Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье 06.03.2022

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье

6 марта 2022 года в Неделю сыропустную, Прощеное воскресенье, когда Церковь воспоминает Адамово изгнание, в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары наместник архимандрит Василий (Паскье) совершил Божественную литургию, молебен святой блаженной старице Матроне и Чин прощения.

Ему сослужили братия обители в священном сане.

Пел монастырский хор под руководством регента иеродиакона Пантелеимона (Швецова).

Перед причастием отец наместник вышел на проповедь. Пастырское слово содержало укрепление верующих в трудные для России времена и наставление на грядущий Великий пост:

Наступает время Великого поста. Сегодня мы искренне попросим у Господа и друг у друга прощение, которое нам необходимо, чтобы простил нас Господь.

Сегодня мы начинаем пост, как никогда в нашей жизни. Не было на нашей памяти еще такой тяжелой обстановки между братьями славянами. Раздор. Но история помнит многочисленные нападения на Святую Русь. Предательства, агрессию и много всего. Тоже теперь испытываем и мы.

Этим постом нам есть за что молиться, есть за что каяться.

Наше состояние показывает, что мы не готовы к такой ситуации. Мы даже начали разделяться между собой. Кто смиренно терпит и молится за свою страну, кто ропщет на руководителей и власть, хочет выходить на улицы, не поддерживает тех, кто сейчас в тяжелой обстановке, страдает.

Если мы против решений нашего правительства, значит мы «За» то, чтобы жители Донбасса продолжали мучиться, прятаться от карателей по подвалам, гибли дети или мы, все –таки, за прекращение этого безобразия. Но, иногда, чтобы остановить бесчинство, требуется применение силы.

Как родители часто принимают меры, чтобы успокоить хулиганские выходки своих детей, если не понимают, то и наказывают.

Здесь все гораздо серьезнее детских шалостей. Кровь человеческая льется на землю. Для Господа кровопролитие – всегда большой грех. Проливание крови, даже врагов, это не та жертва, которая приятна Богу. Не убий, не проливай кровь – есть Заповедь Господня. Поэтому надо молиться, чтобы все прекратилось быстро, чтобы нам не стыдно было встречать Пасху. Давайте сугубо молиться, чтобы Господь ускорил окончание этой вынужденной спецоперации, чтобы мы все вместе, и русские и украинцы смогли кричать «Христос Воскресе» и обнимать друг друга. В Воскресении Христовом не может быть поражения.

Но пока мы вспоминаем изгнание Адама из Рая.

Мы подобны Адаму, находимся на той земле, куда Господь выгнал после падения Свое творение Адама и Еву. Адам вспоминает и безутешно ищет путь возвращения обратно к Богу.

Время поста прекрасное время для нас, приблизится, возвратиться в Рай.

Для того чтобы мы ярче представили себе, что чувствовал Адам, хочу предложить вам прекрасное сочинение преподобного Силуана Афонского. Под названием «Адамов плач».

«АДАМ, отец вселенной, в раю знал сладость любви Божией, и потому, когда был изгнан из рая за грех и лишился любви Божией, горько страдал и с великим стоном рыдал на всю пустыню.

Душа его терзалась от мысли: «любимого Бога я оскорбил». Не так жалел он о рае и красоте его, как о том, что лишился любви Божией, которая ненасытно каждую минуту влечет душу к Богу.

Так всякая душа, познавшая Бога Духом Святым, но потом потерявшая благодать, испытывает Адамово мучение. Больно душе, и сильно жалеет она, когда оскорбит любимого Господа.

Скучал Адам на земле, и горько рыдал, и земля была ему не мила. Он тосковал о Боге и говорил:

«Скучает душа моя о Господе и слезно ищу Его. Как мне Его не искать? Когда я был с Ним, душа моя была весела и покойна, и враг не имел ко мне доступа; а теперь злой дух взял власть надо мною, и колеблет, и томит душу мою, и потому скучает душа моя о Господе даже до-смерти, и рвется дух мой к Богу, и ничто на земле не веселит меня, и ничем не хочет душа моя утешиться, но снова хочет видеть Его и насытиться Им.

Не могу забыть Его ни на минуту, и томится душа моя по Нему, и от множества скорби стоном плачу я: «помилуй мя, Боже, падшее создание Твое».

Так рыдал Адам, и слезы лились по лицу его на грудь и землю, и вся пустыня слушала стоны его; звери и птицы замолкали в печали; а Адам рыдал, ибо за грех его все потеряли мир и любовь.

Велика была скорбь Адама по изгнании из рая, но когда он увидел сына своего Авеля, убитого братом – Каином, то еще большею стала скорбь его, и он мучился душою, и рыдал, и думал: «от меня произойдут и размножатся народы, и все будут страдать и жить во вражде и убивать друг друга». И эта скорбь его была велика, как море, и понять ее может только тот, чья душа познала Господа и как много Он нас любит. И я потерял благодать и вместе с Адамом зову: «Милостив буди мне, Господи. Даруй мне духа смирения и любви».

О, любовь Господня! Кто познал тебя, тот неустанно ищет тебя день и ночь и кричит:

«Скучаю я по Тебе, Господи, и слезно ищу Тебя. Как мне Тебя не искать? Ты дал мне познать Тебя Духом Святым, и это знание Божие влечет мою душу слезно искать Тебя».

 

* * *

 

Плачет Адам:

 

«Не мила мне пустыня. Не милы мне высокие горы, ни луга, ни леса, ни пение птиц; ничто мне не мило. Душа моя в великой печали: я оскорбил Бога. И если бы взял меня Господь снова в рай, то и там буду скорбеть и плакать: зачем я Бога любимого оскорбил».

 

* * *

 

Адам по изгнании из рая болел душою и много слез проливал он от скорби. Так всякая душа, познавшая Господа, скучает по Нему, и говорит:

 

«Где Ты, Господи? Где Ты, Свете мой? Почто скрыл лицо Твое от меня, и душа моя долго не видит Тебя, и скучает по Тебе, и слезно ищет Тебя».

 

«Где Господь мой? Почто не вижу Его в душе моей? Что мешает Ему жить во мне? Значит нет во мне Христова смирения и любви к врагам».

 

* * *

 

Бог есть ненасытная любовь, и описать ее невозможно.

 

Ходил Адам по земле, и от многих болезней сердца своего плакал, а умом помышлял о Боге, и когда изнемогало тело его и не мог он уже проливать слезы, то дух его и тогда горел к Богу, ибо не мог он забыть рай и красоту его; но еще больше душа Адама любила Бога, и влеклась к Нему силою самой любви.

 

О, Адам, я пишу, но ты видишь, слабый ум мой не может разуметь, как скучал ты о Боге и как нес труд покаяния.

 

О, Адам, ты видишь, я, чадо твое, страдаю на земле. Мало во мне огня, и едва не потухает любовь моя.

 

О, Адам, пропой нам песнь Господню, да возвеселится душа моя о Господе, и да подвигнется хвалить и славить Его, как хвалят Его на небесах Херувимы и Серафимы, и как все чины небесных ангелов поют Ему трисвятую песнь.

 

О, Адам, отец наш, пропой нам песнь Господню, чтобы слышала вся земля, и все сыны твои подняли умы свои к Богу, и усладились звуками небесной песни, и забыли горе свое на земле.

 

* * *

 

Дух Святой есть любовь и сладость души, ума и тела. И кто познал Бога Духом Святым, те ненасытно день и ночь рвутся к живому Богу, ибо любовь Божия зело сладка. Но когда душа теряет благодать, то снова слезно ищет Духа Святого.

А кто не познал Бога Духом Святым, тот не может слезно искать Его, и душа его всегда бывает борима страстями; ум его помышляет земное и не может придти в созерцание и познать Иисуса Христа. Он познается Духом Святым.

Адам знал Бога и рай, и по падении слезно искал Его.

– «О, Адам, отец наш, скажи нам, сынам твоим, о Господе. Твоя душа знала Бога на земле, знала и рай, и сладость его и веселие, и ныне ты живешь на небесах и видишь славу Господню. Скажи нам, как прославляется Господь наш за Свои страдания, и как поются песни на небесах, и коль сладки эти песни, ибо поются они Духом Святым.

Скажи нам о славе Господней, и сколь милостив Он, и как любит Он Свое создание.

Скажи нам и о Пресвятой Богородице. Как Она величается на небесах и какими песнями ублажается.

Скажи нам, как радуются там Святые, и как сияют они от благодати; как любят они Господа, и в каком смирении предстоят они Богу.

О, Адам, утешь и обрадуй наши скорбные души. Расскажи нам, что видишь ты на небесах?.. Что же ты молчишь?.. Ведь вся земля скорбит... Или ты от любви Божией не можешь и вспомнить про нас?

Или ты видишь Богородицу во славе, и не можешь оторваться от видения, и не хочешь нам скорбящим слово ласки сказать, чтобы мы забыли горе на земле?

О, Адам, отец наш, ты же видишь скорбь сынов твоих на земле. Что же ты молчишь?»

Говорит Адам:

– «Дети мои, не трогайте меня. Я не могу оторваться от любви Божией и говорить с вами. Душа моя уязвлена любовью Господней и веселится о красоте Его, и как могу я помнить землю? Живущие пред Лицем Владыки не могут помышлять земное».

– «О, Адам, отец наш, оставил ты нас, сирот твоих. А ведь мы в горе на земле. Скажи нам, что делать, чтобы угодить Богу? Посмотри на чад твоих, рассеянных по земле, рассеянных умом своим. Многие забывают Бога, во тьме живут и идут в пропасти ада».

– «Не беспокойте меня. Я вижу Божию Матерь во славе, и как могу я оторваться и говорить с вами? Я вижу святых Пророков и Апостолов; и все они похожи на Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия.

Я хожу по райским садам и всюду вижу славу Господню, ибо Господь во мне и сделал меня подобным Себе. Так прославляет Господь человека, что творит его подобным Себе».

– «О, Адам, ведь мы дети твои. Скажи нам, скорбящим на земле, как унаследовать рай, чтобы и мы, подобно тебе, видели славу Господню.

Душа наша скучает о Господе, ты же на небесах живешь и радуешься славе Господней. Молим тебя, – утеши нас».

 

– «Что вопиете ко мне, дети мои? Господь любит вас и дал вам заповеди. Соблюдайте их, любите друг друга, и обрящете покой в Боге. Кайтесь на всякий час в прегрешениях своих, чтобы могли мы встретить Господа.

Господь сказал: «Любящие Мя – люблю, и прославляющие Мя – прославлю».

«О, Адам, молись за нас, детей твоих. От многих скорбей печальна душа наша».

 

* * *

 

«О, Адам, отец наш, ты живешь на небесах и видишь Господа, сидящего во славе одесную Бога-Отца. Ты видишь Херувимов и Серафимов и всех Святых, и слышишь песни небесные, от сладости которых душа твоя забыла землю. Мы же печальны на земле и много скучаем о Боге. Мало в нас огня, чтобы пламенно любить Господа.

Внуши нам, что должны мы делать, чтобы рай обрести?»

Отвечает Адам:

– «Не троньте меня, дети мои, ибо я от сладости любви Божией не могу вспомнить про землю».

– «О, Адам, скучают души наши, и скорби отяготили нас. Скажи нам слово утешения. Пропой нам от песней, которые ты слышишь на небесах, дабы слышала их вся земля, и люди забыли горе свое... О, Адам, мы печальны зело».

– «Не троньте меня. Время моих скорбей прошло. От красоты рая и сладости Духа Святого я не могу уже помнить землю. Но скажу вам: любит вас Господь, и вы живите в любви, будьте послушны властям, смиряйте свои сердца, и Дух Божий будет жить в вас. Он приходит в душу тихо, и дает ей мир, и свидетельствует спасение без слов. Пойте Богу в любви и смирении духа, ибо Господь радуется этому».

– «О, Адам, отец наш, что же нам делать? Мы поем, но нет в нас любви и смирения».

– «Кайтесь пред Господом и просите. Он любит человека и все даст. И я много каялся и много скорбел за то, что Бога оскорбил, что за грех мой потерян мир и любовь на земле.

Слезы мои текли по лицу и мочили грудь и землю; и пустыня слушала стоны мои. Вы не можете разуметь моей скорби, ни того, как рыдал я о Боге и рае. В раю я был радостен и весел: Дух Божий веселил меня, и я не знал никаких страданий. Но когда я был изгнан из рая, то холод и голод стали мучить меня, звери и птицы, которые были кротки в раю и любили меня, одичали, стали бояться и бежать от меня.

Меня терзали злые мысли; меня опаляли солнце и ветер, меня мочил дождь; меня мучили болезни и все скорби земли, но я все терпел и крепко уповал на Бога.

И вы несите труды покаяния: возлюбите скорби, иссушите свои тела, смирите себя и любите врагов, чтобы вселился в вас Дух Святой, и тогда познаете и обретете Небесное Царство.

 

А меня не трогайте: ныне от любви Божией я забыл землю и все, что на ней, я забыл даже потерянный мною рай, ибо вижу славу Господню и славу Святых, которые от света лица Божия и сами сияют, подобно Ему».

«О, Адам, пой нам небесную песню, чтобы слушала вся земля и усладилась миром любви к Богу. Мы хотим слышать эти песни, они сладки, ибо поются Духом Святым».

 

* * *

 

Адам потерял земной рай и плача искал его; «Рай мой, рай, прекрасный мой рай». Но Господь любовью Своею на кресте дал ему иной рай, лучший прежнего, на небесах, где Свет Святой Троицы. Что воздадим мы Господу за любовь Его к нам?»

 

Надеюсь, эти замечательные слова разогреют ваши души и настроят вас на начало искания Господа. Во время поста будем голодать по самому Слову Божию, будем искать Господа в писании. Сами будем поститься, чтобы душа имела желание принять Его, вкусить Его, чтобы почувствовать, как Он вкусен и сладок.

Ищите Господа, как Адам сказал нам, Господь не хочет смерти грешника, но его покаяния. Мы в эти дни, по слову Адама, которое нам передал преподобный Силуан, будем стараться, с нестерпимым желанием увидеть свет Божий, с любовию начинать Великое время покаяния. Начнем учиться любить ближних и даже врагов, быть послушными Слову Божию.

Да помогай нам Господь начинать с добрым намерением, чтобы Крест Христов просвещал нас всех.

Природа и та нам помогает, день увеличился, стало больше света.

Как растет световой день, и солнце светит все ярче и теплее, пусть так Христос все больше заполняет наши сердца и просвещает наши души.

Будьте светлы, будьте носители Божией благодати Духом Святым. Аминь.

 

После молебна святой блаженной Матроне Московской братия вышли на чин покаяния.

 

Отец наместник наставил всех на прохождение доброго поприща Великого поста.

Рассказал, какие будут совершаться трапезы в монастыре на первой седмице. По мере сил в первый день воздержимся от пищи. У кого хватит сил, тот продолжит строгий пост и во второй, и в третий день первой седмицы. Воздержимся до первой Литургии Преждеосвященных Даров, до первого Причастия. Некоторые братия и прихожане воздерживаются от пищи всю седмицу до пятницы, когда в храме освятим коливо.

 

Но подвиг свой надо совершать не ради подвига, а ради примирения со своим телом. Подчинить его себе, а не быть у него на послушании. Мы последнее время видим, каким слабым стал человек. Стал слабым, потому что расслабил свою жизнь и свое тело, стал слабым, потому что захотел.

Всегда я вспоминаю слова прп. Симеона Нового Богослова, который в одном из Огласительных слов очень правильно сказал: «Самая опасная ересь, по убеждению преподобного Симеона, – утверждать, что Церковь сегодня, спустя многие столетия после века апостольского, не обладает абсолютно теми же духовными благодатными дарами, что и в дни события Пятидесятницы, в момент Сошествия Святого Духа на учеников Христа. Самая страшная ересь – утверждать, что Церковь «уже не та, что прежде», что христиане сегодня попросту не способны стяжать ту же самую меру Духа, что и древние святые. Преподобный Симеон пишет: «Я о тех говорю и тех называю еретиками, которые говорят, будто нет никого в наши времена и посреди нас, могущего сохранить евангельские заповеди и стать подобным святым отцам. Прежде всего, стать верными и деятельными, а далее и весьма созерцательными и вместе с тем боговидцами, то есть просветиться и принять Духа Святого и через Него увидеть Сына с Отцом…» (29-е Огласительное слово). Если есть у человека желание, он все может. Помните, на Сретение Господне приходила в нашу обитель коптская община, студенты со своим священником. Отец Дауд напомнил слова апостола Павла из послания к Филиппийцам: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:13). И так он это легко сказал: «Я могу все во Христе».

Это правда. Ничто не может меня ограничить, только моя леность. Накануне Великого поста хочу ободрить вас. Что мешает нам подвизаться, как наши отцы святые?

Если нас, что-то сильно интересует, мы с большим желание стараемся добиться своего, на удивление бываем сильные и выносливые. Если какое-то дело совпадает с нашими планами и желаниями, мы найдем и пути, и энергию. Но если мы чего-то не хотим, то найдем множество причин, чтобы этого не делать.

Кстати, мы сегодня празднуем и день памяти святой Матроны Московской, в ее житие есть случай, когда желание и вера поставили человека на ноги. В четырех километрах от Себино, где жила Матронушка, у одного мужчины отказали ноги, совсем не ходили. Матрона сказала: «Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет». Он полз эти четыре километра, а от нее пошел на своих ногах, исцеленный. Видите, что может совершить вера человека. А если бы он отказался, поленился ползти на животе несколько километров, так бы остался инвалидом, но он поверил Матроне.

Если мы так же будем поступать, не на свою силу рассчитывать, ибо она всегда минимальная, но уповать на силу Божию, «Христос моя сила, Бог и Господь» (Канон покаянный ко Господу) и в Нем можем все, тогда мы совершим прекрасный пост. Не только подвизаться, а будем совершать все что угодно, для того чтобы Богу угодить. Когда мы сбегаем от подвига, от молитвы, потому что мы ленивые, тогда Бог отходит от нас. Он помогает тем, кто сам старается, особенно монахи. Мы через весь храм ползли, помогая себе только руками, до самого алтаря, и нас спросили: «Что пришел еси, брате,…», а мы сказали: «Желая жития постническаго, честный отче». «Претерпиши ли всякую тесноту, и скорбь иноческаго жития, Царствия ради Небеснаго?», ответ прозвучал: «Ей, Богу споспешствующу, честный отче». Значит, Бог будет видеть наши намерения и поможет. Даже если мы без ног, а Он даст нам силы и возможность подвизаться, после чего будет исцеление.

Сегодня апостол сказал: «Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим., 13,11- 14, 4. ). Как блудный сын, придем в себя, найдем в себе силы вернуться в дом Отца. Мы как Адам будем подвизаться, молиться и плакать, чтобы приблизилось к нам Царствие Небесное.

Этот пост настроен на возвращение в Рай. Не напрасно мы в это воскресение вспоминаем изгнание Адама из Рая. Вспоминая эти далекие события, мы как блудный сын, начнем пост с твердого намерения возвращаться домой, даже выше чем Рай, в Царство Небесное.

Постом наши отцы готовились к встрече с Богом. На горе Синай Моисей подвизался сорок дней, увидел Бога и получил заповеди Божии. Но, тот пост не пошел ему на пользу. Когда Моисей спустился с горы, чтобы передать скрижали еврейскому народу, увидел, что они уже не ждут его, соорудили себе идола- золотого тельца и поклоняются ему. Моисей пришел в гнев и разбил скрижали.

Тоже самое происходит с нами. Мы постимся, подвизаемся, молимся. Может быть, даже Бога видим или чувствуем Его близость, Его благодать, но когда возвращаемся, «спускаемся на землю», бывает, что разбиваем все свои труды, потому что видим мирскую суету. Нас начинает это раздражать, мы начинаем осуждать, и скрижали наши разбиваются. Бог считает поведение Моисея неоправданным. Ему надо было еще раз подняться на гору, еще раз побывать на том месте и второй раз получить закон.

Давайте дорогие братия и сестры, будем подвизаться, с целью увидеть Бога, получить от Него заповеди сохранять их и соблюдать. Как Моисей, который спустился с горы, на нем был Божественный свет, который просветил его лицо, так, что ему пришлось прикрывать его.

Так и нам надо пройти через пост до Пасхи, чтобы на всех лицах в храме отражалась Божественная благодать.

Да помогай нам Господь в таких условиях, когда война, когда есть люди которые умирают, и когда есть все возможности исполнять заповеди Страшного суда: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне…» (Мф. 25:31–46). Хотя, все это не только во время поста совершать мы должны. Это должно быть постоянным делом жизни христианина. Но в этот период особенно.

Нельзя забывать, что Библия нам показывает примеры покаяния: «Когда увидел Бог, что отрешились ниневитяне от путей своих злых, Он явил милосердие Свое над ними и не навел на них бедствий, которые им предвещал» (Книга пророка Ионы, Глава 3). Так же во время поста и молитвы мы можем ускорить наступление мира на земле, можем ускорить явление Господа нашего Иисуса Христа, Его второе пришествие, если захотим. Но иногда мы строим себе мир, а некоторые и церковь, без Христа. Христос теперь не нужен. Это хорошо показано в произведении «Краткая повесть об антихристе» В.С. Соловьева. Автор раскрыл, как общечеловеческие идеи производят на свет антихриста. Автор нарисовал, как Христос вернулся на землю, а Он здесь никому не нужен. Есть патриарх, на Западе папа Римский. «Я могу быть хорошим сам по себе или по сравнению с другими пользователями. Ничто не мешает мне спасать людей, не зная о Спасителе. Но раз никаких абсолютов нет – ни моральных, ни трансцендентальных – значит, и я также не абсолютен... А я ведь есть! Я здесь стою! Я говорю! Я чувствую! Значит, я всё-таки Бог, ибо я, в отличие от него, существую объективно» Это напоминает нам, происходящее ныне, особенно на Западе. Протестанты, католики построили себе церковь без Христа. Если Христос придет завтра, много людей будут не готовы встречать Его. Будет повторение, того, что произошло, когда Господь явился Своему народу в первый раз. Апостол Иоанн Богослов написал: «Он пришел к Своим, но Свои не приняли Его». (Ин.1;11). Поэтому держитесь за Церковь, в которой во главе Христос, где Христос – это Камень, на котором стоит Церковь. Наша жизнь построена на Христе. А мы хотим всю свою жизнь Христу Богу предавать. Чтобы Он был внутри нас. Чтобы мы могли сказать «Во Христе я все могу». Нет ничего невозможно в Господе нашем Иисусе Христе. Пусть Господь просияет в вас, помогает, дает силу, веру, надежду и любовь. Потому что без любви жизнь пуста. Наши подвиги построены на любви, во-первых друг ко другу, а в совершенстве, и ко врагам.

Затем отец наместник испросил у отцов, братии и прихожан прощение, с земным поклоном и благословил всех молящихся на Великий пост. После все испросили друг у друга прощения под пение «Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче…»

Вечером архимандрит Василий был в главном кафедральном соборе города Чебоксары «Введения во храм Пресвятой Богородицы», где собрались все священнослужители на чин прощения, возглавляемый Главой Чувашской митрополии, митрополитом Чебоксарским и Чувашским Савватием.



Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»