Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. 12.02.2022

Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

12 февраля 2022 года в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары наместник архимандрит Василий (Паскье) возглавил Божественную литургию и молебен святителям.

Проповедь перед причастием прочитал игумен Вениамин (Куликов).

По завершению молебного пения отец наместник поздравил всех с праздником и обратился к молящимся с пастырским словом.

Мы находимся в попраздновании Рождества Христова, через несколько дней будет сорок дней, как родился Богомладенец Иисус, и Церковь будет вспоминать Сретение Господне.

Это особый период в Церковном году богослужений, он называется Богоявлением. И Рождество Христово, и наречение имени Иисусу, Обрезание и крещение в древней церкви было объединено под одно - Богоявление. А так же в это время, особенно после Крещения Господня, церковный календарь наполнен поминовениями великих святых нашей Церкви. Это и Игнатий Антиохийский, Григорий Ниский, Максим Исповедник, Афанасий и Кирилл Александрийские, Марк из Эфеса, преподобных Антоний, Павел, Макарий, Евфимий, Феодосий, Ефрема Сирина , а так же и жен – мучениц Домники, Татианы, Ксении. Они своим житием и подвигами укрепили нас и наставили на путь истинного христианина. Воистину это одно из самых богатых месяцев года для созерцания христианской святости.

Сегодня 30 января по старому стилю, в конце месяца, как своего рода подведение итогов церковь установила празднование трех святителей Василия Великого архиепископа Кесарии Каппадокийской, Григория Богослова епископа Назианского и архиепископа Константинопольского; и Иоанна Златоуста Антиохийского, так же епископа Константинопольского.

Помните, в канун Нового 2022 года мы поставили акцент на добром намерении стать настоящими христианами. В тот день праздновали память святителя Василия Великого и вскоре память его друга святителя Григория Богослова. Они были, действительно, близки с детства, вместе учились, вместе подвизались и оба достигли высокого служения в нашей православной церкви. Их время было – IV век. А веком позже в Антиохии засиял другой светильник – святитель Иоанн Златоуст. Златоуст, потому что он произносил золотые слова. Иоанн Златоуст занял кафедру своего предшественника Григория Богослова, столицы Византийской империи Константинополя.

Что мы знаем об этих святых, празднованием которых завершается месяц январь.

Два каппадокийца – Василий из Кесарии и Григорий из Назианза учились в Афинах. Учеба их не была христианской или богословской, они учились мирской мудрости, древнегреческой философии, ораторскому искусству. Но, благодаря своим способностям, они смогли воспользоваться полученными знаниями в церкви христианской. При всей своей любви к мирским наукам, в городе просвещеннейшем и развращеннейшем они чуждались всякого светского развлечения; их узнавали по важной и скромной поступи, отличали от сверстников и называли «двумя христианами»; между тем их любили, им удивлялись, их уважали. Василия почитали как старца в юношеском теле: человеческая философия не имела для него непостижимостей, но он был проникнут высшей, неземной философией, и его ожидало служение апостольское. На Григория смотрели как на поэта, исполненного силы и приятности, но он готовился петь величие Нового Завета и проповедовать тайны Откровенного богословия.

Можно сказать что именно эти три святителя, но особенно Василий и Григорий создали основание строение того мира, в котором мы сейчас живем. Так называемый – Европейский. Не сегодняшние европейские ценности, а в смысле того, что по Европе Евангелие распространилось быстро и много стран приняли веру Христа и учение Его.

В этот день на востоке, особенно в Греции, отмечают день православной грамотности, как у нас в праздник равноапостольных Кирилла и Мефодия. Для них день трех Святителей – это день образования, богословских знаний и духовных школ. Там в этот день совершают праздничные службы, освещаются школы, собираются студенты. Потому что святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст сделали все, чтобы распространялось христианское учение.

Хотя, эти три святителя были очень не похожими друг на друга.

Василий и Григорий – в разных местах, но почти в одно и то же время приняли Святое Крещение, имея каждый от роду около тридцати лет.

Святитель Василий (379) был прилежным церковником, солидным мыслителем, сострадательным пастырем и монашеским учителем. Он нашел убежище, в котором можно бы предать себя монашеской жизни, и много времени посвятил защите догмата о Святой Троице, как это было определено Никейским Собором.

Святитель Григорий (389), отверг приглашение Василия вместе поселиться в монастыре, ему казалось, что надо заботиться о многом, он не хотел оставить престарелого отца. Но, все равно, принял этот путь, стал епископом и занял престол Константинополя. Григорий отличался доброй поэтической натурой, он был поэт и из под его пера вышло множество текстов, принятых церковью для богослужебных песнопений, к примеру, слова из одной его проповеди на Пасху : «Воскресение Христово видевше…». Но из-за его очень мягкого характера, как пастырь он был слаб, его часто обижали. Зато богословом он был величайшим.

Святитель Иоанн Златоуст (407)был твердо православным во всех своих учениях, но не смог стать монахом, из-за слабого здоровья, богословом его тоже не назовёшь. Но он был прекрасным, страстным проповедником. Его творения мы и сейчас используем для укрепления веры. Мы хвалимся его учением о христианской жизни, пророческим обличением несправедливости и зла, пастырской заботой о бедных и угнетенных, его бесстрашным противодействием тем, кто хотел исказить и предать его. Его называют Златоустом за «золотые уста», за его замечательный ораторский дар.

Три святителя, пастырь и монах, богослов, наставник, представляют вкупе те добродетели, которые нам надо обрести.

А Евангелие нам сегодня говорит «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф., V, 14-19). Поставим наших святителей выше всего, чтобы они просвещали нашу церковь и жизнь.

Церковная жизнь в современном мире терпит поражение, много расколов, разделений, что не может не печалить. На наших глазах раздирают одежду Христову, каждый тянет одеяло на себя, каждый доказывает свою правоту. Стало обычным делить людей на истино - православных, менее православных, на греков и русских, теперь это все и Африку пошло.

Лично мне не верится, что этого хочет Христос. Все это, к сожалению, человеческий фактор, гордыня.

Христос никогда не поступал, как мы сейчас поступаем. Он всегда объединял народ, а не разделял. Нам надо иметь мудрость наших трех святителей вселенских и всех святых, которые день за днем весь январь просвещали нашу жизнь. Учили нас своим примером настоящей жизни и истинному христианству. Быть христианином – это значит достойно носить имя Христа.

Если бы мы погружали свою жизнь во Христа, облачались в тело Христово, причащались Его святых Таин, мы бы сияли Христовым духом и Христовой любовью. Сам Господь сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан., 13:35).

Итак, пусть именно любовь научит и настроит нас на этот год. Если даже уже идет второй месяц, все равно, только начало года, так пусть он пройдет для нас в христианской жизни. Чтобы нам научиться поступать, всегда имея в сердце образ Господа нашего Иисуса Христа.

Пусть Христос просвещает вашу жизнь. Аминь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»