Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. 06.06.2021

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом.

В Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары наместник в сослужении братии обители совершил Божественную Литургию и молебен святой блаженной Ксении Петербургской.

По окончании Божественной Литургии отец наместник обратился к прихожанам с пастырским словом.

Сегодня мы слышали последнее Евангельское чтение из цикла от Пасхи до Пятидесятницы, связанных с исцелением и водой.

Мы уже слышали Евангелие о самаряныне у колодца Иакова, на праздник Преполовение Пятидесятницы, когда Господь сказал «жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т» и  «прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия», потом о расслабленном – когда Господь исцелил больного при овчей купели. Сегодня мы читали, как Господь дал зрение слепорожденному.

Вспомним прошлые чтения, расслабленный лежал и горевал, что нет у него человека, чтобы отнес его к купели, пришел Сын Человеческий и исцелил его. Самарянка встретила Христа у колодца и услышала: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Иоан.4:10).

Мы видели, что архиереи, книжники и фарисеи хватали камни и готовы были убить Его, но Господь незаметно скрылся в толпе. Потом Иисус вновь появился и встретил около храма слепого. Не просто слепого, а слепого от рождения. У него совсем не было глаз, не сформировались в утробе матери, глазницы были пустые.

Господь пришел, как Творец дал ему недостающий орган – глаза, для зрения. «Сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому» (Иоан.9:6) и отправил его умыться в купальне Силоам. Надо было слепому спуститься от храма вниз около километра.

Помните историю с расслабленном? Когда Господь его исцелил, то сказал: «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Иоан.5:14). В этом случае Евангелие нам конкретно говорит, что болел человек по своим грехам. А сегодня мы прочитали, что человек больной от рождения. «Ученики Его спросили: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Иоан.9:2). «Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Иоан.9:3). Здесь надо знать, что в то время власть над евреями была греческая. А у греков своя философия, свои боги. Среди некоторых иудеев господствовало эпикурейское мнение, будто души существуют прежде чем возникает тело, и те из них, что в бесплотном образе согрешили, низводятся в тела. Предположительно поэтому ученики именно так ставят вопрос, «кто согрешил, он или родители». Но Господь говорит, что «ни он, ни родители его». Тем самым не соглашаясь с их заблуждением, а наставляет в истинном учении, что душу дает Бог младенцу во время зачатия. А родился он таким, чтобы через него Бог показал Свою силу.

Творец восполнил изъян человеку, дал ему новые глаза, послал к купальне Силоам.

Бассейн Силоам - эта историческая купальня.

Когда на троне Иудейского царства сидел Езекия, было нападение на Иерусалим. Город окружили враги. А из бассейна ушла вода. Ибо Силоам находился за стенами Иерусалима, и чтобы не воспользовались водой враги, по молитвам пророка Исаии купальня высохла.

Но было и такое явление в те времена, если Исаия кого-то посылал в купальню, то по молитвам пророка, вода для тех людей была в бассейне, а если кто-то приходил туда не от Исаии, воды не было.

Именно поэтому купальня называется Силоам – что значит посланный.

В сегодняшнем Евангелии мы видим, что Господь, как когда-то пророк Исаия, послал слепого для того, чтобы он там нашел исцеление и спасение. Наш слепой пришел к купальне, хорошенько умылся и прозрел. Господь дал ему не просто зрение, но орган зрения.

Человек вновь возвращается в храм и опять встречает Иисуса. Но прежде, его увидели соседи, родственники, все те, кто каждый день ходил в храм и наблюдали этого слепого у ворот храма, а теперь все увидели великое чудо. Такого никогда не было и не могло быть. Человек рожденный совершенно без глаз, вдруг обрел глаза и видит.

И фарисеи тоже заинтересовались, как он прозрел. Он сказал им: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел» (Иоан.9:11). Но опять в субботу Иисус совершает действия.

Слепой по-праву мог идти в бассейн. Потому что во время шаббата можно передвигаться на определенное расстояние (расстоянии субботнего пути) . Чтобы знать предел своих передвижений, вокруг еврейских поселений и ныне натянут по столбам провод, за который религиозным евреям во время шаббата нельзя выходить.

Но купальня Силоам была в границах субботнего пути.

Так что слепой не нарушал шаббат, Иисус опять нарушал субботу: «сделал брение и отверз ему очи» (Иоан.9:14). Фарисеи и архиереи более утвердились в своем мнении, что Иисус не от Бога, потому что Он нарушает субботу. А здравомыслящие люди рассуждали: «Как может человек грешный творить такие чудеса?» (Иоан.9:16).

Тогда опять начали расспрашивать прозревшего, кто его исцелил: «Он сказал: это Пророк» (Иоан.9:17). Признал, что Тот, Который его исцелил мог быть только от Бога, Пророк.

Тогда Иудеи, не верившие в это чудо, учинили разбирательство. До смешного. Может быть, он был не совсем слепой, ища фальшь в сотворенном чуде. Нет. Все подтверждают истинно так. Родителей можно понять, они бояться попасть в немилость, им грозило быть изгнанными из синагоги за веру в Иисуса Христа. «Мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет» (Иоан.9: 21-22).

По иронии судьбы, кто обвиняли Иисуса в несоблюдении субботы, те же признали Его Богом. «Воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник» (Иоан.9: 24). Сами они, не желая того, признали божественный источник исцеления слепорожденного.

Апостол Иоанн любил насмехаться над мнимыми праведниками, и так описал следующий фрагмент сегодняшнего Евангельского чтения: «Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи» (Иоан.9: 26;30).

Видно, как они смешны, даже в своих спорах. А слепой прав. Те, кто поверил в чудо, кто признал исцеление слепорожденного, поняли, что исцеление от Господа.

Свет пришел во тьму, а тьма не приняла его. Господь пришел исцелить человека, а человек не видит Исцелителя, но видит нарушителя Шаббата.

В очередной раз они повернулись спиной к Богу. Надо было Его встречать лицом к лицу, принять Его.

В конце концов, остается встреча слепорожденного с Иисусом.

Вначале слепой знал Имя Исцелившего его, но не видел Его лица. Пришло время, когда он не только знал Имя даровавшего ему зрение, но своими новыми глазами но увидел Его.

Иисус, найдя бывшего слепца, сказал ему: «Ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Иоан.9;35-38), и стал Его учеником.

Эти строки Евангелия ассоциируются с таинством крещения:

Такие же слова все мы обязательно произносим во время крещения. Священник трижды спрашивает крещаемого или восприемников: «Сочетахся ли еси Христу?», в ответ слышит: «Сочетахся». Потом спрашивает Его: «Веруешь ли Ему?», а в ответ слышит: «Верую Ему, яко Царю и Богу» и поклоняется Ему.

Читая эти Евангельские строки, находишь сравнения.

Все так же. Слепой признал своего Творца - Сына Человеческого, признал Того, Который дал ему, вместе с глазами, духовное зрение. Исцеленный стал Его учеником и поклонился Ему.

Пусть Господь научит нас, снова сочетаться Христу, как Царю и Богу и будем Ему поклоняться.

Еще один важный аспект в исцелении слепого – это послушание. Не случилось бы чуда, если бы слепой не имел безусловного послушания. Не только верить, но исполнять. Господь уже сделал брение, положил его слепому на глаза. Но еще Он послал слепого в купальню, омыть лицо.

Не Силоам исцелил слепого, он там просто отмыл землю со своего лица, но его послушание. Слепой, наверное, с трудом шел до воды, а на обратном пути прозрел и увидел, Того, Который его послал к бассейну.

Здесь все произошло чудным образом. Господь послал слепого к бассейну Силоам, тот, имея послушание, пошел и получил исцеление.

Так же и мы не пропустим встречу, с Тем, Которого нам послал Отец Небесный, для нашего исцеления, чтобы нам обрести духовное зрение. Если мы еще раз сегодня откроем Евангелие и прочтем что было дальше, то мы увидим, «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Иоан. 9; 39).

Фарисеи, сами сделали себя духовно слепыми «мы имеем Моисея», которого они вообще не могли видеть, потому что тот жил несколько веков до Нового Завета. А Тот, Который стоял перед ними, фарисеи не признали.

Творец приложил максимум усилий, ради нас, чтобы мы могли увидеть Бога   и не умирать. А Моисей на горе Синай не мог смотреть на Бога, он прикрыл лицо руками, потому что невозможно было увидеть Бога и не умирать.

Сам Господь пришел к нам на встречу, теперь доступный.

Ходил по Земле искал человека, Адама. «Адам где ты? Я пришел тебя исцелить, дать здоровье, духовное зрение, вечную жизнь». Аминь.


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»