Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. 27.09.2021

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

27 сентября 2021 года в праздник Воздвижения Креста Господня в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары отец наместник архимандрит Василий (Паскье) и братия в священном сане игумен Вениамин (Куликов) и иеромонах Африкан (Яковенко) совершили Божественную литургию.

По окончании литургии отец наместник, братия и все богомольцы поклонились Кресту Господню.

Затем отец Василий обратился к насельникам обители и прихожанам с пастырским словом.

Празднование Воздвижения Креста Господня совпадает с еврейским праздником кущей (шалашей) - Сукко́т (ивр. ‏סוכות‏‎). Это один из трёх основных паломнических праздников, то есть праздник, в который, согласно Торе, следовало совершать паломничество в Иерусалим и совершать жертвоприношения в Иерусалимском Храме. Начинается 15 числа первого месяца нового года еврейского календаря, примерно сентябрь – октябрь, и продолжается семь дней. В это время по традиции совершают трапезы (а в хорошую погоду и ночуют) вне дома, в сукке (то есть шатре, куще или шалаше), в память о блуждании евреев по Синайской пустыне (книга Исход).

Воспоминание событий Ветхого Завета полностью перекликается с нашим Новозаветным временем, так называемом последним временем. Когда Иисус Христос родился от Девы Марии, начал Свой путь среди нас, пострадал, умер и воскрес, вознесся на небо и открыл нам дорогу в Землю Обетованную.

Я помню, как в Иерусалиме отмечали этот праздник. Действительно мои знакомые еврейские семьи выходили во двор строили шатер и принимали пищу семь праздничных дней именно в этом шатре, а иногда и оставались в нем на ночь, если погода позволяла. Но было немного смешно смотреть на тех, кто жил в многоквартирных домах, без сада и огорода. Они строили шатер внутри квартиры и именно в нем обедали. В течение недели вспоминали жизнь своих предков в пустыне.

В новозаветной истории, будущий римский император Константин I Великий увидел в небе крест с надписью «Сим победиши», перед победоносной битвой с тогдашним правителем Древнего Рима императором Максенцием. После чего, он приказал изобразить крест на щитах своих воинов и, несмотря на преимущество противника в численности, одержал победу. Впоследствии эти слова были вышиты на его знамени. После победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и Ликинием, правителем Восточной ее части, он в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи и в 313 году издал Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.

Миланский эдикт явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи. После явления креста, Константин изменил жизнь всего мира.

Послал свою мать царицу Елену на Святую Землю, найти и восстановить места, где родился, жил и пострадал Иисус Христос.

Основанный Царем Давидом еврейский город Иерусалим к тому времени очень изменился. Превратился в римский город с театром, ипподромом и другими развлечениями. Город заполняли храмы языческих богов. Святой Гроб Господень был засыпан землей и камнями и на том месте стоял идол, а на Голгофе, где был распят Спаситель, стоял храм, посвященный богине Венере. Очень промыслительно. Елена догадалась, как еще они могли спрятать великие христианские святыни – поставить на них своих идолов. По ее приказу Иерусалим был очищен от идольских сооружений. Святая Елена нашла старого еврея Иуду, который знал от своих предков, что сокрыто под храмом Венеры. Все, что мог рассказал, тем самым, как бы оправдал содеянное Иудой Искариотом.

Под языческим храмом нашли место страдания Господа. Раскопав шире, нашли ров старого города Иерусалима. В те времена города строили как крепость, вокруг городских стен выкапывали глубокий ров, чтобы враги не могли легко и незаметно войти в город. Именно в этом рве нашли титло с надписью, гвозди и три креста. По преданию, чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника, и от Креста Господня мертвец ожил.

Крест стал знаком Победы. С того дня начался культ поклонения Кресту.

Нашли Голгофу, потому что знали, что кресты были недалеко от места распятия. Их просто столкнули с горы в ров и забыли про них до времени. Все знали, что гроб, в который положили Иисуса, находился от Голгофы на расстоянии брошенного камня. Царица Елена нашла и место Воскресения Господа. Она начала строить огромный храм, даже несколько храмов. В храмовый комплекс входила часовня на месте страдания Иисуса Христа и ротонда вокруг горы с гробом Господнем, а с западной стороны был возведен храм Воскресения Христова.

Мы знаем, что в Иерусалиме всегда были особые торжества в память обновления храма Воскресения Христова. Буквально, вчера православная церковь отмечала этот праздник.

Если мы внимательно слушали тексты песнопений сегодняшнего праздника, то мы заметили, как авторы связывают новозаветные события с ветхозаветными, находят в Ветхом Завете прообразы Креста Господня.

Я не зря напомнил вам в начале о празднике Кущей (Суккот). Дело в том, что события исхода израильтян из Египта напоминают нам о Спасителе.

Уже у врат Земли обетованной евреи подняли ропот и против Господа, и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища (манна). В наказание за такой ропот Господь послал на народ ядовитых змеев… и умерло множество народа из сынов Израилевых. Народ осознал свой грех пред Богом и заявил Моисею: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев.

Моисей выполнил эту просьбу народа и помолился Господу. Господь приказал ему сделать медного змея и выставить его на знамя. Ужаленный, взглянув на медного змея, оставался живым (см.: Чис. 21, 5–9). Что представляло собою знамя, на котором был помещен медный змей? К вертикальному, более длинному брусу прикреплялся брус горизонтальный, более короткий. На таком знамени удобно было поместить изогнутого змея. Но в таком случае это знамя имело форму креста.

На прообразовательное значение медного змея указывал и Сам Спаситель: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 14–15). Отмечая факты из ветхозаветной истории, в которых отразилось прообразовательное значение Креста Господня, Святая Церковь в службе Воздвижению Креста говорит: «Днесь пророческое исполнися слово…».

Кто интересуется еврейским языком, знает, что евреи любят толковать числа. Даже у них есть особая наука. Каждая буква имеет свое число. Церковнославянская буква-цифра: Единицы а҃. в҃. г҃. д҃. є҃. ѕ҃. з҃. и҃. ѳ҃. Десятки і҃. к҃. л҃. м҃. н҃. ѯ҃. ѻ҃. п҃. ч҃. Сотни р҃. с҃. т҃. у҃. ф҃. х҃. ѱ҃. ѿ҃. ц҃.

Наши цифры 1,2,3,4,5,6,7,8,9 – такую систему цифр принято считать арабской, а в старославянских, греческих, еврейских и латинских книгах цифры обозначаются буквами. Евреи любят буквы в словах переводить в числа, поэтому становится понятным, почему в «Откровении» имя антихриста имеет число. Иоанн Богослов говорит, кто умеет толковать, пусть прочитает это имя. Поэтому много стараются разгадать имя зверя. Некоторые говорят, что это Нерон, и по числам совпадает, протестанты считают, что это имя Папы Римского, тоже понятно, для них он враг. Но мы сейчас не об этом.

Давайте подумаем, почему Бог велел Моисею поставить змея на знамя. Посмотрите, Господь Своим расположением на кресте напоминает нам змея. Одно из объяснений – имя змей по-еврейски в цифрологии и имя Христа (Миссия) совпадают.

Когда я жил в Иерусалиме, было нападение на Израиль. Ирак забрасывал страну ракетами. В то время существовал секретный шифр для получения информации через радио, а название этой операции тоже имело название змея. Среди евреев было мнение, что пришло время явления Христа. Евреи знают об этом, и поэтому апостол Иоанн так скал: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому».

Поэтому все эти события и праздники, воспоминание о жизни израильтян в пустыне, потом обновление храма для нас имеют большое значение. Люди не имея жилья, только шатры, кущи, построили храм. Храм – образ храма Божия. И мы являемся храмом, и мы свой храм должны обновлять Духом Святым. Жить во Христе. Дышать Духом Святым, чтобы Он постоянно обновлял нашу жизнь.

Начиная с IV века долго «Память обновления храма Воскресения Христова» был самый важный христианский праздник. О Воздвижении Креста даже нигде не упоминалось. Много свидетельств дошло до нашего времени.

Так одна богатая женщина по имени Эгерия, по происхождению Юг Франции - север Испании, жена известного сенатора, совершила паломничество в Святую Землю и оставила отчет о своем путешествии в длинном письме к своим домашним — «Itinerarium Egeriae» («Паломничество Этерии»). Описание ее путешествия фрагментарно дошло и до нас.

У нее подробно описан праздник в Иерусалиме, который длился семь дней, упоминаний о Воздвижении Креста там нет, а только о обновление храма. Конечно, было упоминание обретения Креста. Но чина Воздвижения не было. И в других источниках IV – V вв мы не находим упоминаний. Монастырь преподобного Саввы Освященного, где сохранилась летопись с подробным описанием тех же праздников, которые мы видим у Эгерии, но монастырь основан в VI веке. Двести лет спустя праздника Воздвижения Креста еще не было.

Если мы прочитаем записи более поздних подвижников, например Софрония Иерусалимского, это уже VII век, который в житие преподобной Марии Египетской тоже вспоминает обновление храма, но уже в меньшей степени, а Воздвижение Креста Господня описывает, как главный и великий праздник. Что произошло в этом промежутке времени?

Дело в том, что в VII веке персы напали на Иерусалим. Правильно поняв уязвимое место, украли главную христианскую святыню Крест Господень и тем лишили израильтян последней надежды на спасение. Персы увезли Крест к себе. Сегодня это территория Ирана. В 614 году Крест был захвачен персами и находился у них до 628 года. После продолжительной войны, войско Ираклия одержало убедительную победу. Персидский шах Хосров Парвиз был низвергнут и убит. Его сын немедленно приступил к переговорам, которые завершились подписанием 3 апреля 628 мирного договора. В соответствии, с которым, Византии были возвращены: Армения, Сирия, Палестина, Египет. Персия освобождала всех пленников, уплачивала контрибуцию и возвращала Животворящий Крест Господень.

В Иерусалиме было настоящее торжество, когда при огромном скоплении народа, патриарх через два года после подписания мирного договора, лично внес Крест Господень в храм Воскресения. Для этого василевсу пришлось снять символы императорской власти, идти босым и водрузить святыню на место стояния. Шедший рядом Святой Патриарх Захария разъяснил императору промысел Божий о смирении в делах богоугодных, что и было исполнено.

Было невероятное стечение народа. Чтобы все могли видеть возвратившуюся святыню, Патриарх Иерусалимский с помощниками поднимали Крест высоко над головой, и опускали вниз до земли, символизируя плен Креста, и вновь воздвигали вверх, при этом весь народ, пав на колени, молился, Господи помилуй! Господи помилуй! Господи помилуй! Господи помилуй! Господи помилуй!....

С годами, в Иерусалиме осталась только часть Животворящего Креста, а большая часть Креста была отнесена в Константинополь. Там так же благоговейно почитали великую святыню. Но, многие хотели иметь у себя хотя бы небольшую часть Животворящего Креста. В конце концов, по всему миру разошлись маленькие частицы этого Креста. Монастырь наш тоже имеет частицу Животворящего Креста Господня. Одна вставлена в крест, который сейчас лежит в центре храма на аналое, еще одна частица находится в Толгском храме обители.

Мы можем поклониться именно тому Кресту, на котором был распят наш Господь. Пусть это совсем маленькая частица, но мы знаем, что она принадлежала Кресту Иисуса. На нем Господь дал нам победу спасение и исцеление.

Также как Моисей воздвигал змея на знамя в пустыне, и кто смотрел на него, получал исцеление, так и мы смотрим на Крест Господень, поклоняемся ему и святое Воскресение славим.

Кресту Твоему поклоняемся Владыко и святое Воскресение славим. Именно эти слова у нас в сердце и на устах каждый раз, когда мы походим к Кресту.

Жизнь верующего человека проходит по образу Христа. Господь нес Свой Крест и призывает нас не отказываться от своего креста. По подобию Воздвижения Креста, низвергаться до самого низа и вновь восставать. Мы носим свой крест, иногда падая, как Иисус падал под тяжестью Своего Креста, но и поднимаемся, как Он поднимал Крест и торжественно водрузился на него и обнял весь мир Своими руками, призывая каждого из нас идти к Нему. Нам надо так же нести свой крест, воздвигать свою жизнь вверх. Горе имеим сердца!  – говорим мы на каждой литургии. Господь нас зовет на это торжество, на Воскресение, на обновление нашей жизни.

Пусть эти праздники помогут нам обновить жизнь свою, как обновился храм Господень.

Еще хочу обратить ваше внимание на интересный факт. Соломон построил храм и освятил его в это же время, в начале праздника кущей. Поэтому, когда наши отцы устанавливали праздник обновления храма, они приурочили его к тому древнему обновлению храма Господня в Иерусалиме.

Теперь напоминаю, что мы есть храм Святого Духа. Нам необходимо так же обновление. Каждый свой день следует начинать, обращаясь за помощью к Царю Небесному, просить Его прийти, очистить наши души от всякия скверны.

Один современный афонский святой рекомендовал каждому христианину к Иисусовой молитве и молитве Пресвятой Богородице прибавлять молитву Святому Духу, призывая Его на помощь.

Силой Святого Духа мы можем обновить храм Божий внутри нас.

Да поможет нам Господь нести свой крест, увидеть Его в славе Своей, наше воскресение и испытать переход в Землю Обетованную, где Господь всех нас ждет. Аминь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»