Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


День памяти преподобного Макария Великого, Египетского и Святителя Марка Евгеника, архиепископа Ефесского. 01.02.2022

День памяти преподобного Макария Великого, Египетского и Святителя Марка Евгеника, архиепископа Ефесского.

1 февраля 2022 года, в день памяти преподобного Макария Великого, Египетского (390-391) и Святителя Марка Евгеника, архиепископа Ефесского (1444), в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары возглавил Божественную литургию и молебен наместник архимандрит Василий (Паскье). Ему сослужил иеромонах Африкан (Яковенко).

Братия возгласили многолетие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, в связи с годовщиной его интронизации.

По окончании богослужения отец наместник поздравил Его Святейшество с годовщиной интронизации и выразил искреннюю признательность за мудрое и чуткое отеческое попечение.

Затем обратился с пастырским словом к молящимся в этот день в храме. 

Попечение о всей полноте Русской Православной Церкви было вверено Святейшему Патриарху Кириллу тринадцать лет назад в день памяти святого Марка Евгеника, епископа Ефесского (1444), защитника и самого настоящего «атланта Православия».

Святой Марк Ефесский жил в первой половине XV века. В период когда было «объединение православных и папистов» или так называемая «уния» (1438–1439), в глубине надеясь, поработить Православие Папой. Это были смутные времена. Оставалось несколько лет до падения Константинополя. Много патриархов попали в соблазн. Думали о соединении. Но соединении не ради церкви, а ради геополитических интересов. А епископ Ефесский Марк мудро смог разоблачить лукавые действия. Конечно, был гоним, но, не покладая рук, в одиночку боролся как мог за чистоту веры православной. Святой Марк оставался «единоборцем», он боролся с западным папизмом и победил его. Он прославил Православный Восток и способствовал тому, чтобы воссияла истина – в ту эпоху, когда императоры и Патриархи опасно заигрывали с волчищами Запада и готовы были предать им на растерзание паству многострадальной Восточной Церкви. Потихоньку «уния» распалась.

Надо знать, что и в России была такая проблема. «Уния» дошла и до России. Глава русской православной церкви митрополит Исидор принял «Унию». Но, удивительно, народ не пошел за Главой церкви. Некоторые православные страны, как Россия и Греция, сомневались в правильности объединения двух церквей - католической и православной. Россия данную унию не признала, объявила о своей независимости от византийской церкви. Митрополит Исидор был подвергнут заключению. В 1448 г. впервые без участия Византии был избран митрополит Иона. Русская православная церковь стала независимой.

Думаю, не случайно День интронизации нашего Патриарха Кирилла совпал с днем памяти святителя Марка Ефесского.

Пусть Господь ему дарует здоровье и мудрость, хранить славную веру отцов, веру Православную.

Чтобы под его водительством Церковь православная была непоколебима до самого второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Многое зависит и от нас, от нашей веры, от нашего участия в жизни церкви и от наших молитв к Богу.

Сегодня так же память преподобного Макария Великого, одного из горячих ревнителей веры православной. Преподобный от любви к Господу даже горел во время молитвы. Когда он поднимал свои руки к небу, ученики, тайно наблюдавшие за ним, видели, что его пальцы светились как свечи. Некоторые видели его как солнце, описание похоже на то, что мы знаем о нашем преподобном Серафиме, когда святой Саровский чудотворец показал своему ученику Н.А. Мотовилову славу Божию. Как писал Мотовилов: «Я взглянул... в лицо его... Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца…».

Такие же явления мы читаем и о преподобном Макарие Египетском в записках его учеников. Когда он молился, становился как солнце и светился. Когда мы смотрим на солнце, оно нас ослепляет на некоторое время, после солнца наши глаза не видят ничего. Такая сила была его горячей молитвы. Наверное, это происходило от его горячей веры.

Преподобный Макарий оставил рукописи, наставления братии, слова на праздники. Слава Богу, многие его творения дошли до нас с IV – V вв.. До сих пор это кормит тех, которые любят Господа, тех которые хотят походить на святого Макария, тех которые мечтают о таком же пламене.

Пусть такое пламя любви горит и внутри нас. Если не как солнце, то даже как маленькая свеча, и от свечи есть свет и тепло. Пусть каждый из нас имеет свет и тепло. Мы будем вместе утеплять нашу православную атмосферу, и просвещать мир, который и ныне живет во тьме. Пусть свет Христов просвещает каждого человека и весь мир.

Молитвами преподобного Макария и других отцов, сохраняется еще православная вера.

Будучи молодым монахом, сподобился дойти до монастыря, где подвизался преподобный. Сегодня это огромный монастырь. В наше время монахи живут по тем же правилам, что и много лет назад, установленным святыми отцами.

Монастырь огорожен стеной. За которой сухая выжженная солнцем пустыня, а внутри стен кипит жизнь. Жизнь простая, одежды нехитрые, келии почти пустые, для сна деревянный настил на полу. Каждый монах – аскет. Но, в то же время, каждый монах образованный и современный. Братия монастыря организовали ферму животноводческую, которая стала моделью для египетского сельского хозяйства. Купили коров в Голландии. Получают большие надои молока. У них насажены виноградники, финиковые пальмы. Жизнь организована. И все благодаря источнику воды в пустыне. Пустыня сухая, а около монастыря нашли воду. Начали поливать. Когда тепло и влажно пустыня перестает быть пустыней. Потом на этом месте египетские власти построили ферму, как образец. Многие фермеры приходят к монахам перенимать опыт. Внутри монастыря даже обучают людей новым технологиям. Но дух монашества остается тем же, что и в IV веке. Литургия не изменилась. В нашем богослужении оскудела библейская основа, остались только короткие фразы. А гимны увеличились, тропари, стихиры, седальны. К примеру, те каноны, которые мы читаем только во время Великого поста, они же их читают каждый день. А между ними короткие тропари. Монахи сохранили все молитвы, которые оставили им первые отцы –пустынники. Пребывание в древнем монастыре оставило у меня неизгладимое впечатление.

Эта пустыня находится между Каиром и Александрией. Суровое место. Отъехав от Каира, невдалеке можно увидеть египетские пирамиды, сфинксов. Мне было не интересно смотреть на пирамиды, мое желание было скорее увидеть, как монахи подвизаются. Проехав примерно сто километров, наконец, за поворотом начинается пустыня Нитрия.

 Нитрия — пустынная возвышенность в 40 км к югу от Александрии, свое название получила от селитры (нитры), которая там добывалась с древности. С IV в. Нитрийская пустыня стала одним из центров египетского монашества. Первым отшельником, который поселился там около 330 г., был святой Аммон, друг молодости святого Антония. Аммон стал основателем так называемого анахоретского монастыря, который являлся переходной ступенью от отшельничества к строгому общежитию. В начале V в. в Нитрийском монастыре в отдельных домах (кельях) жили до 5 тыс. иноков. Примерно в 50 жилых зданиях размещалось от одного до нескольких сотен монахов. Иноки вели трудовую жизнь и находились под руководством одного отца (аввы), избираемого пожизненно из 8 пресвитеров храма обители. В числе хозяйственных построек монастыря были пекарни, выпекавшие хлеб не только для его нужд, но и для отшельников, удалившихся во внутреннюю пустыню. Монастырские врачи и аптекари следили за здоровьем насельников обители. Слава нитрийских подвижников широко распространилась в империи и привлекала в пустыню огромное количество мирян-странников. Поэтому уже к середине V в. монахи постепенно покинули Нитрию в поисках молитвенного уединения.

 Очень суровая пустыня, вместо песка там селитра. Если быть неосторожным, можно сжечь свою кожу.

Я очень ценю те чувства, которые хранятся в моем сердце от посещения монастыря преподобного Макария. Поэтому я, как могу, делюсь с вами, чтобы хоть чуть-чуть погрузить вас в ту атмосферу. Стараюсь, чтобы хоть капля нектара попала на ваши уста, и чтобы вы захотели глубже узнать жития отцов пустынников, и Макария Великого Египетского, и Антония Великого, его в воскресение мы вспоминали, и скоро будет память еще одного преподобного, из другой пустыни, Палестинской, – Евфимия Великого. Все они в одно время в пустынях возросли в духовной жизни.

То время в Египте было именно таким, как сказал святой Афанасий Великий: «Пустыня стала Градом». Град Пустыня.

Со всего мира, из Германии, Галлии, Испании, Северной Британии люди шли в пустыню, посмотреть на подвижников.

Россия имеет своих подвижников – это преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский, Варлаам Хутынский и Нил Сорский и многие другие. Они для нас должны быть маяком, на который мы будем смотреть, попав в море искушений, чтобы найти гавань спасения. Аминь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»