Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне. 30.05.2021

Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне.

30 мая 2021 года в Неделю 5-ю по Пасхе о самаряныне, в Свято-Троицком мужском монастыре города Чебоксары наместник архимандрит Василий (Паскье) совершил Божественную литургию. Ему сослужили: иеромонах Тивуртий (Шерушинин) и иеромонах Африкан (Яковенко).

 По окончании богослужения отец намесник поздравил всех молящихся с праздником и обратился с пастырским словом.

Мы достигли недели о самаряныне. Прошлое воскресение было о расслабленном, а между двумя этими событиями было еще Преполовение Пятидесятницы, все эти события объединяет одно – Господь приглашает к себе всех жаждущих.

Сегодня мы слышали евангельское зачало, которое насыщено глубокими смыслами и заслуживает самой высокой духовной оценки.

Размышляя о последних евангельских сюжетах, вспоминаем, что Иисус становится именно тем человеком, которого ждал расслабленный тридцать восемь лет, а сегодня картина меняется, мы видим женщину.

Апостол Иоанн описывает не просто то, что увидел. Нет, он передает осмысленное событие происходящего. И дает нам повод для размышления.

Мы знаем, что Господь уже был в Иудеи, в Иерусалиме, проповедовал, уже встречал сопротивление, а теперь решил возвратиться в Галилею.

Из Иерусалима в Галилею можно попасть тремя путями, по морскому побережью, или вдоль Иордана через Иерихон, или же напрямую – через Самарию.

В этот раз Господь шел через Самарию в город Наблус в древности Флавия Неаполис. Это известный город. Часто название города мелькает в новостях. Постоянно что-то там происходит арабы, палестинцы, израильтяне, то стычки, то камнями кого-нибудь закидают. Между городом и горой Гаризим, знаменитой тем, что на ней до сих пор самаряне совершают жертвоприношения, находится колодец Иакова. Земля Иосифа, сына Иакова. Теперь Наблус разросся, и колодец оказался в городе, но раньше он находился в пустынном месте.

Православные паломники бывают там, я тоже там был, и видел своими глазами.

Из Евангелия мы знаем, что Господь идет из Иерусалима. Путь не близкий. Он прошел 75 км. Значит Он уставший и остановился у колодца. Так же мы знаем, что это полдень, значит солнце высоко, время самой жары. Рассуждая, можно представить: что Господь, уставший, голодный, потому что Он послал Своих учеников в город купить хлеба и еще что-нибудь, и еще мы знаем, что у Него жажда. Сидел у колодца, ничего у Него нет, чтобы набрать воды. Удивительно и неожиданно, к колодцу пришла женщина - самарянка.

Представим себя в такой ситуации, если дома нет водопровода, надо постоянно запасаться водой. Женщина возьмет коромысло, два ведра и пойдет на колодец. Но, зная, что днем сильная жара и солнцепек, когда вы пойдете за водой? Или рано утром, или вечером. Никому не придет в голову идти по самой жаре за водой. Ведра тяжело нести, да еще солнце печет, дополнительная нагрузка. О трудности полудня нам и Библия говорит. В псалме 90 есть слова: «Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, от ве́щи во тме преходя́шия, от сря́ща, и бе́са полу́деннаго». И для монахов - пустынников полдень – это самый тяжелый момент, искушения, уныние, лень, сон.

Про полуденные искушения мы еще знаем, что в шестой день и в шестой час дьявол пришел искушать Адама, но прежде он искусил Еву.

Теперь понимаете связь событий?

Господь сидит у колодца в шестой час.

Колодец – это не простое место, место встречи. Потому что все рано или поздно придут за водой. Если кого-то хочешь встретить, надо идти к колодцу. Но Господь выбрал именно шестой час, полдень, когда никого там не должно быть, кроме этой женщины. Она не может идти со всеми женщинами утром или вечером, потому что блудница. «У тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Иоан.4:18). Которая стыдно быть со всеми, то единственное время набрать воды – это полдень, когда там точно никого не будет. Но там все-таки Кто-то был - был Господь. Он подобрал именно полдень, чтобы встретить эту грешницу.

Дальше идут в Евангелие удивительные слова. Если у вас хоть чуть-чуть есть духовный опыт и жизнь во Христе, жизнь Духом Святым, то эти слова должны волновать ваше сердце: «Иисус говорит ей: дай Мне пить» (Иоан.4:7) – самарянка в недоумении, она узнала в Нем еврея, что нетрудно. На нем иудейская одежда, малый талит, края которого всегда видны из под одежды, и напоминают о постоянной молитве, касаясь рук. «Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Иоан.4:8,9).

И тогда Иисус произносит именно те слова, которые приводят в трепет каждое верующее сердце: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Иоан.4:10).

Дар Божий – Дух Святой. Иисус Христос – один из лиц Святой Троицы. Если Дух исходит от Отца, то к нам Он переходит через Иисуса Христа. «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него».

Здесь надо вспомнить, что мы пели в праздник Преполовение Пятидесятницы. «… жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми,/ я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́:/ жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т…». А так же в Псалтири,: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс.41:2). Животные все приходят на источник свежей воды, этими словами Давид выразил свою жажду Духа Святого, который обязательно потом должен исходить от него. Человек, познавший Дар Божий, сам становится источником.

Хотел сегодня вам задать этот вопрос. Знаете ли вы Дар Божий? Вы должны Его знать. Он запечатан внутрь каждого христианина в день своего крещения. Священник помазует Миром на челе, очах, ноздрях, устах, ушах, персях, руках и ногах, произнося при каждом помазании слова молитвы таинства: «ПЕЧАТЬ ДАРА ДУХА СВЯТАГО, АМИНЬ», Этим видимым действием освящаются невидимо Святым Духом мысли, чувства и все действия жизни человека.

Источник Дара Божия внутри нас. А нам надо постепенно вскрыть печати и познать свою жизнь Духом Святым, жизнь во Христе.

Самарянка, переводит тему от духовного смысла к материальному: «Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?» (Иоан.4:11). Наверное она догадалась, но упрямилась, не без промысла Божия, чтобы мы лучше поняли, чтобы Господь больше раскрыл тайну встречи у колодца.

Колодец в Библии всегда особенное место. Всегда что-то около колодца происходило значимое. Многие из патриархов нашли своих жен у колодцев. Если вспомнить историю Моисея, он сбежал из Египта, после того, как убил египтянина. Жажда одолевала его в пустыне. «Уставший от далекого пути, он сел у колодца отдохнуть и с любопытством стал наблюдать, как семь девушек-пастушек поят овец. Но вот к колодцу подошла ватага пастухов; они грубо оттолкнули девушек и стали поить свой скот. Возмущенный поступком пастухов, Моисей встал и, невзирая на усталость, грозно на них замахнулся. Наглецы испугались и ушли. Моисей помог девушкам напоить овец, и те благополучно вернулись домой. Оказалось, что пастушки были дочерьми мадиамского священника по имени Иофор. Благодарный отец пригласил Моисея в свой дом, а когда узнал, что пришелец, помимо всего, состоит в отдаленном родстве с ним, то принял его в лоно своей семьи и выдал за него дочь свою Сепфору, от которой родились два сына: Гирсам и Елиезер» (Исх.2:17-23). От своего тестя мадиамского жреца Моисей узнал о Истинном Боге. В Библии много таких моментов, когда у колодца происходили судьбоносные встречи.

И снова мы видим, что Господь идет и встречает женщину. Не для избрания ее в спутницы, а для того, чтобы исправить грех, начавшийся в раю.

В начале Библии, шестой час был часом сильных искушений для человека, змей пришел искушать Еву и Адама. Теперь не змей, а Спаситель и заговаривает с Евой в образе самарянки о высших ценностях, о Даре Божием.

Благодарим Евангелие за то, что здесь Господь раскрывает Себя, как Христос. Когда женщина говорит Ему: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (Иоан.4:25-27).

Потом описывается, как она побежала в город: «Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Иоан.4:29) Все пришли посмотреть на Него.

Есть еще один момент в этом Евангельском отрывке, когда Господь раскрыл ее греховную жизнь. С одной стороны, их диалог касается непосредственно самарянки. Но есть толкование отцов Церкви, где они пишут, что Господь обращается к ней, как к целому народу. Он открывает ей про ее мужчин: «ибо у тебя было пять мужей» (Иоан.4:18) - Самаряне, в отличие от евреев, признают только пять книг Библии. Битие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. И продолжает: «И тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Иоан.4:18), ибо самаряне, на самом деле, выходцы не из евреев, а народ пришедший на эту землю, и принявший веру, но только в его основе (Пятикнижие), и поэтому их традиции – это не чистые традиции. Второй смысл толкования.

А самарянка бежала в город рассказывая всем: «не Он ли Христос?» (Иоан.4:29), «Когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Иоан.4:40-42).

Хотел, чтобы сегодняшнее Евангелие открыло нам духовный путь, духовную жизнь, духовное поклонение. Бог есть Дух, поэтому поклониться можно Ему только духом.

Только духом мы можем знать Его и знать Дар Божий.

Самое главное, чтобы мы узнали Кто пришел к нам, и просит пить.

Пусть каждый наш шаг, а особенно каждое богослужение, мы чувствуем близость Господа. Пусть мы всегда чувствуем, Его обращение к нам, иногда как: «Дай Мне пить», иногда Он просит, дай Мне твое сердце, иногда Ему надо нашу кровь, нашу жизнь. А мы, во время богослужения с диаконом паки и паки молимся, помянувши Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и всех святых, говорим , что весь живот наш Христу Богу предаем. Значит мы постоянно говорим, что всю свою жизнь Христу Богу придаем. Пустословие это или действительно это наше состояние, мы весь живот наш, всю нашу жизнь готовы отдать Христу. Потому что Сам Христос обращается к нам с просьбой: «Дай Мне пить», «Дай Мне твою жизнь, дай Мне твою душу.» Отклоним мы или скажем в ответ «Тебе, Господи». То есть отдам все, что у меня есть, и душу и сердце и помышление.

Нам есть о чем думать, как жить по христиански, как Евангелие звучит в нашей жизни, как мы постепенно будем раскрывать в себе ПЕЧАТЬ ДАРА ДУХА СВЯТАГО, на пути к главному празднику обители, Пятидесятницы, Сошествие Святого Духа на апостолов, и не только на апостолов, но и на нас.

Чтобы мы всегда знали Духом Святым, Того Кто придет к нам спросить «Дай Мне пить»! Аминь.

 


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»