Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 21-я по Пятидесятнице. 14.11.2021

Неделя 21-я по Пятидесятнице.

14 ноября 2021 года в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, в празднование памяти бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских, в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары настоятель архимандрит Василий (Паскье) в сослужении братии обители в священном сане совершил Божественную литургию.

Проповедь на тему воскресного Евангельского чтения после запричастного стиха прочитал иеромонах Тивуртий (Шерушинин).

По окончании Литургии отец наместник приветствовал всех собравшихся на воскресное богослужение и обратился к богомольцам с пастырским словом.

Всегда трудно что-либо добавить к проповеди братии, они выходят к вам вперед меня, перед причастием. Мне, как старшему тоже положено что-то сказать. И я дерзаю найти неоткрытые стороны прочитанных ныне Евангельского и апостольского повествований.

Вспомним сегодняшнее послания апостола Павла: «Братия, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер». (Гал.2;16-21).

Теперь можно перейти к Евангельской притче о гадаринском бесноватом и бедных свиньях, которые погибли, стали жертвой чуда Христова. Два чтения сегодня связаны между собой. 

Апостол Павел в своем послание нам говорит, что теперь в нем живет Христос. Давайте зададим себе вопрос, кто живет во мне?  Христос или бес с именем легион.  Не откладывая, сейчас же попробуйте найти в себе ответ на этот вопрос.

Кто-то подумает – Христос, кто-то подумает – бес, а кто-то хочет сказать, что и то и другое есть во мне.  Из услышанного Евангельского чтения, о человеке одержимом бесами и встретившим Иисуса, похоже, не может в одном человеке жить и Христос и бес: «И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах (на кладбище). Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк. 8; 26-28).

Понятно, что не может жить в одном человеке и Христос и бес.  Потому что они между собой никак не уживутся. Бог будет мучить беса. Не бес будет мучить Бога, а Бог его.

Очень редкий человек имеет в себе и Бога, и какой-то процент беса. Сам человек будет страдать от этого. «Что́ Тебе до меня, Иисус, … не мучь меня». Значит в присутствии Бога в человеке бес обязательно выйдет. Он не сможет жить вместе с Богом.  И, отвечая сами себе на вопрос, кто во мне живет, Христос или бес, а бесов может быть целый легион, можно сказать, кого мы впустили внутрь себя, тот там и властвует.

Апостол Павел твердо заявляет: «живет во мне Христос», раз Христос живет, значит никакой бес не может там присутствовать. Иначе бес вопил бы «Не мучь меня». Выйдет, все равно. А куда ему выходить?  Мы знаем, чего больше всего бес боится. Бездны. Поэтому бесы просили Его, чтобы позволил им войти в свиное стадо.

Если вы хоть раз участвовали в таинстве крещения, наверняка видели чин оглашения. Единственный момент, когда священник может, без особого на то благословения, изгонять бесов из людей, перед крещением. Крещаемый, взирая на запад, троекратно отрекается от духа зла, воздевая руки «горе» – вверх. Священник молитвенно помогает ему и отсылает всех бесов в свой тартар, «...Убойся, изыди, и отступи от создания сего, и да не возвратишися, ниже утаишися в нем, ниже да срящеши его, или дейстуеши, ни в нощи, ни во дни, или в часе, или во полудни: но отыди во свой тартар, даже до уготованнаго великаго дне суднаго…»

Раз бездну бесы боятся, то просили Иисуса вселиться в свиней.  Животных еще каких нашли.  В зайцев, в рыбу или птицу не просили вселиться. Нет, в стадо свиное.

Свинья считается нечистым животным, и в Израиле их не бывает. Но все происходит напротив Израиля, в Гадаринской стране. Там в основном, язычники, поэтому там свиней много.

Немного отойду от проповеди и расскажу, как израильтяне придумали обойти закон. Некоторые кибуцы (сельскохозяйственная коммуна в Израиле), чтобы не осквернять землю обетованную не кошерным скотом, подняли их на над землей. Устроили свиноводческие фермы на столбах, оправдывая себя, что их свиньи не на земле живут, а на воздухе. Выращивают для получения денег от продажи мяса. Нашли хитрость, чтобы мамоне служить, а не Богу.

Возвращаемся к нашей проповеди и вопросу, кто во мне живет, Христос или легион. Ну, пусть не легион, даже если один бес.  Мы поняли, что бесы не могут терпеть рядом Иисуса Христа.

Надеюсь, что каждый сейчас здесь с уверенностью может сказать, что во мне живет Христос, который и страдал за меня, искупил меня, освободил меня от всех моих беззаконий, пожертвовал Кровь Свою честную, которая дорого стоит. Пришел на землю специально спасать меня.

Очень хочу верить, что каждый старается, чтобы внутри него жил Христос.

А когда Христос внутри меня, никакой бес близко не сможет подойти.  Они не совместимы. Многие святые, и один из них близкий нам святой, почти наш современник, праведный Иоанн Кронштадтский написал труд «Моя жизнь во Христе».  Христос жил в нем.  Этот святой не как священник Иоанн ходил по улицам, а в нем ходил Христос. Поэтому он мог исцелять людей, одевать, обувать. Выходил из дома в хорошей одежде, в новых сапогах, а возвращался домой раздетый или без обуви, ибо в нем жил Христос, Который не может встречать человека и оставаться равнодушным. 

Действительно, мы живем во времена жестокосердия. Иногда, встречаем человека нуждающегося, но гоним его от себя.  И со мной такое случалось.  Бывало, что ко мне идут за помощью, а я отворачиваюсь. Но потом, опомнившись, думаю, кто во мне Христос или дьявол. У нас есть возможность признаться в безразличие, равнодушие. И самим, именно самим, разогнать бесов, которые закрались внутри нас, впустив в свою душу Иисуса Христа.  Потом мы сможем сказать, что во мне живет Христос, поэтому я буду действовать, как Христос. Встречу ли я больного, во имя Иисуса Христа, могу его исцелить. Сам Господь нам сказал: «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Иоан. 14;14). Но сомневаемся по маловерию. Если бы мы были уверенны, что в нас живет Христос, и мы сами живем по Его законам, тогда обязательно бы, бежали навстречу любому нуждающемуся, и творили добро на сколько хватит сил. Если это не так, значит, мы, как-то впустили в себя не Бога, но беса. Если нас мучает совесть, значит, мы что-то неправильно совершили. Раскаяться всегда можно.

Хорошо, если каждый из нас сегодня захочет сказать, да, буду жить так, чтобы во мне жил Христос. Христос, который меня оправдает от всех моих падений, Христос, Который омоет все мои грехи, при условии, если дальше будет жизнь только во Христе, и мои поступки будут, как будто, Христос во мне. А если Христос во мне, могу ли я осуждать человека грешного, могу ли я кого-то оттолкнуть, не пустить, не оказать милость, нет конечно. А если я все это могу, значит, во мне легион. 

В заключение скажу, когда тот человек стал свободен от бесовского легиона, он хотел идти за Христом, но Христос его не пустил, а дал ему другую заповедь: «Возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (лк. 8; 39).  Я вспоминаю свою юность. Часто бывал на христианских собраниях, фестивалях на природе, летом. На многолюдных христианских праздниках, где собирались тысячи людей, часто кто-нибудь рассказывал, какое чудо с ним произошло с приходом в его жизнь Господа.  Много историй интересных мы услышали от разных людей, бывших разбойников и бандитов. Однажды поднялся на возвышенное место-сцену один человек, бывший сутенер, рассказал, как Христос пришел в его жизнь, избавил его от страшных грехов. И тот человек потом стал воистину таким, который мог сказать, во мне живет Христос. Рассказал, как он ходил потом туда же, где когда- то зарабатывал на женщинах, теперь он шел освобождать их от блуда. Опасность была рядом, потому что бандитский мир жесткий. Значит, наподобие того человека, которого Господь освободил от легиона бесов, и он пошел рассказал всему городу, что Господь его исцелил.

Каждый, задайте себе вопрос, если Христос пришел в меня, избавил ли Он меня от бесов, и как я могу свидетельствовать об этом. Господь сказал тому человеку: «Возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог». А мы что можем рассказать, если действительно встретили в своей жизни Христа, если действительно Господь избавил нас от чего-то. Можем ли мы рассказать своим близким, друзьям, соседям, какое чудо произошло с нами, как Христос изменил нашу жизнь.

Вот вопрос, который сегодня, пусть каждый себе задаст и постарается на него честно ответить. Быть христианином – это быть свидетелем. Потому что если Христос пришел в мою жизнь, он ее изменил. Потому что Христос и сатана несовместимы. Если Христос во мне, значит, бесы убежали из меня.  Освободил меня Христос от дурного, что-то изменилось в моей жизни. Есть ли что мне рассказать всем.  После чего теперь я точно знаю, что живу во Христе, и Христос живет во мне.

Подумайте, кто в вас живет.  Иногда бывает, что человек, услышав истину, услышав слово Божие, начинает мучиться. Ему надо сделать выбор, кому служить. Тому бесу, который уже годами находится внутри или впустить в себя Иисуса, который избавит его от беса. Иногда бывает, что человек ничего не хочет менять в своей жизни и выбирает жизнь с бесом. Уже так привык, много лет так живу, зачем я буду что-то менять, и потом, еще не известно, куда Иисус меня приведет. Сейчас я живу по привычки, вроде не так уж и плохо. Помните Гадаринскому бесноватому бес силу дал неимоверную, что ни одна цепь не могла его сдержать.  Все его боялись. Многие любят, когда их бояться. Но Христос пришел освободить человека от ложных явлений. И христианин не должен бояться следовать за Христом, ибо «Христос моя сила, Бог и Господь…», а не бес.

Вспоминайте всегда эти очень важные слова. С нами Бог. Пусть именно так будет, а не наоборот.

Идите с Богом, размышляйте над услышанными словами.

Дай Бог, нам суметь так же, как праведный Иоанн Кронштадтский и другие святые, сказать, что во мне живет Христос. Так же суметь сказать себе, буду стараться, чтобы именно Христос жил во мне. Если понадобится, смогу рассказать всем, что Христос во мне живет. Если сила Божия во мне, тогда могу исполнить все заповеди Господа.

Особенно, «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лук.6:36). Покажите своей жизнью преданность Господу. А если что-то пропустили, по неуверенности, по слабости своей, по жалости к себе, поступили так, потому что было так удобно, покайтесь, исправьте свою жизнь. Господь всегда придет на помощь.

Да помогай нам Господь избавиться от бесов и впустить Его в свою жизнь, чтобы до последнего нашего вздоха жил бы в нас Христос. Аминь.

После богослужения братия чином о Панагии пошла на братскую трапезу, участников Воскресной школы ждали интересные занятия и лекции. А воробышки в опустевшем дворе кормились оставшимися семенами трав.

 

 

 


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»