Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 18-я по Пятидесятнице. Память святых отцев VII Вселенского собора. 24.10.2021

Неделя 18-я по Пятидесятнице. Память святых отцев VII Вселенского собора.

24 октября 2021 года в Неделю восемнадцатую по Пятидесятнице, в воспоминание святых отцев VII Вселенского собора (787) в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары наместник архимандрит Василий (Паскье) совершил Божественную литургию. 

Ему сослужили братия обители в священном сане. 

По окончании Литургии отец наместник обратился к богомольцам с пастырским словом.

Сегодня мы слышали Евангелие о Воскрешении сына наинской вдовы.

Все происходит в городе Наин, в Галилее, земле Завулоновой. Он доселе еще существует под названием Неин и находится на северо-западе оконечности Джебель-Духи или Малого Ермона. Теперь это небольшое поселение, расположенное на холме между долинами и состоящее из нескольких небольших домиков, с разбросанными вокруг развалинами и пещерами в скалах.

Земля Завулонова имеет особое значение, ибо это главное место земной деятельности Спасителя. Назарет, Кана, Тивериада, гора Фавор и другие священные места. О земле Завулоновой мы вспоминаем за богослужением перед Рождеством Христовым.

Наин находится недалеко от Назарета с южной стороны горы Фавор.

Фавор нам известен: «Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Матф.17:1-4). Под горой Фавор есть огромная долина, в откровении Иоанна Богослова указано, именно здесь произойдет последняя битва сил добра с силами зла в конце времён. Армагеддон.

Но мы пока только в пути, каждый день приближаемся к последнему времени.

А сегодня мы с вами и с Господом находимся в городе Наин. Само название Наин приятно на слух, и с арамейского языка, которым пользовался Сам Иисус Христос, переводится, как прекрасный.

Я именно этим словом выражал какие-то очень приятные ощущения или переживания, будучи в Израиле.

Но сегодня видим, что там было неприятное событие, собралось множество народа: «Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери» (Лук.7:12). Это уже великое горе, мать хоронила единственного своего сына, но это не единственная беда. Оказалось, что она еще и вдова.

В приятном городе Наин происходит неприятная история.

«Много народа шло с нею из города» (Лук.7:12). Видимо эта вдова была или уважаема в городе, или любима многими. Все с ней шли, сопровождая сына в последний путь. Вспоминается канон, певаемый в Великий Пяток. Здесь выносят тело из города, а мы в Пяток выносим Плащаницу из алтаря, помещаем ее в центре храма и священнослужители начинают читать канон, у которого ирмос девятой песни начинается словами: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во Гробе»

Господь перед гробом юноши говорит несчастной вдове: «Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь» (Лук.7:12,13). Не рыдай, потому что сын твой воскреснет.

Возникает параллель, здесь мать провожает тело единородного сына, а Дева Мария - Мать Иисуса Христа также следовала за Ним Своим Единородным Сыном на Голгофу и до гроба.

«И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!» (Лук.7:14). Если слово «встань» перевести на греческий или на иврит, будет буквально «Воскресни». Так же в Великий Пяток мы поем: «Не рыдай по Мне, Мать, / видя, как в гробу лежит / Сын, во чреве Твоем зачатый без семени: / ибо восстану Я, и прославлюсь / и, как Бог, вознесу во славе всех, / с верою и любовью / непрестанно Тебя величающих»..

«Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лук.7:14,16).

Господь находится на севере Палестины, в Галилеи. До Фавора примерно семь километров. До Назарета, где прошла Его юность, не больше десяти.

В Назарете Господь начал Свою проповедь: «Пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошёл, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашёл место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:16-19). Закрыв книгу, Он начал говорить им: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». И все, почувствовав благодать исходящую от Иисуса  согласились с Ним, но, опомнившись начали спрашивать друг друга: «Не Иосифов ли это сын?» (Лк.4:20, 22). Знаете кому сложнее всего проповедовать? Своим родным и близким, своим соседям, друзьям и старым знакомым. Никто не воспринял Его всерьез. Никакой пророк не принимается в своём отечестве. «Все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города, и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился» (Лк. 4:28-30). Так, почти ничего не совершив в Своем Отечестве, как Сам сказал: Никакой пророк не принимается в своём отечестве.

Теперь находясь всего за несколько километров от Назарета, народ принял Его, «Славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой». После того, этот город, естественно, стал называться Наин. Стал городом приятным.

Когда Господь воскресил из мертвых единственного сына наинской вдовы, стало всем радостно и приятно. Поэтому, после такого чудесного случая, город заслужил название Наин.

Приятно там, где действует Господь, приятно там, где Господь совершает чудеса, приятно там, где Бог со Своим народом.

Мы живем не в Наине, а Чебоксарах, что нам делать, чтобы и нам было приятно. Но нам уже повезло. Господь посетил нас, Он посреди нас и совершает такие же великие дела.

Апостол Павел через послание к Коринфянам сегодня нам сказал: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: «расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век». Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2 Кор. 9:6-13). Эти слова заставляют нас идти, потому что мы призваны, Господь нас спас. Можно сказать, мы были мертвы. А Господь сказал – встань. Мы услышали Его призыв и из мертвых стали живыми. Из тьмы мы приобрели Свет. Для чего? Только для себя или, чтобы нести этот Свет во тьму? Продлить дело Господне. Каждого из нас Господь зовет сеять. Мы выросли из того урожая, который посадил Господь щедро среди нас. Теперь мы многочисленно пришли в День Господень – воскресение, хвалить Его, участвовать в богослужении. Принять участие в Евхаристии, значит, принять Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа не во осуждение, но во исцеление и приобретение вечной жизни. Мы сегодня встретили Господа, получили благодать, и чувствуем действие Господа в нашей жизни. Мы когда-то тоже ходили мертвые. Мы мертвые были в духовном смысле. И может быть нас в таком состоянии и закопали бы, если бы не появился нам навстречу Иисуса, Который сказал каждому из нас – встань! Воскресни! Выходи из мертвых, будь живым! И мы стали животворящими. Мы теперь носители силы жизни. Мы должны идти дальше. Не закрыть семена. Вы прекрасно знаете, сколько силы внутри семени. Огромная сила. Бывает так, что из бетона или асфальта мы видим ростки. Семя проросло, разрушило твердый слой и выходит жизнь. Если мы тоже семя, значит, внутри нас такая же сила – Божественная. Даже если мы попали в бетон, или в асфальт, или в замерзшую землю, но эта сила нас не покинет. В свое время, если действительно, мы животворящие, то все, что нам мешает мы сломаем, и семя начнет прорастать и явится на свет.

Вот и сегодня, когда услышали о чуде Воскрешения сына вдовы, обратим свое внимание на «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт», сейчас если мы не начнем щедро раздавать именно то, что получили от Господа, значит, урожая не будет. Наоборот, ели мы начнем раздавать, что получили, а самое большое, что мы получили – это жизнь, Божия благодать будет только расти в нас. Господь воздвиг нас мертвых. Если мы свою жизнь будем беречь только для себя, как безумный человек спрячем семена в амбаре, от этого плодов не будет. Но если посадить весь запас, что имеем, тогда будет щедрый урожай.

Дорогие мои, если вы чувствуете, что Господь призвал вас именно ко спасению, делитесь именно этим. Наверное, каждый из нас может сказать – я мертвый был, меня уже несли за город на кладбище, но Господь подошел ко мне и подарил жизнь. А теперь я свидетель этих событий, расскажу всем, как тот юноша рассказал всем, как Господь даровал ему жизнь. Или мы, как вдова свидетельница, видела, как Господь шел навстречу ей и всему народу около нее, и возвратил мертвому сыну жизнь. Она видела и ужасалась, и славила Бога, распространяла новость. Была печальна, плакала, а теперь радовалась.

Именно в нашей жизни бывают приятные моменты, когда наши души начинают ощущать наин, приятность. Приятно и сладостно, когда Господь действовал в нашей душе. Из мертвых дал нам жизнь, и жизнь вечную. Аминь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»