иисуса Христа, и истязания святых, и предал Церкви. Так что оба преподают нам одно наставление. Почему же книгу уважаете, а картину порицаете, скажи мне! Какое различие между ними, когда оба вещают об одном действии, между тем одна считается достойною поклонения, а другая уничижается?», «Что Евангелие излагает словесно, то икона показывает предметно». «Отец наш Златоуст в беседе «на умовение ног»: «когда изображения и отличия царские вносятся в город, то выходят им навстречу сановники и толпы народа с приветствием и благоговением, не камню воздавая честь, не слитому из воска очертанию, а изображению царя; и ради изображения полагается воздавать такую честь и поклонение, когда нет там царя». … если найдется человек, бесчестящий изображение царя, не подлежит ли уголовному наказанию? Ибо бесчестящий изображение царя бесчестит самого царя, так как честь от образа, по выражению великого Василия, переходит на первообразное; подобно и – бесчестие. Так надлежит понимать и относительно Царя Небесного; именно, что бесчестящий икону Его наносит оскорбление первообразу Христову».

А так же сегодня вспоминали тех святых, которые не видели образ Иисуса Христа. Авраам, Гедеон и множество святых, которые жили до явления Христа, а видели Его в писании, видели Его образно в молитвах. Один из них Нафанаил. Видел Христа во время чтения писания. В сегодняшнем евангельском чтении, когда Господь сказал ему: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Иоан.1:48). Нафанаил сразу понял, что перед ним Христос.

Мы не видим Христа, но имеем Его образ. А не видим мы Его, потому что не достигли чистоты сердца. Нам надо работать над собой молитвой и постом, чтобы образ который мы видим на иконе стал образом Христа, чтобы Он был не только на изображении, но чтобы образ Христа был запечатан в нашем сердце, потому что оно стало чистым и может видеть Бога.

Господи, помоги нам прожить дни Четыредесятницы, вовремя просить прощения друг у друга, не допускать обиды в святые дни. Страшнее всего, если во время поста мы обидимся на кого-то или же кого-то обидим, когда Господь просит покайтесь, повернитесь ко мне, пока я не отвратил от вас Свое лицо.

Помощи угодников Божиих и ветхозаветных и новозаветных, которые подвизались до нас и всех святых, а так же священномученика Николая Троицкого, чью память мы сегодня празднуем. Он наш земляк, служил в Малом Чурашево, Ядринского района. Сегодня там тоже торжественно служат его память. В календаре его память 10 марта, в этом году на первой неделе поста, мы решили перенести празднование на сегодня, воскресение. Я думаю, правильно в день Торжества православия вспомнить священномученика за веру жизнь свою положившего. А завтра будем праздновать память еще одного новомученика исповедника Земли Чувашской – священномученика Василия (Константинова-Гришина). Будем совершать Литургию Преждеосвященных Даров.

Так же хочу вам напомнить, что все средства кружечного сбора с начала поста, пойдут на поддержку беженцев в России, оставшихся без дома и средств к существованию. Три недели мы будем собирать пожертвования и отправим в патриархию на содержание беженцев. Поэтому, искренне прошу всех кто может, конечно, обители нашей тоже надо стараться помогать, потому что трудное время, но я думаю, что братия не обидится, затянет свои ремни, для тех людей, которые сейчас все потеряли. Некоторые остались не только без имущества, но родных. Мы, со своей стороны тоже будем помогать, и вы с нами надеюсь в эти дни будете жертвовать усиленно. Если даже кто-то не успел присоединиться, когда был сбор, можно отдать свою лепту или казначею, или в лавку, предупредив, что это именно для поддержки беженцев. А мы все передадим, до последней копейки.

Думаю Господь увидит наши добрые намерения и подарит нам жизнь и просветит наши лица.

Чтобы мы на себе испытали как Свет Христов просвещает всех! Аминь.

 

Чин Торжества Православия установлен в Греции в IX в., в память окончательной победы над иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»