Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя о мытаре и фарисее 13.02.2022

Неделя о мытаре и фарисее

13 февраля 2022 года, в Неделю о мытаре и фарисее, в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары наместник возглавил Божественную литургию. Ему сослужили братия обители в священном сане.

Пел хор монастыря под руководством регента иеродиакона Пантелеимона (Швецова).

Проповедь перед причастием прочитал игумен Вениамин (Куликов).

По завершении воскресного богослужения отец наместник обратился к богомольцам с пастырским словом.

Начинаем готовиться к великому празднику Пасхи. Сегодня наступило время Триоди. Вчера на вечернем богослужении тропари и песнопения напоминали нам Евангельскую притчу «о мытаре и фарисее». О них мы все знаем. Сколько лет читаем о них, сколько проповедей о них мы слышали. Знаем, как много вложено в эти три Евангельские строки. Молитвы двух человек. Один состоятельный, тем более фарисей. Фарисеи в то время являлись доминантой общества. Фарисей совсем не обязательно плохой, как мы привыкли думать. К примеру, апостол Павел гордился, что он фарисей. «Еврей от Евреев, по учению — фарисей» (Филипп., 3:5), сам про себя он говорил. Скорее всего, в окружение Иисуса Христа были и фарисеи.

Из Евангелия известно, как эти люди любили похвалиться собой. Они были вполне религиозны. Так сказать, стандарт исполнения закона Моисея. Кто не жил по их правилам, попадал под осуждение, считался ниже их, грешником. Часто мы встречаем таких людей в жизни. Те, кого называют ортодоксальными. Такие соблюдают закон до запятой, но забывают содержание, дух закона.

Другой человек, более скромный, Более невидимый. В первых рядах таких не видно. Они, скорее всего, за колонной, в притворе, у выхода. Робко прячутся, якобы, своими грехами могут осквернить святое место, куда ступит их нога.

Действительно, мы привыкаем и забываем о святости места, где мы бываем. Очень даже забываем. На днях я получил хороший урок. Думаю, стоит и вам рассказать, для вашей пользы. Посетил меня священник из Египта, копт. Мы считаем их раскольниками. У меня было благословение принять его, слушать и помочь ему что-то организовать для его прихожан, которые находятся в Чебоксарах. Раз уж он у меня в кабинете, я показал ему домовый храм в игуменском доме. Заходя в храм, простой, молодой иеромонах, первым делом снял обувь. Потому что относится к храму, как к святыне великой. Кстати, на входе в этом храме роспись на библейскую тему о том, как Моисею явился Бог в виде горящего тернового куста, он подошёл посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх.3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста и сказал: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх 3:5). На стене изображено, как Моисей снимает свои сандалии. Для меня это было уроком, потому что, действительно, мы привыкаем, и благоговение уходит у нас. Конечно, можно начать оправдываться, что мы не на юге живем, у нас холодно, там пол теплый, а у нас холодный. Много можно слов найти себе в оправдание, но смысл остается – это место святое. Этот молодой южный монах не отступил от своей традиции, традиции своей церкви. Мы часто действуем по привычки, «С нами Бог»! «Если Бог за нас, кто против нас?» (Римл.8:31). Позволяем отступить и притупить ощущение того, что мы находимся на месте святом. Забываем. Если бы каждый перед входом прочитал стихи 5-го псалма: «Вни΄ду в дом Твой, поклоню΄ся ко храму святому Твоему в стрáсе Твоем. Господи, настáви мя прáвдою Твоею, враг моих ради испрáви пред Тобою путь мой, яко несть во устéх их истины, сердце их су́етно, гроб отвéрст – гортань их, языки своими льщáху. Суди΄ им, Боже, да отпаду́т от мыслей своих, по множеству нечестия их изри΄ни я, яко преогорчи΄ша Тя, Господи. И да возвеселя΄тся вси уповáющии на Тя, во веки возрадуются, и всели΄шися в них, и похваля΄тся о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благослови΄ши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас», и таким образом выразил свое благоговение пред святостью храма Божия. Даже если не дойдет дело до снимания обуви, но в мыслях мы должны входить в храм с благоговейным чувством святости места.

Об этом мы и в Евангелие сегодня прочитали. Один человек, мытарь, подошел к храму с мыслью, что он не достоин, даже порог переступить. Чувствовал себя грешником. А фарисей привычный бывать в храме, он из народа Божия, зашел в самый перед, чувствуя себя святым, чтобы похвалиться: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк., 18:11). Вот и вся разница. Почему бы и нет, я православный, держу пост в среду и пятницу, некоторые добавляют и понедельник, читаю утренние и вечерние молитвы. При этом, пока стараемся соблюдать все правила на 100 или на 200 процентов, мы забываем, что вокруг нас есть люди, а мы по отношению к ним полностью на все 1000 процентов нарушаем закон, видеть ближнего своего, почувствовать его. Не только Я такой хороший, но увидеть того, который тоже овца Божия, сын Божий, но считает себя недостойным. А мы, считая себя достойными, может быть, согрешаем.

Начинается у нас время Триоди. Еще есть несколько недель до начала поста, но все-таки Церковь нас постепенно готовит к этому времени. Мы жили в радости. Только что мы встретили Рождество Христово, погружали себя в христианскую жизнь через Крещение Господне, праздновали память богоносных святых отцов наших, носителей Божией благодати, начиная с Антония, за ним Макария, Евфимия, Ефрема – учителя покаяния, а буквально вчера трех святителей Василия, Григория и Иоанна. В течении января месяца мы вспомнили великих святых, которые реализовали свою жизнь на христианских ценностях. Они добились своей жизнью звания христиана. Они добились звания не фарисея, а христианина – жить во славу Христа, быть носителями Христа. А если Христос Царь, и у Христа есть Царство, значит они носители Царства Его. Действительно христианин является носителем Царства Христова. Царство Небесное находится внутри такого человека, и дает ему жизнь вечную. А дверью в Царство Небесное, которое внутри нас, является Христос. Он сам об этом сказал: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Иоан., 10:9). Наоборот, смерть находить вне нас, а дверью в смерть является грех.

Второй человек, мытарь, понимает, что он находится вне Царства Божия, и справедливо боится входить в храм, но уповает на Божию помощь: «Не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» (Лк., 18:13) «Господи, очисти мя грешного!», «Господи, очисти мя грешного и помилуй мя!» - эту молитву мы постоянно произносим, особенно во время богослужения. Куда бы он ни пошел, что бы он не начал совершать, он произносит: «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя!». Так же и мы, если достигнем истинного покаяния, не как фарисей, который сам собой доволен, а как мытарь, который чувствует, что не хватает ему жизни, именно вечной жизни. Он знает, что ему грехи мешают, поэтому он молится: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» Разница большая. Один сам себя хвалил, навешал себе медалей на грудь, а второй считал себя недостойным. «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк., 18:14).

Приближается к нам время покаяния. Вчера на Всенощном бдении мы уже пели тропари: «Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче, / утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, / храм носяй телесный весь осквернен: / но яко щедр, очисти / благоутробною Твоею милостию». «а спасения стези настави мя Богородице, / студными бо окалях душу грехми, / и в лености все житие мое иждих: / но Твоими молитвами / избави мя от всякия нечистоты». Просили, чтобы Господь открыл двери покаяния, чтобы мы прошли путем искреннего покаяния. Когда мы просим «Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче», не забудьте, ключ от этой двери Сам Христос. Поэтому в течении Триоди, особенно с наступлением Великого поста, будем искать, как Господь будет открывать нам двери во спасение. Спасение возможно только через наше покаяние.

От Рождества Христова до сего дня, действительно было множество праздников святым угодникам, которые имели именно дух покаяния, были носителями Христа, Божественной благодати. Они нам помогут. Скоро мы начнем читать молитву одного из этих Великих угодников, преподобного Ефрема Сирина, в которой последнее прошение: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».

Преподобный Ефрем – великий учитель покаяния. Вся его жизнь прошла в покаянии. Мы знаем, что он был великого смирения, знаем его подвиги. Он всегда отказывался от высоких должностей. Святитель Василий Великий, который любил Ефрема за схожесть духа, хотел его рукоположить в священника, потому что хороших богодухновенных пастырей всегда не хватает. Ефрем сказал нет, согласился только на диаконское служение. Потом предлагали ему епископство, но он начал юродствовать, чтобы все отстали от него. А в конце жизни вернулся в свою первую пещеру, где он подвизался. Когда он преставился ко Господу, все монахи пришли на его погребение. Он учит нас обрести покаяния. Постом мы будем несколько раз в день читать его молитву которую все, наверное, знают наизусть: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Еще несколько воскресений осталось нам до поста. Впереди неделя о блудном сыне, который после грехопадения возвращается. Прозвучит самая главная тема – возвращение домой. Почувствовать, что мы не живем в доме Божием, мы далеко от дома Отца Небесного. Мы, как Адам, изгнаны из того мира, но, все равно, имеем его внутри себя. Потому что созданы по образу и подобию Божию. Значит, у нас есть воспоминания о Райской жизни. Есть в наших генах печать той жизни, и мы скучаем. Покаяние – это когда человек скучает о мире, который потерял. Когда постепенно придет в себя, откроет свою душу, узнает, что Царство небесное внутри. А поможет ему возвратиться обретение Христа.

Призываю вас в эти святые дни, которые начались в Церковном круге богослужений, позаботиться о причащении, обрести Тело Христово. Если оно будет внутри вас, значит, вы будете иметь долю в Его Царстве.

Преподобный Ефрем Сирин говорил золотые слова: «Боюсь причащаться, как недостойный, но еще более боюсь остаться без причащения, дабы не погибнуть». Поэтому хорошо считать себя недостойными, никто не достоин. Священники постоянно предстоят перед Престолом со страхом от своего недостоинства, но ради милости Божией, ради спасения, ради вечной жизни, мы здесь находимся и Господь нас допускает.

Вот и мытарь чувствовал себя недостойным, но возвратился домой оправданным. Надо думать, если мы и не достойны Святых Христовых Таин, но имеем веру, что именно через Причастие Господь откроет нам дорогу домой. Причастие – ключ к двери покаяния. Поста одного мало, все вместе. Покаемся, очистимся от своих грехов, тогда и получим доступ до самого Святая Святых. Мы уже здесь, если мы причастились сегодня, значит, Святая Святых находится внутри нас. Готовьтесь к Причастию, дорогие мои. Думаете не достойны? Вспомните, что и мытарь был не достоин, но Господь оправдал его. Приходите в храм Божий в таком же настроении, которое было в сердце этого грешника: «Господи, очисти мя грешного и помилуй мя!»  

В тот же день в актовом зале Центра подготовки церковных специалистов имени святителя Гурия Казанского на территории Свято-Троицком мужском монастыре города Чебоксары состоялась встреча верующей молодежи коптской общины Египта. Студенты Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова и представителя Коптской Церкви в России иеромонаха Дауда эль-Антони, окормляющего коптских верующих в нашей стране, с Главой Чувашской митрополии Высокопреосвященнейшим Савватием, митрополитом Чебоксарским и Чувашским.

Во встрече приняли участие наместник Свято-Троицкого мужского монастыря города Чебоксары архимандрит Василий (Паскье) и руководитель Епархиального отдела по делам молодежи Чебоксарско-Чувашской епархии клирик Покровско-Татианиского собора города Чебоксары иерей Антоний Ванюшкин.

Представитель Коптской Церкви в России иеромонах Дауд эль-Антони поблагодарил митрополита Савватия за возможность такой встречи, теплый прием и преподнес в подарок иконы, привезенные из Египта.

В свою очередь митрополит Савватий отметил: "Мое теплое отношение к Коптской Церкви зародилось еще в 90-е годы, когда я впервые услышал о Коптской Церкви, услышал о строгости ее монастырей, строгости правил и том, что Коптская Церковь - это Церковь мучеников. И есть родство с нашей Церковью и это родство заключается в том, что и наша Церковь была недавно гонима в ХХ веке. Благодаря гонениям Церковь очищается и становится сильнее, Церковь сильна своими мучениками".

Далее Владыка отметил, что находясь вдали от своей Родины, обучаясь в другой стране коптская молодежь сохраняет свою веру, свои традиции и пожелал коптской молодежи продолжать быть всегда рядом со Христом и передал всем свое благословение.

Встреча прошла в теплой дружественной обстановке и продолжилась за чаепитием в монастырской трапезной. Затем наместник монастыря архимандрит Василий (Паскье) провел увлекательную экскурсию по монастырю, рассказал о его удивительной истории и познакомил гостей с достопримечательностями и святынями храмов монастыря.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»