Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


День памяти преподобного Евфимия Великого. 02.02.2022

День памяти преподобного Евфимия Великого.

2 февраля 2022 года в день памяти преподобного Евфимия Великого (473) в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары Божественную литургию возглавил наместник обители архимандрит Василий (Паскье). Ему сослужил иеромонах Африкан (Яковенко).

По окончании литургии был пропет молебен преподобному Евфимию Великому и отец наместник обратился ко всем молящимся с пастырским словом.

Сегодня мы с вами праздновали память еще одного Великого преподобного – подвижника Евфимия.

Я уже рассказывал вам, что в период подготовки к постригу, первый с кем мне надо было познакомиться – был преподобный Антоний Великий, второе житие, которое мне благословил прочитать мой наставник – это преподобного Евфимия Великого, а третье житие, которое я читал до пострига в монашество – преподобного Саввы Освященного.

Наряду с Антонием Великим, Макарием Великим и Пахомием Великим, Евфимий Великий считается столпом пустынножительства, вдохновителем и основоположником широкого монашеского движения, разлившегося по всем пустыням Палестины.

Я читал житие Евфимия с особым вниманием, ибо знал, что после пострига мое послушание будет рядом с теми местами, где он жил и подвизался, в Иудейской пустыни.

Наш монастырь был не далеко от Лавры преподобного, поэтому с большим интересом я читал его житие, делал заметки в книге. У меня, совсем молодого, 22 года, разгоралось сильное желание побывать в первой обители его, на тех местах, где он трудился после того как покинул родину.

Мы знаем, что Евфимий родился в 378 году в городе Мелитине в Малой Армении. Рано, в 3 года, остался сиротой. Воспитал его дядя епископ Евтрий. Тот крестил его и вскоре сделал чтецом в своей церкви. Будущий святой воспитывался в доме епископа в духе добродетели, умеренности и почитания Священного Писания. Очень рано он был приучен со страхом Божиим совершать богослужение в урочные часы и непрестанно молиться в сердце. Мальчик выходил из дома только для того, чтобы посетить подвизавшихся в округе монахов.

Из жития преподобного Евфимия мы знаем, что он каждый год время от Богоявления до Пасхи проводил в пустыне, живя в одиночестве и безмолвии. Эту практику он сохранял до конца своей жизни. Мало того, практика, уходить на Великий пост в пустыню, стала основой палестинского монашества. Мы читаем об этом в житие Марии Египетской (Старец Зосима именно в такое время встретил Марию).

По прошествии двух веков после преставления Евфимия, палестинские монахи все еще твердо хранили традицию, которую привез с собой преподобный, удаляться в начале поста в пустыню. Правда, теперь время ухода в пустыню немного изменилось. Это связано с тем, что палестинская братия любила собираться в праздники, особенно в дни памяти отцов – пустынников, на благолепное и торжественное богослужение. К тому времени уже преставился преподобный Антоний Великий. Молва о нем шла еще при жизни, а после смерти, уже через год, было написано его подробное житие, и все его почитали святым. В годовщины преставления Великого Антония монахи собирались и восхваляли жизнь и подвиги отца египетских монахов, совершали, так называемые, панигиры. На святой горе Афон и ныне в престольные праздники и память святых угодников совершают «Святогорские панигиры».

И уже в тот период Великий Антоний так влиял на палестинских монахов, что они никогда не пропускали день его кончины. Каждый год 17 января по старому стилю, по новому – 30 января, все собирались на большое торжество. Теперь монахи стали удаляться в пустыню только после дня поминания преподобного Антония Великого. А потом, когда и Евфимий умер, монахи отложили день исхода из монастыря в пустыню до 20 января / 3 февраля. Вот насколько эти подвижники были великие и влияли на все монашество. Преподобный Антоний стал отцом всех монахов в Египте, а преподобный Евфимий стал отцом всех палестинских монахов. Поскольку Евфимий хорошо знал церковную традицию и устав, изучая с детства, после его ухода в мир иной, Савва Освященный, ученик Евфимия Великого, сохранивший все заветы своего духовного отца, стал писать тот устав, которым сегодня мы пользуемся в Русской Православной Церкви. Иерусалимский Устав или Устав преподобного Саввы Освященного. Такое большое влияние преподобного Евфимия.

Евфимий уже подростком мечтал уйти со своей родины, понимая, что детские воспоминания, близость родных и близких мешает обрести Царство Небесное. Поэтому он решил покинуть свои родные места и пойти в Иерусалим. Там уже побывала царицы Елены, построила большие храмы на Гробе Господнем и на месте рождения Иисуса Христа, и начало появляться монашество. Одним из ярких светильников того времени был преподобный Харитон. За время своей жизни преподобный Харитон основал три лавры. Евфимий пришел в одну из них, Фаранскую лавру, на послушание. Лавра преподобного Харитона была к тому времени густо населена монахами, а Евфимий любил одиночество, анахоретство. Он был анахорет, любил находиться наедине с Богом. Нашел себе пещеру за стенами лавры. Эта келия до сих пор существует. Когда я жил на Святой Земле, в этой келии жил один монах. Подниматься в келию можно было только с помощью веревки или железного троса. Мы этому монаху даже дверь устанавливали. В один день мы сильно потрудились, на веревках все подняли, металлическую дверь. Цементный раствор сделали сначала внизу, потом так же подняли на веревках до келии. К сожалению монах долго там не прожил, однажды нашли его внизу мертвым. Неизвестно, что с ним случилось, сам ли упал, или убили его.

Предобный Евфимий жил в этой келии несколько лет. Утвердил традицию, после памяти святого Антония удаляться в глубину пустыни. Со своим другом преподобным Феоктистом уходили в пустыню до самого Вербного воскресения, возвращались, чтобы причащаться со всеми братиями. Делиться рассказами о том, что произошло с ними в пустыне или хранить подвиги в сердце своем. Мы об этом знаем из чтения о преподобной Марии Египетской.

Однажды, когда они искали где проводить свой пост, нашли ущелье, очень глубокое, узкое и опасное. Когда в Иерусалиме шел дождь, ущелье наполнялось водой. На вершине ущелья они умидели пещеру, подумав о промысле Божием, устроили себе келию, потом эта келия превратилась в обитель. В пещере построили храм, туда начала собираться братия. Преподобный Феоктист стал игуменом этого небольшого монастыря. А Евфимий построил лавру, куда брал опытных монахов. Феоктист готовил начинающих монахов, а Евфимий брал себе уже укрепленных в вере.

Святой Евфимий Великий, конечно, был анахорет, и всегда старался скрыться от людских взоров. В пустыне всегда есть бедуины, которые ходят там со своими стадами, и Евфимий старался спрятаться от них.  Но однажды преподобный попал на глаза одного бедуина, который не отпускал старца. Бедуин был язычник, ислама еще не было, но и христианином он не был. Но на столько привязался к преподобному, что Евфимий в ущелье с водой крестил этого бедуина. Обучил его христианской жизни. А дальше, этот бедуин стал епископом всех бедуинов, которые, глядя на него тоже приняли христианство. Организовали свою жизнь.

Мы видим, что преподобный Евфимий был и анахорет, и миссионер, просветитель тех людей, которые раньше не знали Христа. Он совершал множество чудес. Исцелил сына первого епископа, которого назвал в честь апостола Петра, и обитель преподобного стала светить в пустыне. Но и до пустынножителей доходили разные события того времени. Они пережили несколько вселенских соборов. Один из них был против лжеучения архиепископа Нестория Константинопольского. Смущение поселилось и среди монахов. Были такие, которые поддержали раскол. Затем уже в середине V века произошел Халкидонский собор, четвертый вселенский собор в истории христианства. И опять раскол. Даже в пустыне многие монахи ушли в раскол. И только один светильник православный – Евфимий хранил решения первого и второго вселенских соборов. Преподобный Евфимий принял исповедание Халкидонского Собора и признал его православным. Весть об этом быстро распространилась среди иноков и пустынников, и многие из них, ранее неправо веровавшие, по примеру святого Евфимия, приняли исповедание Халкидонского Собора. Так же императрица Евдокия перешла на сторону Евфимия.

В те времена был даже захват Иерусалимского престола. Один самозванец выгнал православного патриарха, занял его место. И, действительно, какое-то время еретики были во главе Иерусалимской церкви. В те смутные времена преподобный Евфимий не имел отношений с раскольнической церковной властью. Он постоянно находился в пустыне, не ходил в город, чтобы не искушать людей, а так же, чтобы его никто не тревожил, чтобы никто не мог придраться к нему и не арестовать. Жил своей жизнью. Когда начало возвращаться православие, преподобный Евфимий собрал 25 тысяч монахов. Они пришли в Иерусалим. Собрались храме, который мог вместить такое количество людей. На то время в Иерусалиме самым большим храмом считался храм Первомученика архидиакона Стефана, построенный при финансовой поддержке императрицы Евдокии. Монахи своими посохами били по каменному полу храма. Шум был таким сильным, что звук его дошел до лжепатриарха Анастасия, испугавшись он сбежал. Тогда христиане восстановили своего православного патриарха Ювеналия, жившего в ссылке на тот момент. Возвратился законный патриарх и было торжество православной веры в Иерусалиме. Все это смогло случиться благодаря преподобному Евфимию и той братии, которая поверила ему и шла за ним.

Он оставил свое наследство любимому ученику преподобному Савве.

Савва, не подвел своего учителя, он продлил анахоретство и создал лавру, в которой до сих пор подвизаются монахи.

Лавра преподобного Евфимия терпела нападение персов в начале VII века, в конце того же века ислам окончательно разорил ее.  Тогда было разорено очень много монастырей и были убиты, практически, все монахи. Где-то 5 тысяч монахов убили, где-то меньше. Огромными цифрами исчислялись мученики и исповедники в те времена. Потом были еще крестоносцы, нападение Византии. Сегодня все эти монастыри в пустыне стоят в разрушенном состоянии.

Я узнал, что недавно мой знакомый археолог приобрел место бывшей лавры преподобного Евфимия. Она находится в еврейском поселении. Очень рад я за него. Благодаря его работе мы точно заем расположение лавры преподобного. Паломники и туристы могут посещать эти святые места.

Там удивительные фрески. Они под слоем песка, нанесенного ветром. Но он сухой, и, практически все фрески сохранились. Песок оказался мягкой защитой святых мест. Стоит только убрать песок и откроются прекрасные мозаики.

Молитвами святого преподобного Евфимия Великого, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас! Аминь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»