Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 21.09.2021

Праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

21 сентября 2021 года в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии наместник архимандрит Василий (Паскье) в сослужении братии в священном сане совершил Божественную Литургию в Толгской иконы Божией Матери. 

За Божественной Литургией были возглашены прошения и молитва о мире на Украине и в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. 

По окончании Божественной Литургии был совершен молебен Пресвятой Богородице.

Затем отец наместник поздравил всех богомольцев с престольным праздником и обратился к собравшимся пастырским словом.

Событие Рождества Божией Матери стали отмечать только в VII веке. Раньше никаких упоминаний об этом нет.

Перу преподобного Андрея Критского принадлежат тексты праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Он назвал этот праздник день всемирной радости.

Тропарь, каноны, и другие песнопения сегодняшнего праздника наполняют наше сердце радостью.

Радость, ибо с Рождения Девы Марии начинается время нашего спасения.

Родилась новая Ева - Матерь Жизни. Ева на иврите - ‏חַוָּה‏‎, произносится – Хава, и переводится - «дающая жизнь». Ева, действительно, мать всех людей на земле. Адам первый человек, от него произошла Ева, а мы все от них. Она – образ жизни.

Новая Ева – Матерь Божия родила нашего Спасителя Господа Иисуса Христа. Поэтому Пресвятая Богородица – Матерь нашей жизни, Матерь всех живых.

Если через первую Еву в Ветхом Завете началась жизнь, то вспомним, что и смерть пришла через нее, через ее непослушание. А через послушание Божией Матери началась новая жизнь, спасение и возвращение в Рай.

О Божией Матери были пророчества еще в Ветхом Завете. Это видно из паремий, которые мы читали вчера вечером. В книге «Бытие» о ней говорится как о Лествице от земли до неба: «Ле́ствица, утвержде́на на земли́, eя́же глава́ досяза́ше до небе́с, и А́нгели Бо́жии восхожда́ху и низхожда́ху по ней» (Быт 28:10–17), пророк Изекииль говорит о Ней, как о Вратах всегда затворенных. Господь вошел в Нее и вышел, а врата остались закрытыми, тем самым рассказал нам о Ее девстве. До зачатия, и во время зачатия, и после родов Она осталась Девой: «врата́ сия́ затворе́на бу́дут и не отве́рзутся, и никто́же про́йдет сквозе́ их; я́ко Госпо́дь Бог Изра́илев про́йдет и́ми, и бу́дут затворе́на» (Иез 43:27; 44:1–4). Об этом нам напоминают на иконах три звезды на Ее облачении.

Так же мы знаем Матерь Божию, как Ковчег, как глубокий Колодец. А в Новом Завете достаточно скромно говорится о Богородице. Есть только несколько мест в Евангелие, где описываются события, в которых принимала участие Матерь Божия. Одно из таких событий – это брак в Кане Галилейской. Она заставила Своего Сына совершать Свое первое чудо - претворение воды в вино. А еще в последних строках Евангелия от Иоанна мы видим Пресвятую Богородицу у Креста, где Ее Божественный Сын вручил Иоанну Свою Матерь со словами: «Иису́съ же ви́дѣвъ Ма́терь и ученика́ стоя́ща, его́же любля́ше, глаго́ла Ма́тери свое́й: же́но, се́, сы́нъ тво́й. Пото́мъ глаго́ла ученику́: се́, Ма́ти твоя́. И от того́ часа́ поя́тъ ю́ учени́къ во своя́ си» (Ин. 19:26-27).

Так что в Новом Завете о Рождестве Богородице ничего нет. Откуда же мы знаем, что праведные Иоаким и Анна были обделены детьми. В то время считали бесплодие наказанием Божиим за грехи. Их не допускали к общей молитве. Поэтому, во время одного из великих еврейских праздников, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм, принести по закону Моисееву сугубую жертву Господу, первосвященник Иссахар отклонил дары и сказал: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия». Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо. Это место, где сейчас находится монастырь преподобного Георгия Хозевита. Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала. Их молитвы были услышаны. Явился в саду ангел Господень и обещал ей: «Ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Нее будет славен во всем мире род твой». Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил обратно, и у храмовых врат повстречал жену свою Анну. Та, увидев Иоакима, шедшего со стадами своими, побежала и пала на его грудь. После встречи праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу и, как было тогда заведено, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. И действительно, в свой срок, 8 сентября, у них родилась Дочь. Они назвали Ее Мариею, что в переводе с еврейского означает «госпожа и надежда».

Мы знаем по преданию место где она родилась, это недалеко от храма Господня, недалеко от места, где Господь исцелил расслабленного, а так же недалеко от Темницы, где в одной из одиночных камер с каменными колодками находился Христос перед казнью.

Божия Матерь сопровождала Своего Сына, видела все и, как написано, сохраняла в Своем сердце.

О рождении Марии Девы нам известно из апокрифических книг.

Апокриф – это произведение религиозной литературы, преимущественно посвящённое событиям и лицам Священной (ветхо- и новозаветной) и церковной истории, не включённое в канон Церковью. Эти книги не вошли в состав Библии. Они были написаны позже, чем те книги, которые вошли в состав Библии. Один из таких трудов, является Евангелие от Иакова, брата Господня. И появилось это Евангелие во втором веке от Рождества Христова среди евреев, которые приняли христианство. Для утверждения явления Иисуса Христа именно среди них, первые христиане написали апокрифы. Может быть, кто-то из них слышал от самого Иакова, или кто-то был, сам свидетелем всего происходящего с Иисусом Христом. В таких апокрифах и нашли описание Рождения Девы Марии.

Все события описаны в Евангелии от Иакова. Там подробно описана история праведных Иоакима и Анны. Как они молились, страдали, терпели поношения. Так же о явлении им архангела Гавриила и о рождении Пресвятой Богородицы. Позже была написана икона этого события. Иконография праздника похожа на иконографию Рождества Христова, является многосюжетным, когда на одной иконе изображается несколько сюжетов, относящихся к одному событию. Аналогичная икона – Рождество Иоанна Предтечи.

Праздник явился, когда Иерусалим стал уже местом паломничества, когда уже был отстроен храм Воскресения Христова. Так же в Вифлиеме была уже Базилика на месте рождения Иисуса Христа. Уже совершались богослужения.

Церковными поэтами написаны главные богослужебные тексты, тропари и каноны. Большинство текстов написано в Палестине, в монастыре преподобного Саввы Освященного Иоанном Дамаскиным и Андреем Критским. До наших дней дошло их богатое наследство, кроме богослужебных текстов еще их проповеди. Знакомясь с этими текстами, постепенно нам начинают открываться события тех времен. Особенно значимые сюжеты связаны с рождением и земной жизнью Божией Матери. Например, Введение во храм Пресвятой Богородицы тоже описано именно в апокрифах.

Древние отцы церкви используют этот момент для нашего воспитания, желая на событиях объяснить нам, что именно ради нашего спасения, Господь избрал Божию Матерь. Она стала Матерью Жизни, потому что Она дала нам Иисуса Христа.

С Большим уважением и Великой радостью начали относится к Матери Господа Иисуса Христа. Тогда начали называть Ее Божией Матерью. Из-за чего произошел раскол в Церкви на несторианство и основное христианство. Некоторые не понимали, как можно назвать обычную женщину матерью Бога. Но Она, действительно, Матерь Божия, потому что родила Иисуса Христа, Сына Божия. И мы можем Ее так называть.

Богородица имеет особое отношение к нашей жизни. Через Нее есть доступ к Ее Сыну. Апостолы и простой народ через нее могли подойти к Иисусу Христу. Мы видим в Евангелие, например от Иоанна, на браке в Кане Галилейской Матерь Божия узнала от служителей, что кончилось вино. Именно Она пошла просить Своего Сына. Он, конечно, ответил ей достаточно резко: «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» (Иоан.2:4), но Он был Ее Сын, и, наверное посмотрела на Него, как Мать. Возможно, взгляд был Ее гораздо убедительнее слов, тогда здесь Иисус положил начало чудесам и явил славу Свою: «Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе» (Иоан.2:7-10).

В нашей жизни Матерь Божия тоже играет большую роль. Через Нее мы имеем доступ до Иисуса Христа. Мы, как дети, обращаемся к Ней – Матерь Божия помоги. Она же идет с нашими просьбами к Сыну Своему, а Он, безотказно, несет мольбы Своему Отцу.

Празднование Рождества Пресвятой Богородицы начинает наш Церковный годовой круг богослужений.

Но нельзя забывать, что скоро другой праздник – Воздвижение Креста. И у Матери Божией тоже был Свой Крест, который Она несла. Сейчас мы радуемся Ее рождению. Но скоро Ей предстоит принять Крест, по словам Иисуса Христа: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:24).

Всю жизнь Матерь Божия следовала за Своим Сыном. Видела его унижения, покушения на его жизнь. Видела, как Он смиренно шел по Своему пути, а в конце пути Сам нес Свой Крест на Голгофу, и был распят.

Можно представить, что у Матери Божией крест был не легче. Любая мать, видя, как страдает ее чадо, сама страдает и переживает не меньше. А мы, как дети ее, просим Ее помощи в несении своего креста. Она видит наши падения, боль, труды, утешает и помогает нам.

Поэтому сегодня праздник несет нам великую радость, но мы не имеем права забывать о христианской ответственности – несение своего креста.

Иногда нам кажется крест очень тяжелым. Но это происходит тогда, когда мы перестаем смотреть на Того, Кто утешает нас. Мы перестаем смотреть на Божию Матерь. Начинаем смотреть только на то, что нас окружает, а, вместе с этим, теряем видение лик Христа Спасителя, лик Божией Матери, как будто мы потеряли свою маму. Вам всем, наверное, знакомо детское чувство, когда мамы нет. Все кажется страшным и сложным. Но мама появляется, сразу для ребенка облегчение и утешение. Так же, как только Матерь Божия появляется в нашей жизни, сразу нам становится легче, и мы можем идти дальше.

А дальше, вспоминая крест, предполагаем Воскресение. Но сначала смерть. Мы все должны умереть. Раз мы появились в этой жизни, значит мы, рано или поздно умрем. Но не только. Мы должны умирать каждый день. Это особенно относится к монашеству, отказываясь от своей воли. Отдали свою жизнь Христу, приняли постриг, отказались от своей воли – такой вид смерти. Потому что мертвые воли не имеют. «Прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» (Иоан.21:18). Но смирение и послушание ведет монаха к воскресению, к преображению его жизни. Иногда монах удостаивается видения света Христова, как апостолы видели его на Фаворе. Некоторые уже почувствовали силу воскресения, некоторые будучи еще на земле, видели мир Божий и побывали в состоянии предвкушения Рая. Господь переносил их туда, и дал возможность увидеть. Апостол Павел «Восхищен был до третьего неба. … Он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор.12:2-4). Некоторые святые тоже испытали подобные чувства. Мы тоже можем достигнуть такой радости, если будем жить с молитвами, со смирением, с постом и послушанием. Может быть Господь сподобит нас увидеть Небо и тот мир, куда мы все идем.

Матерь Божия сегодня родилась, чтобы через Нее родился Иисус Христос, для того, чтобы взять нас с Собой в Его Царство. 

«Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твое!» (Лук.23:42) – слова разбойника. Он услышал в ответ «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук.23:43).

Пусть слова разбойника будут и нашими словами. Будем так же молиться Христу, чтобы Он и нас помянул во Царствие Своем. И услышим в ответ: «Будешь со Мною в раю», потому что Царство Небесное внутри нас есть! Аминь.

Накануне праздника братия совершили Всенощное бдение с литией и елеопомазанием.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»