Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 16-я по Пятидесятнице. Память священномученика Петра, митрополита Крутицкого. 10.10.2021

Неделя 16-я по Пятидесятнице. Память священномученика Петра, митрополита Крутицкого.

10 октября 2021 года, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, в день памяти священномученика Петра, митрополита Крутицкого (1937), в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары наместник архимандрит Василий (Паскье) в сослужении братии в священном сане совершил Божественную литургию.

 Перед Причастием проповедь о Воскресном Евангелие прочитал иеромонах Тивуртий (Шерушинин).

 По окончании Литургии отец наместник поздравил всех богомольцев с воскресным днем и обратился с пастырским словом.

Сегодня в Евангелие от Луки мы узнали, как Господь избрал своих первых учеников, которые стали апостолами. Об этом писали и Матфея, и Марк, и Лука, и Иоанн.

Апостол Иоанн один из первых, которого Господь избрал в свои ученики, он об этом сам рассказал. Рассказал позже всех, ибо писал свое Евангелие в глубокой старости. Его труд менее всего похож на историческую хронологию, больше напоминает богословское повествование. Поэтому и назвали его Богослов.

Про чудный улов на озере Геннисаретском мы знаем и от евангелиста Иоанна тоже. Он описывает это событие как явление Иисуса Христа после Воскресения и указывает точно, сколько поймали рыб - «Сто пятьдесят три».

В Евангелие от Луки немного другое изложение.  Господь так же попросил рыбаков отойти на глубину и забросить свои сети, а Петр начал сопротивляться: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали». (Лук. 5;5).

Здесь я хочу напомнить вам, что Господь в постепенно выбирал себе учеников. Можно предположить, что первым избранным был Андрей, а тот рассказал своему брату. Были два молодых брата Иоанн и Иаков – сыновья Зеведеевы, которые тоже трудились в компании Петра. Но сегодня мы видим, что Господь уже проповедует, тогда, как в других Евангелиях рассказывается, что Господь сначала избрал учеников, а потом уже вышел на проповедь. Поэтому некоторые отцы Церкви считают, что Господь, все-таки, сначала подобрал себе учеников. Они немного следовали за Ним, но не окончательно. Иногда они возвращались к своему ремеслу, ловить рыбу.

Как раз такой момент отмечен апостолом Лукой. Используя Свой же закон физики (Он Творец всего), «Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки» (Лук. 5;3), зная, что вода хорошо переносит звуки, даже увеличивает громкость. В нашем монастыре братия хорошо с этим знакома. Когда гулянье на Красной площади, вода с Залива несет к нам все звуки так, будто мы находимся в эпицентре праздника. Таким эффектом воспользовался Господь, отойдя немного на лодке. Он проповедовал, чтобы многие могли Его услышать без динамиков.

Мы видим, что хотя апостолы и возвратились к своему делу, трудились всю ночь, но только результат был плохой. Ничего не поймали. А Господь «Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова». (Лук. 5;4). Петр начал возражать, но, видимо, Господь хотел использовать этот момент, чтобы исправить их понимание о своем призвание. Действительно, за послушание они пошли, бросили свои сети, и произошло чудо. Поймали столько рыбы, что одна лодка не могла вместить весь улов, к ним на помощь поспешили другие рыбаки, бывшие поблизости. «И наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть» (Лук. 5;7).

Петр, увидев это, испугался: «Припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лук. 5;8).

Именно в этот момент Господь дал понять Своим ученикам, что им пора заниматься другим делом: «И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним» (Лук. 5;10-11). Евангелист нам говорит, что они оставили всё, и лодки, и отца, и всех родных, и пошли за Иисусом Христом ловить человеков.

В этом Евангелие мы видим именно призвание апостолов.

Да, это уже прошло, и кажется, что интересно нам только как исторический факт. Но все, что написано в Евангелие, имеет более глубокий смысл.

Данный случай точно имеет глубокий смысл, потому что Господь предлагает идти на глубину. Что значит здесь глубина? На вечерней службе перед пением стихир на «Господи, воззвах» мы поем псалм Давида 129: «Из глубины́ воззва́х к Тебе́, Го́споди, Го́споди, услы́ши глас мой». Какой глубины? Конечно, из своей внутренней глубины. Может быть, сегодня Господь зовет и нас идти на глубину. На свою глубину. И там мы найдем сокровище, множество даров от Господа. Сегодня Он каждого из нас убеждает идти на глубину, только там находится, то, что мы ищем - спасение, благодать, дар Божий.

Отойдем от события евангельского, обратимся к жизни Авраама. Когда Господь послал Авраама выйти из города Ур Халдейского, столицы Месопотамии, и обещал проводить его в землю обетованную.

Мы можем представлять себе землю обетованную как родину, или прекрасный сад с сочными плодами – земля, где все есть, как и в той глубине все было, и множество рыбы подняли оттуда, столько, что одни не справлялись. Надо было звать помощь.

Та земля, которую обещал Господь Аврааму, это не просто земля, а что-то другое.

Точнее понять поможет нам возвращение к исконному языку, на котором было написано это писание, к языку еврейского народа. В переводе мы читаем, когда Господь призвал Авраама: «И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе» (Быт 12, 1). Но если будем читать на иврите, мы увидим, что Господь говорит, Лех Леха- «иди к себе». Значит, в глубину своего сердца. Там находится земля обетованная. Все совпадает, потому что Господь Сам сказал, что Царство Небесное находится внутри нас.

Когда сегодня Господь призвал учеников идти в глубину, Он их призвал углубиться в себя, искать там рыб, богатства множество.  Когда Господь показал им, что они могут найти на глубине, Он призвал учеников идти ловить не рыбу, а человеков. Для того, чтобы отдать им богатство из своей глубины. Эти слова касаются и нас. Если мы будем искать Царство Небесное, благодать Божию внутри себя, тогда мы найдем богатство, для того, чтобы пойти рассказать другим о том, что есть внутри нас. Научить, кого только возможно, искать внутри себя Царство Небесное.

В послании апостола Павла к Коринфянам мы узнали больше о служении апостолов. Он говорит, как служитель Христа, как носитель благой вести: «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем. Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно» (2 Кор., 6, 1-12).

Из послания мы видим, что несмотря на обстоятельства, их преследовали, сажали в темницы, но всегда они были великие, и куда бы они не приходили, всегда обогащали людей, находящихся между ними.

Спасали даже своих гонителей. Освободили от позора охранников, когда ангел открыл им все двери в темнице, и они чудным образом могли выйти. Начальник тюрьмы хотел наложить руки на себя, потому что не мог вынести такого позора. Апостол Петр остановил его, более того, крестил его и крестил всю его семью в ту же ночь.

Значит те, которые имеют отношение к служителям Божиим, обогащаются, однозначно.

Я думаю, что мы, верующие, служители Царства Небесного, должны не только взывать, но углубиться и найти. С радостью будем отдавать из своей глубины великое богатство тем, кто нас окружает. Эта благодать не для нас, а для того, чтобы мы работали на благо Царства Небесного, чтобы мы ловили человеков, чтобы мы шли за Иисусом Христом, умножали веру и приводили в Землю обетованную желающих.

Дорогие, ищите Царство Небесное внутри себя. А найти там его возможно через молитву, послушание, смирение, соблюдение заповедей и, самое главное, через любовь к ближнему своему.

Как мы на днях слышали во время богослужения: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Иоан.4:20). Служим через ближнего своему Богу.

Да поможет нам Господь углубиться и не бояться, как апостол Петр испугался такого служения, такой глубины, как испугался когда шел по волнам, и начал тонуть. И здесь испугался такого глубинного служения, на которое позвал его Господь. Господь сказал ему: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков».

Эти слова пусть будут и для нас. С миром изыдем и будем распространять, по мере возможности, Царство Небесное. Идите и ловите человеков. Аминь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»