Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 32-я по Пятидесятнице. Прп. Антония Великого. 30.01.2022

Неделя 32-я по Пятидесятнице. Прп. Антония Великого.

30 января 2022 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, день памяти Прп. Антония Великого (356). Наместник архимандрит Василий (Паскье) совершил Божественную литургию в соборе Святой Живоначальной Троицы обители.

Ему сослужили игумен Вениамин (Куликов), иеромонах Зотик (Григорьев), иеромонах Африкан (Яковенко).

На сугубой ектении были возглашены прошения, возносимые во время распространения вредоносного поветрия. По сугубой ектении совершена молитва во время распространения вредоносного поветрия чтомая.

Проповедь перед причастием прочитал иеромонах Африкан (Яковенко).

По окончании Литургии соборно совершили молебное пение преподобному Антонию. Возгласили многолетия митрополиту Чебоксарскому и Чувашскому Савватию.

В завершение богослужения отец наместник обратился ко всем присутствующим с просьбой сугубо помолиться о здравии Главы Чувашской митрополии, митрополита Савватия, ибо по болезни он не смог служить в день своей епископской хиротонии.

Затем обратился с пастырским словом к богомольцам.

Вчера нам сообщили, что наш владыка приболел, и соборного богослужения по случаю его хиротонии, которая состоялась 30 января 2005 г., не будет. Прошу помолиться о здоровье нашего владыки, митрополита Савватия. Мы его поздравляем от всей души.

Мне кажется, очень символично, что он стал епископом в день памяти преподобного Антония Великого – основателя пустынножительства и отца монашества.

О величайшем подвижнике сегодня нам уже прочитал отец Африкан, а я хотел добавить только некоторые факты его подвижнической жизни и о том, почему его называют отцом всех монахов.

Будучи молодым послушником, как подготовка к постригу, я получил от своего игумена послушание изучить житие преподобного Антония. Именно его житие открыло мне суть монашеской жизни. Действительно, он является и для меня, и для всей братии отцом.

Он был далеко не первый монах, поскольку сам он встретил в пустыне преподобного Павла Фивейского, Египетского (+ 341), отшельника – анахорета, который подвизался в одиночестве 91 год. В Египте было много отшельников. В те времена существовала целая школа анахоретства. Даже в дохристианское время существовало движение уединённого аскетичного образа жизни, чуждого всякого общения. Таких людей называли «терапевт», потому что считалось, что их образ жизни исцелял человека от страстей.

Известность пришла к Великому Антонию уже при жизни. Афанасий Великий патриарх Александрийский, близкий друг преподобного, написал его житие.

Святитель Афанасий Великий был в ссылке в Германии во время гонения на православных. Там он начал составлять житие преподобного Антония. Так на Западе быстро узнали о подвижнике. И поэтому, не удивительно, что из Германии, Галлии, Испании пошли много паломников в Египет, смотреть кто такой Антоний.

Мы знаем, как преподобному Антонию пришло решение оставить мир сей. Он зашел в храм, а там в чтенном тогда Евангелии услышал слова Господа к богатому юноше: «Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси и гряди в след Мене» (Мф. 19, 21). Антоний принял счел это знаком свыше, как если бы для него было чтение. Что имел во владении от предков, раздал нуждающимся, малолетнюю сестру определил на воспитание в обитель, поручив известным ему и верным девственницам.

Но надо тоже знать, что посещение храма было для него делом привычным. Родители его, люди богатые и благородные были христиане. Антоний воспитан был по-христиански и в детстве рос у родителей, не зная ничего иного, кроме них и своего дома. Когда же стал отроком, не захотел ни учиться грамоте, ни сближаться с другими отроками, но желал только быть в родительском доме, был домашним ребенком. Между тем не ленился ходить с родителями в храм, покорен был родителям, и внимательно слушая читаемое в храме, старался извлекать из того пользу. Богатства родителей хватало на безбедную жизнь семьи. Антония не принуждали работать. Но воспитывали своих детей в умеренном достатке. А святой и не беспокоил родителей требованием разнообразных яств, не искал услаждения в снедях, довольствовался тем, что было, и ничего больше не требовал.

По смерти родителей преподобный, будучи восемнадцати лет от роду, взял на себя попечение и о доме, и о сестре.

И вот, в тот день, идя по обычаю в храм Господень, по пути размышлял о том, как Апостолы, оставив все, пошли во след Спасителю, как упоминаемые в Деяниях верующие, продавая все свое, приносили и полагали к ногам Апостольским для раздаяния нуждающимся, какое имели они упование и какие воздаяния уготованы им на небесах. И его уже волновал вопрос, как правильно распорядиться своей жизнью, как спастись. С такими мыслями он и вошел в храм.

После того, мы знаем, что сначала он подвизался в городе, затем ушел в пустыню, встретил анахорета Павла, который обучил его отшельнической жизни.

Однажды я побывал в тех местах. Владыка Варнава меня отпустил в отпуск. Я со своими спутниками добрался автостопом до монастыря вмц. Екатерины на Синае, потом до монастыря прп. Антония, у источника. Сами поднялись на гору, где он подвизался. Переночевали. На следующий день шли дальше в места прп. Павла Фивейского. Потом посетили другие монастыри - скиты между Каиром и Александрией. Это очень суровое место, воды, практически, нет.

Антоний построил свой монастырь поэтому на месте, где был источник. Много монахов отшельников жили далеко в пустыне, в горах. Просили иногда преподобного, чтобы он приходил к ним с духовным наставлением.

В житии преподобного Антония, описанного святителем Афанасием Великим можно прочитать: «Однажды Антоний отправился в путь вместе с пришедшими к нему монахами, которые упросили его посетить их и место их жительства. Верблюд нес для них хлебы и воду, потому что пустыня эта безводна, и воды, годной к питию, не было нигде, кроме одной той горы, на которой был монастырь Антониев, где и запаслись они водою. Когда же на пути вода у них истощилась, а зной был весьма сильный, то все были в опасности лишиться жизни. Обойдя окрестности и не нашедши воды, не в силах уже были продолжать пути, легли на земле, и отчаявшись в жизни своей, пустили верблюда идти, куда хочет. Старец, видя, что все бедствуют, весьма опечалившись и воздохнув, отходит от них недалеко и, преклонив колена и воздев руки, начинает молиться; и Господь вскоре соделал, что потекла вода на том месте, где он стоял на молитве, и таким образом утолили все жажду и оживились, наполнили мехи водою, стали искать верблюда и нашли его. Случилось же так, что веревка обвилась около одного камня и удержала верблюда. Итак, привели его назад, и, напоив, возложили на него мехи, и продолжали путь безбедно. Когда же Антоний дошел до первых на пути монастырей, все приветствовали его, взирая на него, как на отца, - вот почему мы называем его отцом всех монахов - а он, как бы принеся напутствие с горы, угощал их словом и преподавал им, что было на пользу. Снова на горах были радость, соревнование о преспеянии и утешение взаимное друг друга верою. Радовался и сам Антоний, увидев ревность иноков, и сестру свою, состарившуюся в девстве и уже настоятельницу других девственниц». Когда – то преподобный Антоний отдал свою младшую сестру на воспитание девственницам, а теперь увидел ее игуменией.

Дальше читаем: «Через несколько дней опять ушел он на свою гору. И тогда стали уже приходить к нему многие; осмеливались даже приходить и иные страждущие. Всякому приходящему к нему иноку давал он постоянно такую заповедь: "Веруй в Господа и люби Его, храни себя от нечистых помыслов и плотских удовольствий и, как написано в Притчах, ниже прельщайся насыщением чрева (Притч. 24, 15), бегай тщеславия, молись непрестанно, пой псалмы перед сном и после сна, тверди заповеди, данные тебе в Писании, содержи в памяти деяния святых, чтобы памятующая заповеди душа твоя имела ревность святых образцом для себя". Особливо же советовал Антоний непрестанно размышлять об Апостольском изречении: «Солнце да не зайдет в гневе вашем» (Еф. 4, 26), и думать, что сказано это вообще относительно ко всякой заповеди, чтобы не заходило солнце не только в гневе, но и в другом грехе нашем. Ибо хорошо и необходимо, чтобы не осуждали нас ни солнце за дневной проступок, ни луна за ночной грех и даже за худое помышление. А чтобы соблюсти себя от этого, хорошо — выслушать и сохранять Апостольское слово. Ибо сказано: «Себя истязуйте, себе искушайте» (2 Кор. 13, 5). Поэтому, пусть каждый ежедневно дает себе отчет в дневных и ночных своих поступках. И если согрешил, да не хвалится тем, но да пребывает в добре, и не предается нерадению, и ближнего не осуждает, и себя не почитает праведным, дондеже, как сказал блаженный Апостол Павел, «приидет Господь» (1 Кор. 4, 5), испытующий тайное. Нередко и от нас самих бывает сокрыто, что делаем мы. Но хотя не ведаем этого мы, однако же Господь видит все. Посему, суд предоставив Господу, будем сострадательны друг к другу, станем друг друга тяготы носить (Гал. 6, 2) и истязывать самих себя, и, в чем мы недостаточны, постараемся то восполнять. А к ограждению себя от греха будем соблюдать еще следующее. Пусть каждый из нас замечает и записывает свои поступки и душевные движения, как бы с намерением сообщать это друг другу; и будьте уверены, что, стыдясь известности, непременно перестанем грешить и даже содержать в мыслях что-либо худое. Ибо кто, когда грешит, желает, чтобы это видели? Или кто, согрешив, не пожелает лучше солгать, только бы утаить грех? Как, наблюдая друг за другом, не станем творить блуда, так, если будем записывать свои помыслы, с намерением сообщать их друг другу, то легче соблюдем себя от нечистых помыслов, стыдясь известности. Итак, записывание да заменит для нас очи наших сподвижников, чтобы, когда записываем, чувствовали такой же стыд, какой чувствуем, когда смотрят на нас, тогда и в мысли даже не станем держать что-либо худое. Если так будем образовывать себя, то придем в состояние порабощать тело свое, угождать Господу и попирать козни врага».

Чувствуя свою кончину, преподобный Антоний, сказал братии: "И мне время уже разрешиться, потому что близ ста пяти лет имею себя от роду".

У египтян есть обычай: «совершая чин погребения над телами скончавшихся уважаемых ими людей и особенно святых мучеников обвив их пеленами, не предавать земле, а возлагать на ложах и хранить у себя в домах, полагая, что этим воздают чествование отшедшим. Антоний многократно просил епископов запретить это мирянам, сам убеждал мирян и делал выговоры женщинам, говоря: "Незаконно это и вовсе не благочестно. Ибо тела Патриархов и Пророков доныне хранятся в гробницах, и самое тело Господне положено было во гроб, и приваленный камень скрывал оное, пока не воскресло в третий день". Говоря же это, показывал он, что незаконно поступает тот, кто тела скончавшихся, даже и святые, не предает по смерти земле. Ибо что досточестнее и святее Господня тела? Посему многие, выслушав это, стали потом тела умерших предавать земле и, научившись у Антония, благодарили за сие Господа.

Антоний же, зная этот обычай и опасаясь, чтобы не поступили так и с его телом, ушел к себе на гору, где обыкновенно пребывал с двумя монахами, через несколько месяцев впал в болезнь и строго-настрого наказал похоронить его в тайном месте, чтобы его не нашли и не сделали из него мумию.

Спустя какое-то время тело блаженного Антония нашли. Византийский император забрал его. Когда была угроза нашествия агарян, крестоносцы с Запада пришли помочь Византии выстоять против агарян. Не просили даже денег за этот поход, а попросили тело Антония Великого. Как награду за помощь, из Византии мощи преподобного Антония были перенесены в город святого Антония во Франции. Построили храм специально ради этих мощей, где до сих пор хранится большая часть их, на юге Франции. Недалеко от этого места в 80-х годах прошлого столетия было построено подворье афонского монастыря Симонопетра. Называется этот монастырь «Святого Антония». Я сподобился несколько раз побывать в этом месте. Огромный мощевик под престолом в храме. Можно приложиться к ковчегу с мощами преподобного Антония Великого.

«Таков был конец Антониевой жизни в теле, и таково начало его подвижничества. И хотя повествование сие малозначительно в сравнении с Антониевыми добродетелями, однако же и из сего заключайте, каков был Божий человек Антоний. С юных лет и до такого возраста соблюдавший равное усердие к подвижничеству, ни по старости не обольщавшийся дорогими снедями, ни по немощи тела своего не изменявший вида своей одежды или даже не обмывавший ног водою. Ни в чем однако же не потерпел он вреда. Глаза у него были здоровы и невредимы, и видел он хорошо. Не выпало у него ни одного зуба, а только ослабли они в деснах от преклонных лет старца. Здоровы были у него руки и ноги. Одним словом, казался бодрее и крепче всякого, пользующегося разнообразными снедями, омовениями и различными одеждами. А что всюду говорили о нем, все удивлялись ему, даже не видавшие любили его, это служит доказательством его добродетели и боголюбивой души. Ибо не сочинениями и внешнею мудростию, не каким-то искусством, но единым богочестием стал известен Антоний. И никто не станет отрицать, что это был Божий дар. Ибо как иначе в Испанию, в Галлию, в Рим и в Африку дошел бы слух о человеке, который скрывался и жил в горе, если бы не Бог соделывал повсюду известными рабов Своих, что и Антонию обещал Он еще вначале? Хотя сами отшельники делают все тайно и желают быть сокрытыми, но Господь делает их видимыми для всех, подобно светильникам, чтобы, слыша о них, знали, как могут заповеди приводить к преспеянию, и возревновали идти путем добродетели.

Поэтому прочтите сие жизнеописание и другим братиям, пусть узнают, какова должна быть жизнь иноческая, и пусть убедятся, что Господь и Спаситель наш Иисус Христос прославляет прославляющих Его и служащих Ему до конца не только вводит в Небесное Царствие, но и здесь, сколько бы ни утаевались и ни старались пребывать в уединении, соделывает повсюду известными и славными ради добродетели их и ради пользы других. Если же потребует нужда, прочтите это и язычникам; пусть и они таким образом познают, что не только Господь наш Иисус Христос есть Бог и Сын Божий, но и искренне служащие Ему и благочестно верующие в Него христиане тех самых бесов, которых язычники почитают богами, не только изобличают, что они не боги, но как обольстителей и растлителей человека, попирают и прогоняют о Христе Иисусе Господе нашем. Ему слава во веки веков!» Такое житие преподобного Антония оставил для нас Великий Афанасий Патриарх Александрийский.

От бесов не мало было нападений на святого. Житие Антония – это целая книга описаний борьбы с сатаной. К нему являлись бесы в виде зверей, разных монстров, гиены во множестве.

Преподобный почти не отдыхал, находясь практически все время в труде и молитве. Видя, что вызов брошен, бесы каждый день собирались около его келии, принимая вид страшных чудовищ и пытаясь вселить в душу монаха смятение и страх. Но тот, зная, что это всего лишь призраки, спокойно говорил им:

– Я раб Божий Антоний, знаю, вы хотите меня запугать, но я также знаю, что если вам не разрешит Господь, вы меня не тронете, а если разрешит, то усилий одного из вас хватит, чтоб меня умертвить. Поэтому чего вы медлите, нападайте, если на то Божья воля.

И бесы, посрамленные мужеством и верой святого, каждый раз отступали.

Поэтому он Великий, и не напрасно Церковь установила праздник ему.

Как апостол нам сегодня сказал:         

«Благодать же Господа нашего Иисуса Христа открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь». (1 Тим.,I, 14-17).

Пусть эти слова звучат для нас. Может даже и Благодать Божия в ком-то из нас есть, возможно, и не мало. Но, не забудьте, что Господь пришел спасать не праведников, а грешников. И первый из них пусть буду я. Эти слова мы так же слышим в молитве на Литургии пред Св. Причащением: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз…». Не забывайте об этом.

Если мы будем трезвиться каждый день, Благодать Божия будет наполнять нашу жизнь. Так же если мы знаем, слышим, что Господь где-то недалеко от нас, как в воскресном Евангельском отрывке: «Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, 36и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет.Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу». (Лк., 93 зач., XVIII, 35-43), если мы еще в слепоте, надо усилить молитвенное прошение ко Господу. Непрестанно взывать, Господи дай мне увидеть Тебя, дай мне увидеть Спасителя всякого грешного человека, из которых я первый.

В трапезной с чином о Панагии братия продолжила свой молитвенный день.

А в 13:00, по традиции, в Центре подготовки Церковных специалистов имени Святителя Гурия Казанского на территории монастыря для прихожан и всех желающих прошла лекция доктора исторических наук, декана историко-географического факультета ЧГУ им. И.Н. Ульянова Олега Николаевича Широкова. Тема лекции – Дмитрий Донской и митрополит Алексий.

Воскресный лекторий продолжает свою работу.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»