Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Память Святителя Германа, архиепископа Казанского. 19.11.2021

Память Святителя Германа, архиепископа Казанского.

19 ноября 2021 года, в день памяти блаженной кончины Святителя Германа, архиепископа Казанского в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары наместник архимандрит Василий (Паскье), эконом игумен Вениамин (Куликов, казначей иеромонах Зотик (Григорьев) и иеромонах Зосима (Антонов) совершили Божественную литургию и молебен святителю.

Житие святителя Германа, архиепископа Казанского чудотворца прочитал после запричастного стиха иеромонах Зотик (Григорьев).

По окончании Литургии отец наместник обратился к молящимся с пастырским словом.

Сегодня мы вспоминаем основателя нашего монастыря святителя Германа Казанского.

В 1555 году вместе с архиепископом Гурием шли на вновь образованную казанскую кафедру два архимандрита Герман и Варсонофий. По пути следования они побывали и в нашем городе. Наверное, прошли по местам будущего Кремля. Окропили и благословили основание города – крепости. Совершением Божественной литургии в палатке, указали место главного собора нашего города - Введенского кафедрального собора. Видели уже и место под мужской монастырь. Освятили эту землю. Спустя 11 лет на этом месте, по ходатайству святителя Германа, царь Иоанн IV подписал указ на основание нашего монастыря.

Мы знаем, что святитель Герман был настоящий монах, подвижник, аскет.

После нескольких монастырей святой Герман был призван сопровождать святителя Гурия в путешествии на Казань. Прибыв в Казань, он стал игуменом мужского монастыря на острове Свияжск. Там он не прекратил свое строгое монашеское делание. Жил в скромной келии, которая сохранена братией до наших времен. Действительно, настоящий монах. После кончины святителя Гурия, вторым архиепископом Казанским стал, именно, архимандрит Герман. Аскетическую жизнь свою он не прекратил, став Главой епархии, подражая своему учителю и брату во Христе святителю Гурию. Святителю Герману не могла вскружить голову хиротония в архиепископа Казанского и Свияжского. Он с усердием управлял епархией в течение нескольких лет, продолжая дело своего предшественника. Он способствовал утверждению Православия, усилил миссионерскую деятельность, воздвигал храмы, заботился о насельниках монастырей. Как настоящий монах, аскет, подвижник, когда надо было говорить правду, он говорил правду. Когда страшная буря гонений и страданий обрушилась на кроткого митрополита Филиппа, он один поднял за него на Соборе искренний голос, в то время, как царь требовал осуждения Филиппа, хотя и сам находился в опале. За это конечно и пострадал. Теперь уже многие знают, что святитель Герман окончил свой земной путь в Московской темнице, как мученик, исповедник. Претерпел такую же смерть как Иоанн Креститель, который тоже смело говорил правду Ироду. Призывал его к покаянию, изменению жизни, за это и пострадал. Так же и наш святитель Герман пострадал от рук опричников, то есть личной гвардии, созданной Иваном Грозным.

В то время лютовали служилые дворяне, телохранители царские, состоявший в войсках опричнины. Они не терпели обличений царя. А Герман был такой. Нам есть на кого смотреть, с кого брать пример. Не бояться, а жить именно так, как мы были призваны. Если монах – значит, надо жить по-монашески, если надо говорить правду – значит, надо говорить правду. Не угождать человекам, а быть угодным Богу. И быть таким же, как святитель Герман – угодником Божиим. Хоть бы ради этого пришлось и пострадать. Но сегодня он в лике святых. И мы не стыдимся своего наставника. Его жизнь помогает сегодня нам в XXI веке, так же как и святой Герман, быть свидетелями правды Божией, являться носителями Света Христова, не стесняться и не бояться за правду пострадать. Потому что те, кто пострадает за истину, они сыны Божии. Бог – Истина. Тот, который защищает Истину, становится сыном Божиим.

Высоким Церковным служителям святитель Герман - напоминание и пример, образ монашества. Такими были и святитель Герман, и святитель Спиридон, и святитель Николай. Прежде всего они были верующими людьми. Николай Чудотворец был монах, а святой Спиридон тоже вел монашеский образ жизни, он был вдовец. Свидетельствовал о будущей жизни и показал, какими надо быть. Святой Герман для нас яркий пример, каким должен быть святитель.

Все наши епископы избраны из монашеского стада. Они должны быть, в первую очередь, монахами по сути своей. Не служить миру сему, а помнить, что когда-то они уже ушли от этого мира и посвятили себя будущему – быть свидетелями и исповедниками именно ради будущей жизни. Святитель Герман был такой. Став епископом, он не перестал быть монахом. Наоборот, укрепился в монашеской жизни – отрицанием от мира сего. Перед глазами видел только будущий мир. Он был свидетелем будущего мира и не предал свое призвание, как настоящий епископ и настоящий монах.

Мы, конечно, не епископы, мы монахи, иеромонахи, игумены. Но мы, всё-таки, будет смотреть на нашего святителя, как на настоящего монаха, настоящего подвижника, аскета. Который в критический момент не свернул ни направо, ни налево, не выбрал для себя компромисс, а держался истины до конца.

Я думаю, от святого Германа нас отделяет почти пять веков, но мы, несмотря на дальность времен, можем иметь такой же дух, как у святителя, мы, действительно, свидетели будущей жизни, и мы тоже знающие другой мир. Мы отрицались этого мира, потому что мы видели иной мир. Если не видели, а мы верим в него. На земле мы свидетели о ином мире. Мы не пользуемся этим миром, нам не нужны удовольствия сего мира. Потому что мы свидетели другого мира. Видели или не видели, а мы верим, что есть другой мир. Мы, как монахи, отрицались от мира сего для того, чтобы жить в будущем мире.

Надеюсь, что сегодня святитель Герман укрепит каждого, кто пришел почтить его память, но особенно монахов обители, как своих детей, несмотря на то, что между его и нашей жизнью промежуток в несколько веков. Мы посвятили себя монашескому деланию так же, как и он. Мы при постриге произносили те же обеты, что и он произносил. После чего, эти обеты должны были стать главным двигателем нашей жизни. Мы отрицались от мира сего, потому что мы верим, а может быть, потому что мы уже почувствовали жизнь будущего века. Аминь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»