Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 7-я по Пасхе. Святых отцев I Вселенского Собора. 13.06.2021

Неделя 7-я по Пасхе. Святых отцев I Вселенского Собора.

13 июня 2021 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцев Первого Вселенского собора, наместник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары архимандрит Василий (Паскье), совершил Божественную литургию. 

Ему сослужили эконом обители игумен Вениамин (Куликов), казначей иеромонах Зотик (Григорьев) и старший просфорник иеромонах Тивуртий (Шерушинин). 

По окончании Божественной литургии отец наместник поздравил всех молящихся с праздником и обратился с пастырским словом. Между праздниками Вознесения Господня и Пятидесятницей Церковь вспоминает святых отцов I Вселенского Собора. Неслучайно.

Многие знают, что происходило на первом Вселенском Соборе.

Самой важной причиной созыва Собора послужила опаснейшая арианская ересь.

Арий, Александрийский пресвитер, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом, тем самым очень смутил народ.

Он был простым диаконом, когда начинал распространять свое лжеучение и получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов. Александрийский Патриарх Александр, осудил лжеучение Ария, и тот сменил свою тактику, как будто успокоился до поры. Но став пресвитером с новой силой стал насаждать свое мнение. С амвона он проповедовал настолько популярно, в форме доступной даже простолюдинам, что богословские вопросы стали достоянием уличных пересудов. Таким образом в спор было вовлечено множество мирян. Уже весь народ спорил не об отвлеченном теоретическом вопросе, но о самом существе веры. Церковный раскол стал не на шутку беспокоить светские власти. Тогда Император Константин I, после нескольких безуспешных попыток примирить враждующие партии, принял решение созвать для обсуждения троичного догмата Вселенский собор.

Речь идет о Равноапостольном Константине Великом. Мы помним, что однажды горожане обратились к Римскому Императору Константину I, чтобы он избавил их от другого императора тирана Максенция (неудивительно то, что оба назывались императорами — система власти в тогдашнем Риме эта позволяла). Войско Константина было в несколько раз меньше, чем войско Максенция, но, тем не менее, каждый из императоров, готовились к сражению.

По преданию перед решающим сражением Константину явился лучезарный крест, с надписью "Сим Победиши". Император поверил, нанес такой же крест на воинские знамена, щиты и доспехи воинов и одержал Победу. Видя силу Креста Господня, он принял христиан под свое покровительство. В Милане император Константин Великий издал Миланский эдикт, благодаря которому христианство перестало быть гонимым и впоследствии приобрело статус господствующей веры Римской империи.

До этого Римская власть признавала только культ своих богов. О чем свидетельствует выдающийся памятник истории знаменитый Пантеон, так называемый «всебожественный», «относящийся ко всем богам или связанный с ними»: (пан-/παν- («все») + теион/θεῖον («бог») означает «посвящённое всем богам»). Но наш Бог в число тех богов не входил, и поэтому христианам нельзя было собираться в общины и совершать богослужения. Сразу после Иисуса Христа гонение на христиан продолжалось до IV века. Единственное место, где они могли собираться, было кладбище. Во все времена почитание усопших велико. В ту пору особое отношение к усопшим позволяло собираться людям любой веры для поминания своих близких, а так же мучеников. Христиане воспользовавшись особым положением кладбищ и отношением к ним, совершали там богослужения. В больших городах кладбища устраивались под землей, катакомбы - подземные погребальные галереи в Риме. Именно там во время гонений собирались христиане.

Пришло время правления Константина, который увидел Крест в небе и поверил в Иисуса Христа. В те времена не смотря ни на что, было много верующих. Даже мама императора Константина была христианкой. Только никто не афишировал свою веру, потому что были сильные гонения. Можно предположить, что Константин тоже как –то был причастен к вере во Христа через царицу Елену. Ему Господь показал Свой Крест, как знак победы. И Константин окончательно поверил и победил.

После того, как он узаконил веру христианскую, мы знаем, что его мать царица Елена поехала в Иерусалим искать и восстанавливать древние христианские святыни. Она нашла места, где Господь наш Иисус Христос пострадал на Кресте, был положен во гроб и воскрес. В этом месте началось строительство Базилики.

Бази́лика от греческого слова βασιλική — царский дом. Именно по форме монументального архитектурного сооружения для императоров начали строить храмы, на месте императорского трона устанавливали престол для богослужений.

После разделения христиан разными ересями, Константин Великий в 325 году особым повелением пригласил съехаться имперским епископам в Никею для решения проблемы. Началась большая дискуссия. Мы знаем, что святитель Николай там в отчаянии ударил одного из противников, за что его наказали, потом правда восстановили. Так же на этом соборе святитель Спиридон своим чудом с кирпичом утвердил единство природы Лиц Святой Троицы.

С Никейским собором мы узнали имя Афанасия Александрийского. В последствии Великого. Еще в детстве ему довелось узнать гонения, однако это не поколебало его, но закалило характер и воспитало в нем непримиримость. С несгибаемостью мученика он защищал православие, утвержденное на Никейском соборе. Вся его жизнь была борьбой с арианской ересью, отрицавшей божественность Христа.

В бытность диаконом Афанасий сопровождал своего епископа Александра на первый вселенский собор. И таким образом был свидетелем победы веры над ересью Ария. Вполне возможно, что в этой победе Афанасию принадлежала некая закулисная роль. Он был и остался неуклонным последователем никейских решений, Епископ Александр умер в 328 г., признав Афанасия своим достойнейшим преемником. Избрание, однако, прошло не без трудностей, как отмечает Григорий Богослов: препятствием служила его молодость (ему было тридцать два года), цельность его характера, его резкая и непримиримая позиция в борьбе с арианством. Эта борьба стала содержанием всей его жизни, и в последующие сорок пять лет он выступал против арианства вначале в союзе со светскими властями, а затем, когда власть предала чистоту веры, то и против властей. Пять изгнаний не сломили его сопротивления и не ослабили его духа.

Еще очень интересный факт Никейского собора, что на защиту православной веры встали западные епископы. Их было всего 17 человек на соборе, но они все поддерживали православное учение о Святой Троице. Один из этих епископов при чтении Символа веры сказал такую фразу: «Голос апостола Павла звучит…». Конечно, потом Запад уклонился от истин принятых на Никейском соборе.

Итак, что отцы I Вселенского Собора защищали не на жизнь а насмерть, и почему мы их вспоминаем сегодня. Потому что Господь вознесся на небо.

Как Он вознесся? Как человек. Он, конечно, воскрес. Но, когда Он поднимался на небо, у Него были язвы на руках, на ногах, в ребрах. Он с этими ранами, как человек, возвратился в Свое первое место – одесную Бога Отца. Можно сказать, Своим вознесением Господь поднял человечество в Рай. Потому для нас это чрезвычайно важно. В этот день вспоминает Церковь, что Сын человеческий поднялся к Отцу Своему и Отцу нашему, Богу Своему и Богу нашему.

Отцы Никейского собора утверждали, что Он истинный Бог и совершенный человек. Он и Бог, и человек. И Он совершил, то что должно. Человек должен быть с Богом. Человек должен быть в Раю. Если после падения Адам был изгнан из Рая, то на Вознесение человек в образе Иисуса Христа возвратился в Рай, на Свое место. Тем самым для нас открыл путь туда. Следующим человеком, который по тому же пути поднялся на небо с телом, была Пресвятая Богородица. Господь взял Ее с телом на небо.

Мы сегодня благодарим святых отцов I Вселенского Собора за то, что они утвердили догмат о вере во «еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Света, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася»

«Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом», «Спаситель как на смерть принес за всех тело, так телом же опять проложил всем путь и к восхождению на небо». (свт. Афанасий Великий). Бог стал человеком, чтобы человек обожился, чтобы мы смогли называть Бога, как Господь в сегодняшнем Евангелии, назвал Его «Отче!».

Он научил Своих учеников называть Бога «Отче». И главная наша молитва: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли…».

Мы теперь свободно называем Бога Отцом.

В Деянии апостолов сегодня мы слышали о том, что апостол Павел, проповедуя три года в Асии, «возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа», почувствовал, что пришло время возвращаться в Иерусалим: «И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию. Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать [вас] более и дать вам наследие со всеми освященными. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и [нуждам] бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать". Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился» (Деян.20:22-36).

Апостол Павел простился с ними и предупредил их и нас, что придут волки, которые разделят народ, принесут чужие учения.

Именно поэтому мы читали этот отрывок из Деяния апостолов в день памяти святых отцов I Вселенского Собора.

Сегодня также распространяются ложные учения. А нам надо держаться истинной православной веры, изучать ее. Пока есть возможность. При монастырях и храмах открыты Воскресные школы, чтобы люди могли научиться настоящему учению Христову, узнать наставления апостолов, правильно понимать и не уклоняться в ложные учения.

Господь нам сказал, что в знании Бога есть жизнь вечная.

Бога как узнать? Конечно через учение, а так же через молитву и через нашу практику. Приходите на богослужения, открывайте свои уши, открывайте глаза, смотрите на иконы. В нашем монастыре нет икон, от которых можно заблудиться, все канонические. Все, что говорится и проповедуется, соответствует апостольскому учению, вере отцов наших. Богослужебные тексты обязательно углубят знания о Боге. Они откроют путь в жизнь вечную.

Самое главное, чтобы мы пребывали, как Иисус Христос: «Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Иоан.14:20). Когда мы принимает Тело Христово, тогда мы с уверенностью можем сказать, что Он во мне и я в Нем.

Господь открыл глаза Своим ученикам, после Своего Воскресения, будучи посреди них, раскрыл им знание о Боге, о Царстве Небесном. Так и мы узнаем Бога и Царство Небесное внутри себя, если с благоговением, верою и любовию будем приступать к Святым Христовым Тайнам. Если мы будем внимательны, Сам Господь Духом Святым научит нас истинному православию.

Еще, в заключение, несколько слов скажу о времени между Вознесением и Святой Пятидесятницей. «Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня» (Деян.1:4). Он обещал им Утешителя, который будет с нами до конца.

Вспоминая свое детство, именно в этот период, прихожане собирались в храме почти каждый день и Крестным ходом ходили по окрестностям. Останавливались около часовен и поклонных крестов, молились чтобы Господь послал нам обещанного Духа Святого, чтобы укрепиться и больше знать Отца нашего Небесного, который дает нам Вечную жизнь. Аминь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»