Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Свт. Феофана, Затворника Вышенского 23.01.2022

Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Свт. Феофана, Затворника Вышенского

В Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, в день памяти Святителя Феофана, Затворника Вышенского (1894), в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары наместник архимандрит Василий (Паскье) совершил Божественную Литургию. 

Ему сослужили братия обители: игумен Вениамин (Куликов), иеромонах Тивуртий (Шерушинин), иеромонах Африкан (Яковенко).

 За богослужением молились о мире на Украине, а так же в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

 По запричастном стихе проповедь прочитал иеромонах Тивуртий.

По окончании Божественной Литургии отец наместник поздравил всех с воскресным днем и обратился к богомольцам с пастырским словом.

Сегодня воскресение по Богоявлении. Господь явился нам. Бог Отец показал нам Сына Своего Возлюбленного и послал на Него Духа Святого в виде голубя. Народ около Иоанна Крестителя увидел это явление.

Сегодня Евангелие повествовало о том, как пришло время креститься Господу Иисусу Христу, Спасителю нашему. 

Вскоре Иоанн Креститель был арестован и находился в темнице. Мы знаем, чем закончилась эта история, смертью последнего пророка. После ареста Иоанна, Иисус вышел на проповедь.

Вчера в Евангелии мы читали, как Господь после крещения удалился на сорок дней в пустыню, помолиться. Подступил к Иисусу тот, который искусил Адама практически сразу после его создания, что привело к изгнанию Адама из Рая, изменению жизни человеческой, и всем остальным последствиям, в том числе греховной нашей жизни на земле. «Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс.50:7).

Господь пришел изменить ситуацию, возвратить человека на свое место, родился от Девы Марии, жил среди нас, крестился на Иордане для того, чтобы взять на Себя все грехи мира.

Логично встает вопрос, зачем Господу, Который без греха, креститься? Зачем идти к Иоанну Крестителю, в чем каяться? Не в чем. Но Он пришел к Иордану для того, чтобы на себя взять грехи всех от Адама до нашего времени. Тот же искуситель, что подошел к Адаму и Еве в Раю, пришел искушать Иисуса Христа, чтобы не пошел обратный процесс, чтобы Адам не смог вернуться обратно в Рай. «Если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих» (Рим.5:15) и «Дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим.5:21)

С одной стороны можно сказать, на что надеялся дьявол, когда шел искушать Самого Бога. Думал, что он, созданный Богом, сможет соблазнить Его и получить поклонение. Конечно, это высшая прелесть. Но пошел на это дьявол, хотел укусить Господа славой, богатством, властью и еще много чем, что не дает покоя человекам и легко соблазняет многих из нас. Кто не хочет быть богатым, кто не хочет иметь власть над всеми, кто не хочет быть хозяином этого мира? Многие мечтают.  Из-за этого люди даже убивают друг друга. Взять наше время, посмотрите, как гонят простых людей, чтобы стать правителями мира.  Страны друг перед другом хвалятся своим вооружением, угрожают уничтожением - гонка за должностью правителя миром. Здесь нам надо хорошенько задуматься. Если бес искушал Господа именно этим соблазном, значит, желание править миром от кого? Конечно, от дьявола. Господь отказался от этого, потому что у Него есть выше чем просто мир. У Него есть Царство Небесное. У Него есть Мир Божий, высший мир. Более, чем править городом или страной, миром на земле: «Берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф., 8; 8.9) Борьба за мир дошла уже до такой степени, что над нами висит угроза уничтожения этого мира. Если начнется третья мировая война, то, как сказал наш президент В.В. Путин, четвертая война будет с камнями и палками, потому что ничего не останется.

Сегодня, когда нам, простым людям, не имеющим ни власти, ни влияния, только остается терпеть происходящее, надо уходить от этого соблазна. Как Господь уходил от соблазнов дьявола. Ищите Царствие Небесное, а все остальное Господь даст. Ищите Божию благодать и возможность возвратиться в Рай. Кто нам откроет путь в Рай? Только Господь. Он Сам сказал: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Иоан.10:9) … «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6).

Открывайте двери, впускайте в свою жизнь Христа и начинайте ходить по Его стопам. Возьмите свой Крест и идите за Ним. И Он покажет нам путь возвращения в Царство Небесное.

Сегодня мы уже слышали проповедь на Воскресное Евангельское зачало. Хотел только добавить к сказанному. Сам Господь начал проповедовать, как Иоанн Креститель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф., 8; 17). И нам надо только об этом и думать. Царство Небесное близко к кающимся. Каждый человек, который идет к духовнику каяться, начинает чувствовать приближение Царствия Небесного.  Оно не так далеко от нас, как мы думаем, ибо Сам Господь сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17; 21). Нам не надо далеко ходить, а надо искать в себе Царство Небесное. Надо найти путь к себе, прийти в себя, очистить свою совесть, душу и сердце. На литургии мы поем: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Если очистить сердце покаянием, можно увидеть Бога, а если мы сможем видеть Бога, то и Его Царство увидим. Когда Господь говорит «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», надо понимать, оно так приблизилось, что оно даже внутри нас. Но мы в себя не заходим. Мы живем вне себя. Путь христианина – это путь покаяния, открытие пути к себе. Помните призвание Авраама: «Иди в землю, которую Я тебе укажу» (Быт. 12;1). А на языке, котором была написана Библия, звучит буквально: «Иди к себе». Даже Аврааму было сказано про землю обетованную – «Лех Леха» («לך לך» , иди к себе). Именно в дни Богоявления Господь показывает, как близко Царство Небесное, призывает нас идти к себе, потому что внутри себя мы найдем Его.

Божия благодать, которая нам дана, является ключом, и открывает желанную дверь – Самого Христа.

Сегодня апостол Павел в своем послании к Ефесянам сказал: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (Ефес. 4; 7). И вы все носители дара Святого Духа.  Об этом тоже не забывайте. При крещение, священник помазал вас миром со словами «Печать дара Духа Святого». Этот дар запечатан в каждом из нас. Нам необходимо идти в себя, чтобы распечатать его. Чтобы прочитать содержимое полученного письма, нам надо открыть конверт. Если мы хотим, действительно, узнать, какая благодать нам дана при крещении, надо раскрыть печать. Когда мы вскроем печать, тогда придем в себя и сможем покаяться.

Каяться – это не перечислять по списку свои согрешения, которые иногда от исповеди к исповеди повторяются одни те же. Покаяние – это и есть возвращение к себе, когда мы начинаем открывать путь домой, когда мы начинаем видеть свою жизнь, как она есть, без Бога. Закрыты окна и двери, и совсем не видно Царства Божия. Но у каждого человека хоть маленькие, но есть щелочки. Как дощатая дверь, если она чуть-чуть рассохлась, то в тёмное помещение через трещины в двери врывается яркий дневной свет. Даже если мы закрыты и застегнуты на все пуговицы, все равно, обязательно найдется маленькая дырочка, через которую видно лучик света. Мы не бронированные. Божия благодать может зайти через маленькую трещину. Что это трещины у нас? Это наши слабости. Может быть и падения. Человек падает, стукается, ушибается, царапается, тем самым открывает путь для Божией благодати внутрь себя.

«Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (Ефес. 4; 7). Так же в дни Богоявленских служб хор на литургии поет причастен: «Явися благодать Божия спасительная всем человеком. Аллилуия». Именно она является источником жизни.

Сейчас мы много говорим о Божией благодати, о Источнике благодати. Сам Христос – есть Благодать. Он открывает новое Лето Господне. Если мы войдем в новый год с Господом, то откроем для себя путь в Царство Небесное, путь к Отцу нашему Господу Иисусу Христу.

Апостол говорит, что Благодать Божия действует во всех по разному: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Ефес. 4; 11,12). Очень важные слова.

Действительно разные дары. Есть священники, есть прихожане, есть проповедники, есть дар принимать проповедь, есть дар проводить людей в Царство Небесное. Каждый имеет свой дар. Когда эти дары объединяются, мы созидаем Тело Христово – Церковь.  Не бывает такого, что один заменит всех остальных. Нет, каждый из нас со своим телом, со своим даром, со своим талантом участвует в созидании Тела Христова.

«Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Ефес. 4; 13). Мы еще далеко несовершенны, но должны стараться достигнуть «меры полного возраста Христова». Мы пели на праздник Богоявления: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» - вот что мы должны иметь правилом нашей жизни. Крестились во Христа, значит, одели Тело Христово.

Кроме того, что мы облеклись в Тело Христово, мы еще и приняли Его внутрь. Мы причащаемся.  Тело Христово находится внутри нас, и тянет нас к совершенству, к полному возрасту Христа.

Помогай нам Господь, в начинающимся году принять правильные намерения быть христианами, нести имя Христа и быть образом Христа, расти до полного возраста Христа.

Дай Бог нам нести Его благодать, не терять и не закапывать его.  Как в Евангельской притче о талантах «Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего» (Матф. 25;18), а когда пришло время дать отчет о данных талантах, тот раб сказал: «убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин же его сказал, возьмите у него талант и дайте трудолюбивому, «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Матф. 25; 24-29).

Мы не должны таланты от Бога прятать, хранить в сейфе, мы должны их раскрывать и преумножать.

К примеру, любимый человек пришлет нам письмо, а мы его не распечатаем, оставим в укромном местечке. Будем знать, что оно есть, письмо от любимого, а что там написано, так и не узнаем. Подобен этому и человек, получивший Божию благодать в день своего крещения и еще не начавший читать, что там написано.

Да помогай нам всем Господь идти в себя и открыть внутри Царство Божие. Аминь.

 

 


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»