Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 20-я по Пятидесятнице. 07.11.2021

Неделя 20-я по Пятидесятнице.

7 ноября 2021 года в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, Божественную литургию в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары возглавил наместник архимандрит Василий (Паскье). 

Ему сослужили братия обители в священном сане. 

Перед причастием проповедь на сегодняшнее Евангелие прочитал иеромонах Зотик (Григорьев). 

По окончании Литургии отец наместник поздравил всех с воскресным днем и обратился к молящимся с пастырским словом назидания.

Сегодня еще раз Евангелие рассказало нам притчу о богаче и Лазаре: «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его» (Лук.16:19-21). Богатый жил своей жизнью не обращал внимания на того, который лежат у его ворот, не сочувствовал, не жалел, и, конечно, не помогал. А Лазарь, мы знаем имя этого страдальца, лежал и надеялся только на милость Божию.

Пришло время, оба этих человека умерли.

Все эту притчу хорошо знают, и священникам даже трудно каждый год толковать ее на проповеди.

Но я вот о чем подумал. «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово.- а про другого сказано очень коротко - Умер и богач, и похоронили его» (Лук.16:22). Про богатого мы знаем, подробно, что он жил на широкую ногу и каждый день пировал. У бедного ничего хорошего в этой жизни не было, и про него написано достаточно коротко. Только собаки его жалели, лизали его раны. Утешение получал от животных, а не от человека, но уповал на Бога. Когда пришло время, вот самое интересное, Господь призвал его по имени. А от евангелиста Иоанна мы знаем характеристику «Доброго пастыря»: «Входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его» (Иоан.10:2-4). Здесь мы видим разницу между богачом, которого даже имя не упоминается, и бедного с именем «Лазарь». Здесь сказано, что Господь знает его имя. А богатый обозначен в Евангелие как «Некий».

Параллельно на Литургии мы слышали послание апостола Павла, где он рассказал, как Господь призвал его на служение. Когда Господь явился ему тоже назвал его по имени «Савл, Савл!». Апостол говорит нам, что он был избранный «от утробы матери» (Гал.1:15). Значит Господь знал его еще в утробе. Савл, по незнанию, по упрямству «Жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее» (Гал.1:13,14), Преследовал тех, которых Господь знал по имени, а сам был из того же стада, но не знал, пока Господь не позвал его. Добрый пастырь назвал его по имени.

«Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян.9:4). Что ты творишь, зачем ты гонишь моих овец.

Рассуждая над притчей о богаче и Лазаре, можно попасть в осуждение и сделать вывод, что богатые плохие, а бедные хорошие. Думаю, речь не об этом. Здесь говорится о тех, которых Господь называет по имени, и о тех, чьи имена даже не знает. Значит, они не в стаде Божием. Овцы не знают своего пастыря. Скорее всего, богатый человек не знал этого пастыря, потому что он слушал другого пастыря- маммону. Роскошь, порфира и виссон, пиры – вот на чем он основал свою жизнь, нашел своего пастыря, нашел свое стадо. А бедный Лазарь тоже нашел свое стадо – стадо Божие. Он - овца из стада Божия. Пусть несчастная, бедная и больная, но она Божия. Господь знает его имя. И, когда пришло его время, Господь позвал его по имени. Как поется в песне на стихи Виктора Пеленягрэ «Позови меня тихо по имени».

Надеюсь, что каждого из нас Господь позовет по имени. Это очень важно. Много мест в Библии, где Господь призывает человека по его имени. В Ветхом Завете, есть случай с совсем молодым отроком: «И пришел Господь, и стал, и воззвал…: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1Цар.3:10). Добрый пастырь знает своих овец по имени, а овцы знают своего пастыря по голосу. Очень важно это знать и всегда помнить.

Расскажу вам из своей жизни. Будучи молодым монахом я пас овец, у нас было 300 голов. Конечно, мы не всех знали по именам, но некоторых знали. И когда я звал овцу по ее имени, она прибегала. До монашества я помогал на ферме одному человеку. У него было много детей. В качестве воспитания, каждому ребенку он поручал по одной овце. Дети ухаживали за своими овцами, все рожденные ягнята тоже принадлежали ребенку, который ухаживал за этой овцой. Продавали ягнят,- деньги отдавались ребенку. Поскольку ферма была в горах, детей отвозили в школу в город в понедельник утром, а возвращались они только в пятницу вечером. Мне было интересно наблюдать, как некоторые из детей первым делом бежали в овчарню, и звали своих овечек по имени. Каждый ребенок сам давал имя своей овце. И овцы знали свое имя, и знали своего хозяина. Слышали свое имя, бежали к ребенку, радовались, облизывали его, и маленький хозяин гладил и обнимал свою овечку.

Вот такой сюжет вложен мне в душу. И вывод напрашивается сам собой. Господь, как Добрый Пастырь, знает каждую Свою овцу по имени, а овца, слыша свое имя, знает, что ее Господь зовет. Не чужой, а именно Господь. Это определяет наш путь, к кому мы идем.

Вернувшись к притче, можно сказать, что тот богатый самый бедный и несчастный человек. Потому что Господь его даже по имени не знал. «Некий» богатый человек. А имя Лазаря известно Богу. Кто имеет имя, тот имеет честь. Честь быть членом Божиего стада, честь иметь хозяином Самого Господа. Честь знать голос Божий.

Очень мне хочется, чтобы каждый из нас знал своего хозяина. Кто хозяин нашей жизни? Как у того «Некоего», без имени богача или как у Лазаря.

Верю, что наш хозяин Тот же, что и у Лазаря.

Неважно какое наше положение, богатые мы или бедные. Самое главное, мы в том стаде находимся или нет. Кого Господь избирает, то называет по имени. Изменив текст песни, споем, Господи, позови меня по имени! И моя жизнь потечет к Тебе, как река.

Вот сегодня хотел об этом вам сказать.

Остальное мы знаем, что между грехом и святостью пропасть. Между Богом и греховной жизнью пропасть. Когда человек умрет, эту пропасть он не сможет пройти. Ее преодолеть можно только пока мы живы. Если мы хотим быть овцами своего хозяина, если мы еще не в избранном стаде Господнем, мы можем, пока живы, пока Господь нас не призвал, закричать изо всех сил, Господи, позови меня по имени. Если будем стараться попасть в избранное Его стадо, быть любимыми овцами, пусть бедными, а пусть и богатыми, здесь разницы нет. Самое важное, чтобы мы находились в стаде, именно, избранных.

Апостол Павел был гонителем стада Божия, он желал смерти последователям Христовым, а сам был из того же стада. Когда Господь открыл ему глаза, он, действительно, стал работать на это стадо. Более того, он работал на тех, которые были вне стада. Он пошел проповедовать среди язычников, чтобы тоже они могли перейти в стадо Божие. Если мы, вдруг, далеко от избранного стада, пока живые, можем приблизится к нему, и даже стать членами этого стада, если будем повторять имя хозяина этого стада. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного! «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!» (Лк.23:42). Позови меня Господи по имени! Аминь. 

По воскресным дням в монастыре на базе Центра подготовки церковных специалистов имени святителя Гурия Казанского Чувашской митрополии открывает свою работу лекторий.

Сегодня кандидат исторических наук Федор Николаевич Козлов рассказал о попытке создания православной автокефальной чувашской национальной церкви в 20-ые годы прошлого столетия.

Воскресные открытые лектории продолжаются и приглашают всех неравнодушных к истории России и родного края.

 


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»