Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Сделать пожертвование


Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. 23.05.2021

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.

23 мая 2021 года в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары наместник архимандрит Василий (Паскье) возглавил Божественную литургию и молебное пение новомученику и исповеднику земли Чувашской Димитрию Воскресенскому (1938), празднование памяти священномученика было перенесено с 22 мая.

Отцу Василию сослужили братия обители в священном сане. 

По окончании Божественной литургии отец наместник с братией совершили молебное пение священномученику.

Протоиерей Димитрий рано остался без родителей, но смог закончить и школу и Симбирскую Духовную Семинарию.

В 1895 году рукоположен во священники к селу Полибино Алатырского уезда. После перевода, арестован был в селе Анастасово Курмышского уезда, в котором прослужил 26 лет.

Протопресвитер Димитрий Воскресенский 30 декабря 1937 года был приговорен спецтройкой НКВД ЧАССР по статье 58 пункта 10 к 10 годам за контрреволюционную деятельность и заключен в исправительно-трудовой лагерь. 22 мая 1938 года, в день празднования Николы Чудотворца – престольного праздника своего храма, отбывая срок наказания в Алатырской исправительно-трудовой колонии отец Димитрий скончался, по записи врача от порока сердца, и был погребен на кладбище колонии в безвестной могиле.

После молебна отец наместник поздравил богомольцев с праздником, и обратился к собравшимся с пастырским словом. 

Двигаясь от праздника Воскресения Христова и недели Жен-Мироносиц, мы постепенно готовимся к празднику Пятидесятницы. Теперь каждое воскресение Евангельское чтение на Божественной литургии будет связано с водой. Сегодня мы слышали Евангельское зачало «О расслабленном». Он среди великого множества больных, слепых, хромых, иссохших, ожидал движения воды. Следующее воскресение мы будем читать «О самаряныне», между ними будет «Преполовение Пятидесятницы», где Господь призывает: «Приидите и почерпите воду безсмертия». Все это нам напоминает обретение Дара Святого Духа.

Сегодня в Евангелии мы слышали, как Господь находится в Иерусалиме на празднике. Он находится около храма и проходил мимо бассейна, называемого «по-еврейски Вифезда» (дом милосердия, место исцеления). Хорошего там ничего не было. Это купальня для омовения овец перед приношением их в жертву. Было замечено, что там регулярно происходило движение воды, по преданию: «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Иоан.5:4).

Каждый день там толпилось множество людей, ждущих движения воды, в надежде на исцеления.

В тот раз Господь находился среди этих людей. Надо сказать, что внимание Его привлек только один человек, со слов евангелиста Иоанна Богослова, «Находившийся в болезни тридцать восемь лет» (Иоан.5:5). Тридцать восемь лет страдал! Евангелие повествует, что он здесь не один год, много лет лежит рядом с водой и надеется на исцеление. Господь подошел к этому человеку и спросил: «Хочешь ли быть здоров?» (Иоан.5:6). Мы знаем, что ответил расслабленный: «Не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода» (Иоан.5:7). «Нет человека» - эти слова толкают на размышление. Вспоминая Евангельский текст, можно подумать, как нет человека? Там сотни людей находятся около этой воды, а еще столько же священников и левитов (диаконов) в храме, совсем рядом, которые могли бы помочь. А больной говорит: «Не имею человека».

Эти слова заставили сегодня меня задуматься.

Я вспомнил известную легенду о Диогене Синопском, древнегреческом философе, жившим в бочке. Однажды Диоген зажёг днём фонарь и стал ходить по улицам. На вопрос относительно того, что он делает, философ отвечал: «Ищу человека». Даже из неверующего, языческого мира ищет человека. И в нашем случае, около купели, больной тоже ищет человека. В Евангелии есть слова, ясно указывающие на конкретного человека. Один римлянин сказал «Се, Человек!» (Иоан.19:5). Понтий Пилат, вывел Иисуса после бичевания, в терновом венце и в пурпурной мантии перед толпой, чтобы огласить приговор. Приговор начинался со слов: «Се, Человек…» Вот Тот, Которого, и греческий философ, и больной у купальни ждали и искали. Пилат говорит: «Се человек…». В сегодняшнем Евангелии мы видим, человек ищет человека. А Человек, Христос, настоящий Человек, Который создал по Своему образу человека, также ищет человека. И находит, который сказал «Нет у меня человека». Иисус явился для расслабленного именно Тем Человеком.

Еще есть один похожий отрывок в Евангелии, Притча о добром самаря́нине. Один человек попал в руки разбойников, и лежал у дороги, а мимо проходили и священник, и левит, церковные люди, которые обязаны помогать любому человеку. Но прошли мимо. Самарянин – образ Христа, единственный заметил избитого, нуждающегося в помощи человека.

И в нынешнем отрывке человек ждал помощи другого человека, а около него сотни людей, не только, как он больные, но и те, кто купил овец для жертвоприношения, и служители храма, которые пришли выбрать овец для совершения обряда. Здесь же Агнец Божий – это и есть Человек, Который встречает другого человека для исцеления.

«Хочешь ли быть здоров?», конечно, «Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Иоан.5:7). Тогда Господь представил Себя, человеком, могущим помочь ему: «Иисус говорит ему: встань» (Иоан.5:8). Но до этого есть такой удивительный момент. Этот больной назвал человека, который подошел к нему Господом. Расслабленный понял, что пришел к нему Сам Господь. Мы знаем историю, что было дальше. Книжники, фарисеи, первосвященники сразу увидели, что тот послушал Господа, Сына Божьего: «возьми постель твою и ходи», выставили беднягу нарушителем закона, накинулись на него: «Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели» (Иоан.5:10). Они не хотели видеть чудо исцеления, их интересовало одно: «Кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?» (Иоан.5:12). Их не интересовало, Кто Тот, Который исцелил, дал здоровье, но сразу обвиняли, Кто заставил в субботу работать? Но бывший расслабленный не поддался иудеям, не согласился с такой интерпретацией. Когда его спросили, Кто заставил нарушить закон, «Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи» (Иоан.5:11). Исцеленный не знал имени своего Спасителя, ибо Иисус, не желая вступать в распри с иудеями, «скрылся в народе, бывшем на том месте» (Иоан.5:13). Исцеленному нет дела до того, что он в субботу нарушил закон, у него радость, 38 лет он лежал расслабленный, страдал, ждал этого дня, и пришел человек, который сказал будь здоров, и теперь он здоров, а те обвиняют его, что он работает в субботу. Не видят чуда, сотворенное Сыном человеческим в образе настоящего человека.

Если посмотреть подальше, когда первый человек согрешил, Бог искал в Раю: «Адам, ты где?», Господь хотел исцелить его. Но тот начал оправдываться, свалил все на жену, а жена на змия, и т.д. А наш расслабленный, может не меньше грешный, но сказал, я жду человека. А Человек напротив него. И сказал ему, будь здоров, возьми свой одр, иди домой. Именно это спровоцировало раздражение. Все разделились на две части, одни видели Сына Божьего, другие считали Его разрушителем субботы. Вели себя, как идолопоклонники, для них самое важное суббота! Опять в субботу кого-то исцелил, опять нарушил закон. Но не видели, что Господь в субботу исцелил человека, вернул ему здоровье, простил ему грехи. В тот момент Иисус спрятался в толпе. Но, все же, Господь снова встретил исцеленного в храме, и сказал ему Свое имя. Человек тогда сказал Иудеям, «Исцеливший его есть Иисус» (Иоан.5:15).

В этом Евангелии мы узнали человека, который ищет Человека и находит.

И хочется верить, что мы, искатели настоящего Человека, образ, на Который мы подобие, образ, Который является образом первого человека, сегодня нашли.

Может быть мы искали Его, как Диоген, «Ищу человека!», а мы не только Его нашли, но мы еще знаем Его имя. Имя высшее всех имен, имя, при произношении которого, все должны приклонить свои колени, имя, которое исцеляет нас, имя которое спасает нас. Суть имени Иисус – Бог спасает.

Пусть Тот, Которого мы нашли, будет для нас не нарушителем заповедей, а Тем, Который исцеляет нас. И пусть у нас хватит духа сказать перед любыми свидетелями, знаю имя Того, Который меня исцелил – имя Его Иисус. Пусть Он, Которого мы нашли, каждому из нас простит грехи и откроет новую жизнь.

Так же одр расслабленного можно сравнять со словами, сказанными Господом ученикам Своим: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:24). Одр, как крест, на котором человек много лет лежал, он был позором, а стал знаком победы. Каждый из нас должен нести свой крест не как знак позора, а как знак победы. Исповедовать перед всеми имя Того, Кто меня исцелил и телесно, и духовно, знаю Его – это Иисус. И под Его именем буду жить дальше.

Человек, искавший человека, нашел Его, а так же нашел спасение и возвращение в Рай, где Господь и человек находились вместе.

А еще, вспомним Евангельскую притчу о самарянине, Господь сказал там о нашем ближнем. Кто для меня ближний, если не Иисус Христос? Самый близкий человек для каждого из нас. И хорошо бы это понимать всем сердцем. Именно Тот, Которого не признали, и назвали даже самарянином, пришел и единственный на меня посмотрел, лечил, потрудился отвезти в уютное место и заплатил за меня еще вперед. Сегодня Господь напомнил исцеленному: «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Иоан.5:14).

Понятно, что болезни наши связаны с нашим греховным состоянием. Мы грешим и поэтому болеем. Господь же не хочет наших страданий, исцеляет нас. А нам надо признавать, почему я заболел. Если Господь дал мне здоровье, то я не буду жить по-прежнему, а постараюсь больше не согрешать, чтобы мое положение не стало еще хуже, чем до встречи с Иисусом Христом.

Сегодня для нас великий урок. Всем нам предупреждение – грех твой прощен, Я тебя исцелил, больше не согрешай.

С этими словами пойдем домой, рассказывать своим родным: нашел человека, который дал мне здоровье, теперь возьму свой одр – свой крест, последую за Христом, и постараюсь больше не грешить. Аминь.

После братской трапезы отец Василий, по доброй традици, побывал на могиле митрополита Варнавы, совершил панихиду.

Накануне архимандрит Василий и братия совершили Всенощное бдение с литией и помазанием освященным елеем.

 


Возврат к списку


Материалы по теме:

Сайт «Свято-Троицкий православный мужской монастырь» работает на «1С-Битрикс: Управление сайтом»